В условиях экстремального хозяйствования на территории регионов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) и в связи с освоением новых месторождений суши и шельфа АЗРФ предположительно в прогнозный период хозяйствование на этих территориях будет связано с обеспечением российского национального экономического роста. Это может способствовать укреплению и сохранению ведущей позиции России на мировом рынке углеводородов.
Большое значение приобретает учет основных факторов, которые обеспечивали бы устойчивое экономическое развитие северных регионов, и благоприятствовали бы в сложных геополитических и природно-климатических условиях устойчивому хозяйствованию, сбалансированному развитию социальной сферы и окружающей среды, а также преодолению кризисных явлений. Например, в Мурманской области (которая отнесена к Арктической зоне) к настоящему времени разработан проект «Плана мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Мурманской области в 2015 году». Как отметила губернатор Мурманской области Марина Ковтун, этот проект имеет три основных направления, которые соответствуют таким пунктам плана федерального как повышение сбалансированности областного бюджета, активизация экономического роста, обеспечение социальной стабильности.
Разработка основных прогнозных показателей и условий необходимости региональной и также местной экономической политики вызвана потребностью в регулировании рыночной экономики со стороны общества. Переход к новой модели хозяйствования является одной из основных целей рыночных реформ Российской Федерации, что позволяет надеяться, что в перспективе наша страна сможет занять достойное место в мировой экономике. Модель такого хозяйствования может быть осуществима в рамках уже сложившейся структуры и ресурсного потенциала, который уже имеется и ориентирован на внутренний и внешний рынок. Имея уникальные особенности, Арктическая зона одновременно тесным образом связана с остальной Россией. Активное хозяйственное развитие российской территории Арктики будет способствовать в то же время обеспечению и защите национальных интересов в этом макрорегионе.
Так, например, Министр природных ресурсов и экологии в Российской Федерации Сергей Донской в своем интервью «Известиям» подчеркнул, что «развитие Арктики предполагает ее хозяйственное освоение – в первую очередь минерально-сырьевых ресурсов, что невозможно без развития обеспечивающей транспортной инфраструктуры, значимым элементом которой является Северный морской путь». И при этом он отметил, что «в основу современной системы комплексного развития Арктики должны быть заложены принципы рационального природопользования и надежного закрепления страны на этих территориях». Также он считает, что «основными участниками этого процесса являются государственные компании, и, безусловно, без госкомпаний такую программу выработать было бы сложно, потому что их участие, «Газпрома» GAZP и «Роснефти», здесь является определяющим» [1].
В настоящее время Российская Арктическая зона представляет в целом огромный сырьевой резерв и относится к числу немногих регионов мира, где имеются практически не тронутые запасы углеводородного минерального сырья и уникальных запасов всех видов полезных ископаемых. Причем особенностью является то, что крупнейшие месторождения полезных ископаемых локализуются на сравнительно небольших территориях. С учетом этих особенностей, в планах на ближайшие годы предусматривается, что на базе вновь открытых месторождений начнется формирование новых российских нефтегазодобывающих центров. Следует с особым вниманием рассматривать и возросший интерес к Арктической зоне со стороны стран-членов НАТО. С этой точки зрения, в целях защиты интересов Российской Федерации в Арктике необходима реализация целого комплекса мер, в том числе военного характера. С 2012 года Россия начала вести активную деятельность по развитию и созданию элементов арктической инфраструктуры, началось строительство военных городков. В настоящее время идет создание группировки войск для защиты национальных интересов в Арктике. Кроме того, Российская Федерация приступила и к хозяйственному освоению своих арктических территорий, включая добычу углеводородов.
В качестве инвестиционного решения для разработки шельфовых месторождений выбран механизм привлечения к масштабным проектам частных иностранных компаний как соинвесторов путем создания совместных предприятий (СП), в том числе на основе проектного финансирования по схеме SPV (Special Purpose Vehicle — специально созданный проектный посредник). При таком подходе возврат инвестиций и получение дохода осуществляется из денежных потоков, генерируемых самим объектом, созданным в рамках проекта. Это позволяет получить технологическую поддержку, привлекать дополнительные объемы инвестиций у международных организаций на более привлекательных условиях, нежели корпоративные кредиты, т.е. привлекать значительные средства под низкий процент на длительные сроки, а также снизить риски для госкомпаний.
