В сформировавшихся условиях транспортного рынка традиционные способы доставки товаров от производителя к потребителю далеко не всегда могут обеспечить желаемо низкий уровень транспортных затрат. Транспорт по-прежнему остаётся связующим звеном в экономической системе, однако для максимизации логистического эффекта работы транспорта его деятельность необходимо рассматривать и совершенствовать в рамках логистической системы. В труде американских учёных Доналда Бауэрсокса и Дейвида Клосса отмечается, что для максимального вклада в эффект деятельности компании необходимо абстрагироваться от «туннельного» мышления, характерного для функциональных структур с выделением разных областей специализации. Организация работы транспорта должна рассматриваться не как самоцель, а быть составной частью логистики и содействовать достижению общих целей компании.
То, что сегодня мы называем логистикой – не новшество, а явление, возникшее с зарождением цивилизации, а современная наука использует и развивает самые совершенные и передовые её достижения. В 1976 году Совет логистического менеджмента США (CouncilofLogisticsManagement) дал определение понятию «физическое распределение», позже заменив его на термин «логистика» — процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов. [2, с. 25]
На протяжении длительного времени логистика не выделялась в отдельную научную дисциплину, а её задачи решались различными методами в рамках теории менеджмента. Логистика – наука синтетическая и включает в себя направления, связанные с производством, маркетингом, финансовой деятельностью, транспортом, математикой и т.д. Если рассмотреть круг проблем, которые затрагивает логистика в совокупности, то общими для них будут вопросы управления и оптимизации разнообразных потоков. «Логистика – наука об управлении материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью сокращения суммарных затрат на продвижение этих потоков».[3, с. 13]
Основной причиной возникновения логистики, по мнению учёных, явилась «объективная необходимость повышения эффективности экономических систем в условиях растущего уровня платёжеспособного спроса, снижения доступности источников сырья и усиления конкуренции».[3,с. 27]. В процессе трансформации мировой экономической системы в сервисную экономику с рыночным приоритетом потребителя логистика получила мощный толчок к развитию.
Повышение эффективности экономической системы с помощью логистических методов осуществляется путём создания в ней новых организационных форм, ориентированных на пропуск и переработку материальных и других потоков. Такой организационной формой выступает логистическая система, которая может образовываться как путём объединения нескольких предприятий, так и в рамках одного предприятия. При этом важно не столько количество элементов в логистической системе, сколько наличие между ними определённых связей и выполнение этими элементами определённых функций. Таким образом, в основе методологии логистики лежит системный подход, который заключается в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. При этом в рамках системного подхода производится оптимизация не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.
Одним из первых в России попытался систематизировать теорию, практику и зарубежный опыт логистики А.А.Смехов. В своей работе «Основы транспортной логистики» автор подчёркивает роль транспорта как инструмента физического распределения готовой продукции в сфере реализации. Отмечается, что «выбор каналов распределения – один из наиболее сложных вопросов, с которыми приходится иметь дело фирме при доставке товаров на рынок» [6, с. 7]. На основании достижений зарубежной транспортной логистики подчёркивается необходимость обеспечения принципа «точно в срок».
Центральным объектом рассмотрения в настоящей статье является транспорт как связующее звено логистической системы, целью которого является обеспечение согласованной работы всех элементов путём своевременной доставки материальных потоков с минимальными издержками.
На сегодняшний день транспортный элемент выделяется многими исследователями в отдельную область науки логистики, чему способствуют следующие основные факторы [цитируется по: 1, с. 52]:
— способность транспорта реализовать основную идею логистики – создать надёжно, устойчиво и оптимально функционирующую систему «снабжение-производство-распределение-потребление»;
— неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;
— высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50% в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;
— наличие значительного числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров как во внутренних перевозках, так и в международном сообщении.
Одна из главных задач транспортного элемента заключается в обеспечении продвижения материальных потоков в логистической системе с минимальными затратами и при условии удовлетворения требований к качеству материального потока и потока транспортах услуг. Выполнение этой задачи достигается, главным образом, за счет регулирования, управления параметрами материальных потоков, обрабатываемых транспортным элементом и оптимального сочетания их с потоками транспортных услуг.
