Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТА «МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ»



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТА «МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ» // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

В конце 1980 –– начале 1990-х гг. в отечественной гуманитаристике формируется лингвокультурологическая парадигма, в рамках которой вознкиает перспективное научное направление, посвященное изучению концептов культуры [8].  Современный концептуальный анализ предполагает комплексное описание концепта посредством анализа парадигматических, синтагматических и деривационных связей и отношений слов –– репрезентантов концепта.

В наших предыдущих работах мы исследовали синтагматические и парадигматические особенности языковой экспликации концепта менталитет / ментальность. В настоящем исследовании рассматриваются ее словообразовательные особенности, которые проявляются прежде всего в устройстве системно-языкового словообразовательного гнезда, элементами которого являются слова менталитет и ментальность, а также в специфике  словообразовательных значений всех слов, составляющих это гнездо.

Менталитет и ментальность на формально-структурном уровне соотнесены с исходным прилагательным ментальный, и, по данным словарей иностранных слов и ряда научных исследований [2], рассматриваются как производные от него в диахроническом плане. В целях нашего исследования важно разграничивать производность диахроническую, которая показывает, как реально образованы слова в истории языка, и синхроническую, которая показывает, в каких отношениях находятся уже созданные лексические единицы на синхроническом срезе системы языка (результаты диахронической и синхронической производности могут не совпадать) [4].

Сами по себе единицы менталитет и ментальность находятся в отношениях взаимной мотивированности. Нерегулярный словообразовательный суффикс –ИТЕТ (см. модель аналогичного образования суверенитет ¬ суверенный, иммунитет ¬ иммунный и т.д.) и стандартный словообразовательный суффикс -ОСТЬ являются показателями образования отадъективного отвлеченного существительного, носителями абстрактного терминологического словообразовательного значения.

Имеется определенная проблема в рассмотрении слова ментальный как производящего слова по отношению к словам менталитет и ментальность в синхроническом аспекте  по причине расхождения значений. Слово ментальный в современном употреблении, чаще всего в научном, специальном, означает: «(мед., психол.). Относящийся к мышлению, умственным способностям человека. Ментальные возможности ребенка» [9]. Его синонимами выступают лексемы умственный, интеллектуальный, мысленный, духовный, реже –– концептуальный (в смысле –– ‘относящийся к концептосфере, к концептуальной системе’).

Однако мы все же считаем слово ментальный синхронически производящим, исходным на том основании, что сужение семантики производного слова на базе широкой семантики исходного является вполне обычным процессом в сфере словообразования [4]. Можно также утверждать, что именно из этой предельно широкой семантики производящего слова производные лексемы менталитет и ментальность наследуют базовый когнитивный признак ‘отношение к сфере духовной деятельности’, выявленный ранее, при анализе парадигматики концепта.

Применительно к современным особенностям использования слова ментальный в научном гуманитарном дискурсе нами выявлена интересная закономерность. В работах М.К. Голованивской, В.В. Колесова, В.А. Масловой, Т.Б. Радбиля и др. слово ментальный выступает в не отмеченном словарями значении относительного прилагательного ‘имеющий отношение к менталитету / ментальности’:

(1) Средневековое мировоззрение … дало сегодняшним французам все имеющиеся в их ментальной культуре [= культуре менталитета, менталитете –– Л.Ж.]«цветы зла» и тревожности, иррациональности в ощущении поиска того, что и не может быть найдено [1, с. 16];

(2) По своему происхож­дению культура имеет природные истоки, социальные истоки, ментальные истоки [= имеющие отношение к менталитету –– Л.Ж.], антрополо­гические истоки [5, с. 43];

(3) Если культурология исследует самосознание человека по отношению к природе, обществу, истории, искусству и другим сферам его социального и культурного бытия, а языкознание рассматривает мировоззрение, которое отображается и фиксируется в языке в виде ментальных моделей [т.е. бытующие, укорененные в менталитете –– Л.Ж.] языковой картины мира, то лингвокультурология имеет своим предметом и язык и культуру, находящиеся в диалоге, взаимодействии [3, с. 8];

(4) Менталитет, конечно, не просто социальное, не чисто биологическое, не только психологическое явление, это присущее всем общенациональное про­явление неких глубинных представлений о мире, не имеющее, впрочем, каких- либо расовых предрасположений. Ментальные архетипы [т.е. его архетипы = архетипы  менталитета –– Л.Ж.] складываются истори­чески и постоянно развиваются, и необходимо определить, по каким принципам это осуществляется [2, с. 11].

Однако наличие нового значения у слова, которое тем самым может трактоваться как семантический неологизм, позволяет говорить об определенной перестройке словообразовательных отношений. Получается, что в плане семантической мотивированности ментальный в этом новом значении ‘имеющий отношение к менталитету / ментальности’ уже само мотивировано менталитетом / ментальностью как относительное прилагательное (так же, как, например: золотой ‘имеющий отношение к золоту’ ¬ золото), и здесь мы можем даже говорить об обратной деривации.  Следовательно, ментальный « ментальность находятся в отношениях синхронической взаимной мотивированности (формально мотивирующее слово ментальный, а семантически мотивирующее  –– ментальность).