Так, для разработки ШГКМ (запасы составляют 3,9 трлн. кубометров газа по категории С1, конденсата – 53,3 млн. тонн по категориям С1-С2), лицензией на которое владеет ООО «Газпром нефть шельф» (на 100% принадлежащее «Газпрому»), было создано совместное предприятие Shtokman Development AG, акционерами которого являлись «Газпром» (51%), Total (25%) и Statoil (24%). В феврале 2013 года «Роснефть» получила для разработки пять участков шельфа в Баренцевом море, по три в Чукотском море и море Лаптевых и один в Карском море. Часть из них будет передана в российско-американское СП с участием Exxon Mobil. Россия также подписала базовые условия соглашения в отношении доли участия (25%) в нефтегазовом проекте Point Thomson на севере Аляски, оператором которого является Exxon Mobil [2].
Для России может быть полезен и зарубежный опыт освоения Севера и Арктики. Например, опыт эксплуатации самого северного в мире завода – комплекса по производству СПГ Снёвит в городе Хаммерфесте (в Норвегии), и опыт навигации по морской трассе Северо-Западный проход в Канаде. Предположительно власти Канады намерены вкладывать средства в развитие экономики, инфраструктуры, а также направлять доходы от добычи полезных ископаемых на развитие Севера и экологически безопасные технологии.
Что касается России, то нельзя не отметить здесь то, что моря восточно-арктического шельфа, особенно Восточно-Сибирское и Чукотское, являются пока наименее изученными на всем континентальном шельфе России. Исходя из этого и геологические модели этой обширной части Российской Арктики, а также основанные на них количественные оценки углеводородных ресурсов являются еще очень приблизительными. Пять открытых месторождений на шельфе Печорского моря сосредотачивают 0,4 млрд. тонн извлекаемых запасов, 85% которых представлены тяжелыми и битуминозными видами нефти. При этом на месторождениях Варандей-море («Арктикшельфнефтегаз»), Приразломное («Севморнефтегаз») и Северо-Гуляевское (нераспределенный фонд недр) они составляют 100% извлекаемых запасов, на месторождении «Медынское море» («Арктикшельфнефтегаз») – 99% и на самом крупном – Долгинском («Газпром») – на основных горизонтах – 82%. Месторождения углеводородов есть и на полуострове Таймыр. Известны два перспективных участка – это Усть-Енисейский район и прилегающая акватория Енисейского залива и Карского моря. Они имеют все предпосылки, чтобы стать новым центром добычи углеводородов. Сейчас Россия приступает к реализации масштабных проектов на этих месторождениях, а также к освоению запасов Карского моря и зоны полуострова Ямал [3].
Мировой интерес к Арктике стремительно растет. Арктика сосредотачивает в себе гигантские запасы углеводородов. Через Арктику лежит самый короткий морской путь из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Кроме того, в северных широтах находится колоссальный запас пресной воды – природного ресурса, который в ближайшие несколько десятилетий может стать для жителей Земли даже более важным, чем углеводороды [4].
Реализация принципа устойчивого развития является, как известно, качественный экономический рост, особенно важный при переходе от консервации природных ресурсов в российской Арктике к активному природопользованию в масштабах России. Надо отметить, что некоторые российские политики высказывают мнение, что сейчас не только в развивающихся, но и в развитых странах нет готовых моделей устойчивого развития. Но особенность российской Арктической зоны по сравнению с другими странами данного региона, заключается в значительно большей численности населения на ее территории и активном вовлечении ее ресурсов в хозяйственный оборот.
В рамках долгосрочного развития Российской Федерации предусматривается значительная активизация освоения российского сектора Арктики в сфере освоения нефтегазовых месторождений, дальнейший прирост балансовых геологических запасов морских месторождений нефти, а также значительный рост добычи морских биологических ресурсов. Запасы природного газа в циркумполярном регионе к середине нынешнего столетия могут обеспечить 40-55% его общего мирового потребления. По подсчетам Геологической службы США, на арктических территориях России, Норвегии, Гренландии, США и Канады залегает более 13% извлекаемых запасов нефти и более 30% газа нашей планеты. Причем 52% этого объема углеводородов, по мнению одной из крупнейших мировых аудиторских компаний Ernst&Young, располагаются в арктической зоне, контролируемой Российской Федерацией.
Список литературы:
- Газета «Известия» /Россия будет осваивать Арктику, реализуя крупные инвестпроекты при создании государством оптимальных условий хозяйствования. Москва, 4 декабря 2014 /ПРАЙМ/.
- ExxonMobil получит семь из 12 участков «Роснефти» на шельфе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rusrand.ru/analytics/vozmozhno-li-sotrudnichestvo-rossii-i-kitaja-v-arktike.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АРКТИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ » author=»Победоносцева Галина Михайловна, » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]