По объему валового регионального продукта (ВРП) Республика Дагестан находится на втором (после Ставропольского края) месте среди субъектов РФ, входящих в состав СКФО, и на 33 месте в Российской Федерации. Объем ВРП в 2013г. составил почти 430млрд. руб. против 478,4 млрд.руб. в Ставропольском крае. Однако по показателю ВРП на душу населения Дагестан уступает Ставропольскому краю и Республике Северная Осетия-Алания и в 2,6 раза отстает от значения этого показателя в среднем по Российской Федерации.
В 2013 году в структуре ВРП оптовая и розничная торговля составляла 24,9% (107,3 млрд.руб.), строительство — 16,6% (71,2 млрд.руб.), сельское хозяйство — 15,2% (65,8 млрд.руб.), транспорт и связь — 7,0% (30 млрд.руб.), обрабатывающие производства — 4,0% (17,0 млрд.руб.). [1]
Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в экономику республики в 2013 году составил 179,1 млрд.руб. против 152,7 млрд.руб. в 2012 году. По сравнению с 2008 годом значение данного показателя увеличилось в 2,1 раза (в сопоставимых ценах).
Несмотря на положительную динамику, объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в Республике Дагестан в 2013 году в 1,7 раза ниже среднего значения по Российской Федерации.
Для экономики Дагестана характерна высокая степень износа основных фондов. Развитие, структурная перестройка и модернизация реального сектора экономики невозможны без привлечения масштабных внебюджетных инвестиций. В 2013 году на долю организаций частной формы собственности приходилось 88,4% инвестиций в основной капитал (158,3 млрд.руб.). Тем не менее объем частных инвестиций на душу населения по сравнению со средне российским показателем остается низким (в 1,7 раза). Причинами низкого показателя частных инвестиций в республике являются высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов, отсутствие крупных потенциальных инвесторов.
За 2007 – 2014 годы в Республике Дагестан наблюдается существенный рост доходов консолидированного бюджета на душу населения с 14,0 тыс.руб. в 2007 году до 30,2 тыс.руб. в 2014 году (в 2,16 раза). В 2014 году доходы консолидированного бюджета составили 89,9 млрд.руб., в том числе собственные налоговые и неналоговые доходы – 26,9 млрд.руб., расходы – 92,5 млрд.руб., дефицит республиканского бюджета — 2,6 млрд.руб. .
При этом доходная часть консолидированного бюджета республики в основном формируется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета — 63,0 млрд.руб. . Доля безвозмездных поступлений в структуре республиканского бюджета в 2014 году составила 70,1% против 78,6% в 2009 году. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов бюджета республики составляет 29,9% против 21,4% в 2009 году.
По показателю «Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на душу населения» в 2014г. (8967 руб.) Республика Дагестан занимает 82-е место в Российской Федерации и 6-е место среди субъектов РФ, входящих в СКФО. Анализ показывает низкий уровень собираемости налогов в республике. В структуре налоговых доходов республиканского бюджета первое место занимает налог на доходы физических лиц – НДФЛ (42%).
В Республике Дагестан сохраняется относительно высокий уровень безработицы (10,2% по методологии МОТ), обусловленный опережающим ростом трудовых ресурсов и отсутствием необходимого количества постоянных рабочих мест, особенно в сельской местности. Как следствие, Дагестан характеризуется высоким уровнем миграционного оттока населения. Наиболее остро эта проблема стоит в районах горной зоны, где необходимо создать условия для сохранения оптимального количества трудоспособного населения.
За последние годы наблюдается увеличение разрыва между среднедушевыми доходами и величиной прожиточного минимума. Темпы роста реальных денежных доходов населения в Республике Дагестан опережают показатели большинства регионов России. Однако рост денежных доходов населения Дагестана происходит в меньшей мере за счет роста заработной платы.
В структуре денежных доходов населения удельный вес фонда оплаты труда в республике имеет тенденцию к уменьшению (10,4% в 2014 году).
Пропорционально этому показателю растет доля других доходов – 53,4%. Одной из причин, обусловливающих данную тенденцию, является смещение основных источников доходов населения в теневой сектор.
Основными положительными тенденциями социальной сферы Республики Дагестан являются:
— относительно благоприятная демографическая ситуация;
— большая доля населения ниже трудоспособного возраста;
— высокая продолжительность жизни;
— богатство культурного наследия народов Дагестана.
Проблемами социальной сферы, снижающими уровень конкуренто-способности республики, являются:
— высокий показатель младенческой смертности;
— низкий уровень развития профессионального образования;
— нехватка квалифицированного медицинского персонала;
— нехватка амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений;
— нехватка дошкольных и общеобразовательных учреждений;
-изношенность материально-технической базы большинства учреждений социальной сферы.