Чтобы избежать ненужной нераспределенности и смысловой дублетности двух разных значений слова ментальный –– исходного и нового, авторы научных текстов «изобрели» для выражения значения ‘имеющий отношение к менталитету / ментальности’ словообразовательный неологизм –– менталитетный, который позволил дистанцироваться от ментальный в его первичном, устоявшемся значении.

См., например, название одного учебного пособия: «Менталитетные свойства русской языковой личности в зеркале словаря, грамматики и морфемной структуры слова: Программа спецкурса» (Л.И. Чижова, 2007), –– а также такие словоупотребления в Интернете, как менталитетный аспект, менталитетная сфера и пр.

Имеется это слово и в научном гуманитарном дискурсе: Инструментарий данного ответвления новой риторики позволяет существенно углубить дискурсный анализ разнообразных текстов, придав ему историко-менталитетный характер (Валерий Тюпа, «Дискурсные формации. Очерки по компаративной риторике», 2002).

Примечательно, что неологизм менталитетный встретился нам и в художественной речи: Менталитетный выбор: дороже –– значит лучше (Сергей Абрамов, «Мертвые не плачут», 2014).

Отметим, что данное потенциальное слово образовано уже по стандартной продуктивной суффиксальной модели:  МЕНТАЛИТЕТ-Н-ЫЙ ¬ МЕНТАЛИТЕТ (как приоритетный от приоритет), что делает его адекватным выразителем требуемого для признаковой абстрактной научной лексемы комплекса смыслов.

Интернет-мониторинг выявил также три вхождения для еще одного словообразовательного неологизма –– слова ментальностный:

(1) В гуманитарных науках существует несколько подходов к изучению фобий, обозначим их как ментальностный, психоаналитический, бихевиористский и, наконец, функциональный (А.А. Аношкин,  «Фобии в российской предпринимательской культуре: культурологический анализ нарратива», 2009);

 (2) Комплексный страноведческий анализ. «Ментальностный» и «идентичностный» подходы (В.С. Макаров, «Страноведение: основы теории и практики: Программа дисциплины», 2014);

(3) Чтобы переломать многовековой ментальностный уклад в России, нужно (всего-навсего) лет этак 50 внешнего управления… (Мониторинг времени –– Hegel.ru).

И это потенциальное слово тоже образовано по стандартной продуктивной суффиксальной модели, но уже от слова ментальность: МЕНТАЛЬНОСТ-Н-ЫЙ ¬ МЕНТАЛЬНОСТЬ (как личностный от личность).

Таким образом, конкуренция употреблений менталитет и ментальность сохраняется и для производных на базе этих слов прилагательных –– словообразовательных неологизмов менталитетный и ментальностный.

Кстати, семантический неологизм ментальный в теории языковой аномальности Т.Б. Радбиля рассматривается как разновидность семантических аномалий, а неологизмы менталитетный и ментальностный –– как разновидности аномалий словообразовательных. Однако в соответствии с этой теорией их появление мотивировано потребностями говорящих в новой номинации и оправданно с точки зрения системных свойств языка [6; 7].

 В целом анализ словообразовательных особенностей языковой экспликации концепта менталитет / ментальность не обнаружил новых когнитивных признаков концепта, но позволил уточнить некоторые выявленные, а также получить представление о специфике функционирования этих слов в реальном бытовании языка. Выявлен 1 семантический  и 2 словообразовательных неологизма, что подтверждает наличие развернутых понятийных связей между этими словами как проявление их активного вхождения в языковой обиход, как показатель их концептуального и языкового освоения в речевой практике общества, в языковом сознании носителей языка.

Список литературы

  1. Голованивская М.К. Ментальность в зеркале языка. Некоторые базовые мировоззренческие концерты французов и русских. М.: Языки славянской культуры, 2009. –– 374 с.
  2. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. –– 624 c.
  3. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику: Учебное пособие. М: Флинта, Наука, 2006. –– 294 с.
  4. Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование: учеб. пособие для вузов / В.Н. Немченко. М.: Просвещение, 1984. –– 255 с.
  5. Радбиль Т.Б. Основы изучения языкового менталитета: Учебн. пособие. 2-е изд., стереотипн. М.: Флинта; Наука, 2012. –– 328 с.
  6. Радбиль Т.Б. Норма и аномальность в парадигме «реальность –– текст» // Филологические науки. 2005. №1. –– С.53-63.
  7. Радбиль Т.Б. Языковая аномальность в русской речи: к проблеме типологии // Русский язык в научном освещении. 2006. №1 (11). –– С. 77-100.
  8. Ручина Л.И. Место лингвокультурологии в ряду лингвистических дисциплин // Вестник ННГУ. 2000. № 1. –– C. 183-186.
  9. Современный толковый словарь. М.: Советская энциклопедия, 1998. –– 611 с.[schema type=»book» name=»СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ЭКСПЛИКАЦИИ КОНЦЕПТА «МЕНТАЛИТЕТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ»» author=»Жуковская Лариса Игоревна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://cbtp.asean.org/slot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacor https://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/ https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/https://www.kelasips.com/slot-gacor/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/