Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭКСПРЕССИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭКСПРЕССИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Филологические науки. ; ():-.

Языковая модальность, представляющая собой одну из основных среди семантических категорий, устанавливает связь высказывания и внеязыковой действительности. Субъективный план модальности формируется за счёт облигаторно присутствующего в структуре высказывания отношения Говорящего к объективному миру, который принципиально непостижим эмпирически. Интерпретация, к которой прибегает человек в процессе познания, закономерно предполагает определенный «коэффициент» субъективности, в том числе и в составе объективной модальности [5, с. 135].

Различная степень вербализации субъективного компонента объективной модальности связана, в том числе, и с её обусловленностью категорией оценочности, особенно в тексте и дискурсе, выдвигающих на первый план коммуникативный процесс и его участников [3, c. 96]. Корреляции объективной и субъективной модальностей в художественном тексте характеризуются наибольшей сложностью, что в целом связано с антропоцентрическим характером такого текста и необходимым присутствием в нем субъективности продуцента в представлении как видимого / невидимого внешнего мира, так и мира внутреннего (авторского / персонажного). Л.Г. Бабенко указывает в этой связи: «Как только предметом рассмотрения становится текстовая модальность, стройность и четкость дифференциации модальных значений утрачивается, размываются их границы, наблюдается их пересекаемость и взаимодействие» [2, с. 13].

Дискуссионность проблемы реализации объективной модальности в художественном тексте обусловлена многомерностью его семантической структуры. Некоторые исследователи полагают, что сложная референтность художественного текста детерминирует «неразличение» реальности / ирреальности, манифестирование только «изображенного мира», что позволяет отказаться от параметрирования в нем объективной модальности [См.: 4]. Мы солидарны с другой позицией, менее категоричной в отношении реализации объективной модальности в тексте: «Объективная модальность определяет способ отношения сложного сигнификата текста, являющегося своеобразной суммой пропозиций, тесно связанных между собой в микротекстах высказываний, к референту текста — картине мира. Субъективная модальность обнаруживается в построении композиции художественного текста, в авторском отношении к описываемому, которое проявляется в реализации категорий оценки, образности, эмотивности, экспрессивности, в специфике подачи содержательно-фактуальной, содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации текста» [9, с. 112].

Индивидуально-авторская картина мира, запечатлеваемая в художественном тексте, всегда представляет собой определенный вариант интерпретации действительности, который реализуется продуцентом такого текста: «Можно предположить разную степень соответствия содержания текста действительности: максимальную, когда изображаемые события в большей степени приближены к действительности, и минимальную, когда содержание произведений нацелено на будущее или воплощает фантазии, иллюзии и в меньшей степени соответствует реальности» [2, с. 134]. В таком ракурсе  субъективная модальность художественного текста предстает как совокупность приоритетных модальных значений: «…иерархия значимости разных модальных компонентов в тексте иная, чем в языке: в нем именно субъектно-оценочная модальность является основой концептуального пространства текста, ибо она представляет собой мнение автора о мире, в основе которого всегда лежит познавательная оценка» [2, с. 134]. В сферу субъективной модальности «втягиваются» и значения ситуативной модальности как разновидности модальности объективной (возможность, желательность, необходимость). Примечательно, что в художественном тексте эти значения зачастую приобретают признаки оценочности, манифестируя ценностные категории и понятия [См.: 1; 6; 8; 11].

Неотъемлемым свойством художественного текста закономерно предстаёт авторская модальность как «выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его концепции, точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю» [3, с. 96-97], реализуемая посредством разноуровневых языковых единиц. Маркеры авторской модальности репрезентированы в персонажных характеристиках, в акцентировании значимых фрагментов текста и пр.

Среди лексических средств авторской модальности особое место занимает экспрессивно-оценочная и эмоционально-окрашенная  лексика, семантику которой организует оценка. Эмоционально-оценочная семантика языковых единиц является одним из эффективных способов экспликации субъективности в языке, что обусловлено ценностными характеристиками, релевантными для когнитивной деятельности.