Основными сводными характеристиками внутренних и внешних возможностей и ограничений развития Республики Дагестан выступают:
I.Внутренние факторы:
1.Сильные стороны:
а) значительный вклад торгового комплекса в экономику республики;
б) увеличение спроса на строительные услуги и материалы;
в) востребованность ряда продуктовых подкомплексов промышленного комплекса на внутрироссийском и международном рынке;
г) высокий потенциал развития торгово-транспортно-логистического комплекса во взаимосвязи с развитием промышленного, агропромышлен-ного, строительного, топливно-энергетического комплексов;
д) высокий туристско-рекрационный потенциал республики;
е) потенциал развития социально-инновационного комплекса;
ж) рост инвестиционной привлекательности ряда отраслей экономики.
2.Слабые стороны:
а) низкий платежеспособный спрос населения;
б) низкий уровень организации отношений в сфере торговли;
в) низкая эффективность конкурентной среды для предотвращения монополизации отдельных секторов рынка ;
г) отсутствие системы продвижения на потребительский рынок республики продукции отечественных и местных товаропроизводителей;
д) недостаточно эффективное управление товародвижением на экспортно-импортных и транзитных направлениях;
е) неполная загрузка производственных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса республики;
ж) недостаточная конкурентоспособность некоторых видов производимой продукции.
II.Внешние факторы:
1.Возможности:
а) развитие транзитного и экспортного потенциала республики;
б) расширение взаимовыгодного сотрудничества, развитие всесторонних связей с прикаспийскими государствами;
в) выстраивание активных взаимоотношений с федеральным центром и федеральными полюсами роста;
г) соединение основных туристических центров СКФО автодорожной инфраструктурой между собой, а также с курортами Краснодарского края и Абхазии;
д) укрепление позиций республики на российском рынке за счет увеличения доли ряда продуктовых позиций в общероссийском производстве;
е) участие предприятий и сельхозтоваропроизводителей республики в федеральной программе импортозамещения.
2.Ограничения:
а) низкая инвестиционная привлекательность региона, увеличение техноло-гического отставания республики от других регионов;
б) негативный имидж региона;
в) низкая деловая репутация дагестанского бизнеса;
г) несовершенство внешней и внутренней торговой политики (экспансия импорта по ряду продуктовых позиций производимых республикой, введение отдельными государствами санкций по отношению к Российской Федерации);
д) низкий инновационный потенциал АПК;
е) сложная геополитическая ситуация вокруг республики, порождающая проявления терроризма и усиление экстремизма;
ж) отток квалифицированных кадров;
з) низкий уровень номинальной заработной платы по сравнению со средним по России и регионами СКФО и др.
Развитие Республики Дагестан зависит как от экономической политики и тенденций экономического развития, так и от внешних вызовов. В этой связи Правительством Республики Дагестан была разработана и Народным Собранием утверждена в виде Закона (15.07.2011 года №38) «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года»[2]
Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от 29.10.2015 года в него были внесены существенные изменения. В этой связи были выделены три сценария развития Республики Дагестан до 2025 года: инерционный, базовый и оптимистический.[3]
Модернизация Республики Дагестан в 2011-2025 годах будет проходить в 4 этапа, различающихся по условиям, факторам, рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики республики.
Первый этап (2011-2015гг.) базируется на реализации и расширении тех конкретных преимуществ, которыми обладает экономика Республики Дагестан в традиционных сферах, с целью повышения эффективности ресурсной экономики и формирования предпосылок индустриальной модели развития. На данном этапе были заложены основы институционального развития, проведены меры по легализации теневой экономики, повышению уровня безопасности.
Второй этап (2016-2020гг.) основывается на формирование индустриальной модели развития и создании предпосылок постиндустриального развития. Будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод экономики республики в режим инновационного развития.
Третий этап (2021-2024 гг.) – рывок в повышении конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую постиндустриальную модель развития, улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
Четвертый этап (2025г. и далее) будет направлен на закрепление постиндустриальной модели развития и достижение позиций субъекта-лидера на базе превращения инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.
Исходя из прогноза динамики макроэкономических показателей, оценки перспектив развития комплексов экономики и социальной сферы определены основные индикаторы социально-экономического развития Республики Дагестан на период реализации Стратегий на основе инерционного, базового и оптимистического сценариев.
Инерционный сценарий основан на достижении базовых показателей Стратегии социально-экономического развития СКФО до 2025 года в разрезе показателей социально-экономического развития Республики Дагестан, а также индикаторов подпрограммы «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы».[4]
Инерционный подход характеризуется следующими параметрами:
— закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных
сферах с целью формирования устойчивой индустриальной модели развития;
— достижение целевых значений большинства государственных и федеральных целевых программ, действующих на территории республики;
— частичная реализация приоритетных проектов развития Республики Дагестан;
— достижение целевых значений большинства индикаторов , утвержденных указами Президента РФ от 7 мая 2012 года;
— рост инвестиционной привлекательности Республики Дагестан;
— создание основ качественной институциональной среды, способствующих развитию;
— обеспечение интеграционных процессов в межрегиональном социально-экономическом пространстве.
Реализация инерционного сценария приведет по оценкам специалистов к следующим изменениям социально-экономических показателей в Республике Дагестан к 2025 году по сравнению с 2012 годом:
— валовой региональный продукт увеличится в 1,6 раза и составит 600 млрд. руб. (в сопоставимых ценах);
— индекс промышленного производства увеличится в 3,8 раза, а производства продукции сельского хозяйства – в 1,95 раза;
— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников увеличится в 4,9 раза (в текущих ценах);
— доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится до 6,9% против 10,2%;
— уровень общей безработицы (по методологии МОТ) снизится до 8,8% против 11,7%.
