Конкурентоспособную экономику необходимо иметь для обеспечения интересов в сфере экономики, будь то способность функционировать в режиме расширенного производства, или приемлемый уровень жизни населения, или рациональная структура внешней торговли. Именно степень конкурентоспособности определяет место России в мировом сообществе и способность обеспечивать свои интересы как внутри страны, так и за рубежом. Конкурентоспособность — способность полноправно участвовать в мировой экономике в условиях глобализации, а также поддерживать устойчивый экономический рост в стране и высокий уровень жизни населения. Основой конкурентоспособности страны является конкурентоспособность отраслей, фирм, товаров производимых в данной стране. Существует множество мнений относительно определения конкурентоспособности, но универсального определения для всех объектов и субъектов нет [1]. Все зависит от того к какому объекту или субъекту оно относится. В современных условиях, на наш взгляд, очень подходит определение: «Конкурентоспособность любой организации — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Эта реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся средств. Производство и реализация конкурентной продукции – это обобщающий показатель жизнестойкости организации, ее умение эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы» [6].
Эффективность производственной деятельности показывает степень использования имеющихся у организации материальных, трудовых ресурсов и выявление возможных резервов их повышения [5]. Эффективность производственной деятельности характеризуется такими основными показателями, как:
— затраты на один рубль товарного выпуска;
— фондоотдача;
— рентабельность продукции;
— производительность труда.
Говоря о конкурентоспособности организации, нельзя не затронуть ее финансовое состояние, поскольку именно она характеризует его финансовую конкурентоспособность, использование финансовых ресурсов и капитала, выполнение обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Основными показателями, в которых проявляется финансовое состояние, выступает:
— платежеспособность организации;
— коэффициент оборачиваемости оборотных средств;
— коэффициент абсолютной ликвидности.
По данным исследования организаций региона коэффициент платежеспособности не имеет постоянства, находясь в плавающем диапазоне, не достигая своего нормального ограничения (коэффициент платежеспособности либо 2, либо больше 2). Платежеспособность организации во многом зависит от оценки коэффициентов ликвидности, так как ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и состояние расчетов на будущее. Низкое значение коэффициентов ликвидности свидетельствует о финансовых затруднениях и означает, что реализовав часть запасов готовой продукции и сырья, организация будет не в состоянии полностью оплатить свои краткосрочные обязательства. Коэффициент автономии изменяется на сотые доли, но при этом находясь на уровне своего минимального значения, равного 0,5.
Одним из важных показателей, характеризующим финансовое состояние организации является оборачиваемость оборотных средств, которую необходимо всегда ускорять. Ускорение оборачиваемости оборотных средств позволяет организации уменьшить потребность в них за счет высвобождения части оборотных средств для дополнительного выпуска продукции. Увеличение оборотных средств возможно за счет таких факторов, как [4]:
— количество и разнообразие потребляемых видов ресурсов;
— совершенствование системы расчетов за товар.
От эффективной организации сбыта и продвижения товара зависит прибыльность работы организации, объем продаж, деловая активность, конкурентоспособность товара и организации в целом. Степень эффективности организации сбыта и продвижения товаров зависит от таких показателей как рентабельность продаж, затоваренность готовой продукцией, степень нагрузки производственной мощности, эффективность рекламы и средств стимулирования.
Для оценки конкурентоспособности предприятия необходимо затронуть конкурентоспособность его продукции. Основной показатель конкурентоспособности — его качество, характеризуемое способностью товара удовлетворять потребности в соответствии с его назначением.
Что касается цен на основные виды продукции, то они устанавливаются с учетом затрат на производство, спроса и уровня цен на аналогичные изделия российских и зарубежных фирм.
Таким образом, можно сказать, что к основным финансовым аспектам, обеспечивающим конкурентоспособность организации, относится:
— эффективность производственной деятельности;
— финансовое положение;
— эффективность организации сбыта и продвижения товара;
— конкурентоспособность товара и их составляющие.
В условиях экономического кризиса, отсутствия необходимых средств и внешнего финансирования для технической модернизации организации выявилась тенденция объединения материальных и финансовых ресурсов. Мировой опыт хозяйственной практики подтверждает, что высококонцентрированный и интегрированный капитал играет существенную роль в экономическом развитии страны, особенно в периоды кризисов [2].
Анализируя современную ситуацию, сложившуюся к настоящему моменту, необходим поиск оптимальных производственных и управленческих структур в системе как корпоративного, так и группового управления, который приводит к появлению и развитию организационных форм, основанных на разнообразных комбинациях, для обеспечения конкурентоспособности организации.
Такая гибридная организация предпринимательской деятельности должна отвечать трем основным требования:
— эффективности с точки зрения основ политики предпринимательства;
— постоянного обновления;
— в обеспечении достаточной чувствительности к изменению внутренних и внешних факторов [3].
Обобщение различных подходов к обеспечению конкурентоспособности организации приводит к следующему его определению: важнейшими отличительными чертами конкурентоспособности организации являются повышение эффективности использования производственного потенциала за счет взаимовыгодного объединения усилий и ресурсов при решении финансовых проблем.
Список литературы:
- Межов И., Казаринова П. Инновационно-ориентированное предприятие: предплановый анализ конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 4. — С. 106-112.
- Межов И.С. Модернизация российской экономики: перспективы, парадигмы, решения : сборник научных статей. Новосибирск, 2014.
- Межов С.И., Болденков А.В. Планирование портфеля продукции в стратегических процессах корпорации // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). — С. 105-109.
- Межов С.И., Гец А.А. Сценарное планирование развития стратегического потенциала корпорации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2015. № 2 (40). — С. 100-104.
- Строителева Т.Г. Вопросы диагностики экономического состояния предприятия // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2010. № 4. — С. 72-74.
- Строителева Т.Г., Вукович Г.Г. Особенности организации социально-экономической деятельности в корпоративном секторе промышленности // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). — С. 160-164.[schema type=»book» name=»ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ» description=»В статье отображены финансовые аспекты в обеспечение конкурентоспособности организации в режиме расширенного производства, влияющие на уровень жизни населения. Рассматривая конкурентоспособность организации, характеризуется ее финансовое состояние в условиях экономического кризиса, отсутствия необходимых средств и внешнего финансирования для технической модернизации организации. » author=»Строителева Елена Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]