Авторская модальность реализуется на всех уровнях текста романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», однако в повестях, составляющих его, она приобретает усложненность ввиду наличия различных нарраторов, с позиций которых представлен художественный мир и охарактеризованы персонажи и события. На наш взгляд, авторской модальностью целесообразно именовать те модальные значения, которые маркированы прагматиконом повествователя, в противоположность персонажной, характеризующей других, отличных от нарратора, героев.  Бесспорными случаями, в которых авторская модальность эксплицирована в полной мере в художественном тексте, следует считать те, которые выявлены при анализе «Предисловия». Именно в этом фрагменте образ автора предстает без последующих «наслоений», вне фикциональных  «масок», созданных М.Ю. Лермонтовым для реализации художественной задачи. Так, начиная свой роман словами «Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики» [7, с. 7], автор уже указывает на собственный читательский опыт, который, безусловно, содержит определенные коннотации, эксплицированные лексемами, выделенными курсивом. Экспрессивность художественного текста усиливается определенными синтаксическими конструкциями, которые уточняют семантику оценочности: «Но обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели  до журнальных нападок, и потому они не  читают предисловий. А жаль, что это так, особенно у нас» [7, с. 7].

По мнению В.Н. Телия, категория оценочной (субъективной) модальности устанавливает связь «между ценностной ориентацией говорящего/слушающего и обозначаемой реалией, оцениваемой положительно или отрицательно по какому-либо основанию (эмоциональному, этическому, утилитарному и т.п.) в соответствии со «стандартом» бытия вещей или положения дел в некоторой картине мира, лежащим в основе норм оценки» [10, с. 23]. Личностные, межличностные и социальные аспекты детерминируют выбор средств реализации авторской модальности, характеризуя одновременно и продуцента художественного текста. Так, в романе М.Ю. Лермонтова высказывание «Наша публика похожа на провинциала, который, подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждебным дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает своё правительство в пользу взаимной, нежнейшей дружбы» [7, с. 7] ориентировано на демонстрацию авторского отношения к положению дел в координатах, созданных особенностями его личности – прежде всего, ироничностью, доходящей до сарказма. С другой стороны, экспрессивность, тесно связанная с оценочностью и эмоциональностью, обусловливается выбором определенных средств, нацеленных одновременно и на реализацию авторской модальности. Авторские доминантные смыслы объективируются в акцентировании определенных содержательных элементов, которые, в свою очередь, определяют и избирательность экспрессивной лексики. Безусловно, авторская модальность определяет и организацию микро- и макроконтекстов, которые зачастую приобретают диалогические свойства: «Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» [7, с. 8]. Отметим также, что экспрессивность обусловливается и жанровой принадлежностью художественного текста, литературным направлением, в рамках которого оно создано, а также социокультурным контекстом.

 

Список литературы:

  1. Алимпиева Р.В. Роль ситуативной модальности в реализации аксиологической бинарной модели «поэт – родина» в лирике С. Есенина // Модели в современной науке: единство и многообразие: сб. науч. тр. Калининград, 2010. – С. 205-211.
  2. Бабенко Л.Г. Оценочный фактор в формировании модального пространства текста // Оценки и ценности в современном научном познании : сб. науч. тр. Калининград, 2009. – С. 133-142.
  3. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2003. – 173 c.
  4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.Изд.4-е, стереотип. М.: КомКнига, 2006. – 144 с.
  5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 576 с.
  6. Кукса И.Ю. Модальная специфика русской рукописной газеты «Вестикуранты» // Известия Саратовского университета. 2011. Т. 11, Вып. 4. Сер. : Филология. Журналистика. – С. 23-29.
  7. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. Т. 4: Проза. Письма. М.: Худ.лит., 1958. 596 с.
  8. Островерхая И.В. Средства выражения модального значения возможности в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» (функционально-семантический аспект) : Дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Калининград, 2004. – 201 с.
  9. Сергунина Т.А. Роль модальности в определении семантики высказывания и текста // Русское языкознание. Киев, 1990. Вып. 20. – С. 108-114.
  10. Телия В. Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. М.: Наука, 1986. – 143 с..
  11. Трофимова И.А. Субъективная модальность в художественном тексте (на материале прозаических произведений А. П. Чехова): Дис. … канд. филол. наук: 10.02.01. Калининград, 2004. – 191 с.[schema type=»book» name=»АВТОРСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В КООРДИНАТАХ ЭКСПРЕССИВНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА» description=»Целью статьи является анализ авторской модальности как одного из необходимых условий реализации экспрессивности художественного текста. С позиций прагмасемантики рассмотрено взаимодействие объективной и субъективной модальности в художественном тексте, а также авторская модальность как условие формирования индивидуально-авторской картины мира. Установлено, что выбор средств манифестирования авторской модальности, характеризующихся экспрессивностью, обусловлен личностными, межличностными и социокультурными факторами.» author=»Донскова Екатерина Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/