Базовый сценарий предусматривает:
— реализацию транзитного потенциала Республики Дагестан через создание качественной торгово-транспортно-логистической инфраструктуры;
— закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (в том числе на базе повышения технологического уровня и роста производительности труда в промышленном, агропромышленном, строительном, топливно-энергетическом, туристско-рекрационном и социально-инновационном комплексах) с целью формирования устойчивой модели развития и создания предпосылок постиндустриального развития;
— достижение целевых значений всех государственных и федеральных целевых программ, действующих на территории республики;
— реализация большинства приоритетных проектов развития Республики Дагестан и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики;
— рост инвестиционной привлекательности республики;
— развитие человеческого потенциала и создание качественных условий для жизни и работы, а так же отдыха и спорта;
— создание конкурентной институциональной среды (частной, государственной и государственно-частной), способствующей сбалансированному устойчивому развитию;
— обеспечение высокого уровня безопасности в Республике Дагестан.
Реализация базового сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей в Республике Дагестан к 2025 году по сравнению с 2012 годом:
— валовой региональный продукт увеличится в 2,8 раза (в сопоставимых ценах) и составит 1050 млрд. руб.;
— индекс промышленного увеличится в 4,9 раза, а производство продукции сельского хозяйства увеличится в 2,4 раза (в сопоставляемых ценах);
— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2025 году увеличится в 6,2 раза (в текущих ценах);
— доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2025 году снизится до 6,3%;
— уровень общей безработицы снизится до 6,3%.
Оптимистический сценарий предполагающий полную реализацию заявленных в Стратегии целей и мероприятий (с учетом сценарных условий базового подхода), характеризуется следующими параметрами:
— полная реализация приоритетных программ развития Республики Дагестан и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики;
— существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов;
— закрепление и расширение конкурентных преимуществ в традиционных сферах (в том числе на базе инновационного обновления, роста производительности труда и развития инфраструктуры) с целью формирования устойчивой индустриальной модели развития и создания предпосылок постиндустриального развития;
— развитие человеческого потенциала на базе высокого благосостояния , социального благополучия и безопасности человека через глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор;
— сбалансированное пространственное развитие (через создание новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов) и интеграция в межрегиональное и международное социально-экономическое пространство;
— создание конкурентной институциональной среды (частной, государственной и государственно-частной), способствующий сбалансированному устойчивому развитию;
— обеспечение высокого уровня безопасности в Республике Дагестан.
Реализация оптимистического сценария приведет к следующим изменениям социально-экономических показателей в Республике Дагестан к 2025 году по сравнению с 2012 годом;:
— валовой региональный продукт увеличится в 3,7 раза (в сопоставляемых ценах) и составит 1390 млрд. руб.;
— индекс промышленного производства увеличится в 6,3 раза, а производство продукции сельского хозяйства – в 2,85 раза;
— среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличится в 7,8 раза (в текущих ценах) и составит 106550 руб. против 13660 руб. в 2012 году;
— доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизится до 5,8%;
— уровень общей безработицы снизится до 5,0% против 11,7% в 2012 году.
Основными механизмами реализации Стратегии социально – экономического развития Республики Дагестан являются федеральные и республиканские государственные программы, приоритетные проекты развития республики, а также инвестиционные проекты.
Для успешной реализации Стратегии необходимо формирование системы регионального стратегического управления, что в свою очередь предполагает реализацию следующих мер:
— разработка и утверждение поэтапных планов мероприятий по реализации Стратегии, обеспечение контроля за их выполнением и проведение ежегодного мониторинга реализации Стратегии;
— создание системы стратегического планирования на муниципальном уровне;
— взаимоувязка приоритетных проектов развития Республики Дагестан, программ институциональных преобразований, долгосрочных и среднесрочных прогнозов развития экономики, науки и технологий, стратегий и программ ключевых секторов экономики и муниципальных образований, долгосрочных финансовых планов и бюджетов.
Литература
- Социально-экономическое развитие республики Дагестан за 2014г. Статистический сборник 2015г.
- Закон Республики Дагестан от 15.07.2011 №38 и Стратегия Социально-экономического развития Республики Дагестан до 2015 года.
- Постановление Народного собрания Республики Дагестан от 29.10.2015г. «О внесении изменений в Законы Республики Дагестан» от 15.07.2011г.
- Стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года.[schema type=»book» name=»Характеристики внутренних и внешних возможностей и ограничений социально-экономического развития Республики Дагестан » description=»Анализируется современное состояние социально — экономического развития Республики Дагестан, выявлены его проблемы, возможности и ограничения, определены направления и перспективы развития . Изложены параметры социально — экономического развития Республики Дагестан до 2025г. при имперционном, базовом и оптимистическом подходов.» author=»Мусаев Тарлан Иззетович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]