Специалистами выделяются три основные причины необходимости использования методологии логистики на транспорте в современных условиях глобализации экономики [цитируется по: 1, с. 49]:
— глобальная информатизация транспортных процессов. Данные о нахождении груза и транспортного средства, о сопроводительных документах поступают в электронном виде и обрабатываются информационными системами, совместимыми для всех участников внешнеторговой деятельности;
— развитие мультимодальных перевозок. Современные технологии доставки грузов заставляют отказываться от межвидовой конкуренции транспорта в пользу тесной координации усилий по привлечению дополнительных грузопотоков;
— усложнение организации перевозок. На первый план выходит оператор смешанной (комбинированной) перевозки – компания, обеспечивающая доставку «точно в срок», «от двери до двери» и обладающая соответствующими технологиями и корпоративными связями.
На сегодняшний день существует множество мнений о сущности и задачах транспортной логистики и отмечается некоторая субъективность в представлениях о ней — разные участники процесса товародвижения вкладывают в понятие транспортной логистики смысл, относящийся к той сфере деятельности, которой они занимаются. Так, с точки зрения грузовладельца, транспортная логистика призвана обеспечить выбор способа транспортировки и транспортного средства, а также определение маршрутов доставки, обеспечивающих удовлетворение его критериев предпочтения. Для перевозчика транспортная логистика это наличие технологий перевозочного процесса, а также соответствующих технических средств, которые обеспечивают его востребованность при формировании конкретной транспортной логистической цепи. Логистический провайдер включает в понятие транспортной логистики комплекс вопросов, связанных с оформлением взаимоотношений с перевозчиком на условиях, максимально удовлетворяющих клиента, а также обеспечение взаимодействия различных видов транспорта при организации перевозки конкретного груза в рамках комбинированной перевозки.
Можно выделить следующие основные задачи транспортной логистики:
— выбор оптимального способа транспортировки и транспортных средств;
— определение рациональных маршрутов доставки;
— скоординированное планирование процессов доставки на разны видах транспорта при осуществлении комбинированной перевозки;
— транспортировка;
— техническое и технологическое совершенствование транспортного процесса.
Функциональная структура транспортной логистики представлена на рис.1.[построено с учётом 1, с. 53]
Рисунок 1 Функциональная структура транспортной логистики
На сегодняшний день, по мнению экспертов, с низкой эффективностью организации внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы страны в целом связан высокий уровень логистических затрат в России. В валовом внутреннем продукте РФ доля логистических издержек доходит до 19%, тогда как в Китае составляет 18,1%, в Бразилии и Индии – в пределах 11-13%, в США – 8,5%, в Италии – 9,4%, в Японии и Германии – 8,7% и 8,3%, соответственно. Средний мировой показатель логистических издержек в 2011 г. оценивается Armstrong&AssociatesInc. в 11,3%. [5, с. 56]
Преследуя цель повышения объёмов реализации качественной продукции и оказания услуг, логистическая система ужесточает требования к каждому составляющему её элементу. В противном случае происходит вытеснение логистической системы с рынка, либо неэффективный транспортный элемент в составе системы заменяется более эффективным, способный гибко, своевременно и качественно удовлетворять потребности остальных логистических элементов. Всё более возрастают требования к адаптивности транспортного элемента логистической системы.
Рассматривая железнодорожный транспорт ключевой элемент транспортно-логистической системы России, важно отметить, что в последние годы его позиции ослабевают по сравнению с основным конкурентом — автомобильным транспортом. Услуги, предоставляемые железной дорогой, перестали удовлетворять многих грузовладельцев, требующих гибкого подхода к распределению своих материальных потоков. После более десяти лет реформирования на железнодорожном транспорте произошла децентрализация управления оказанием транспортно-логистических услуг, в результате чего изменились формы взаимодействия транспортных организаций с экономическими субъектами рынка. Поскольку теперь грузовладелец ориентирован на выбор транспортно-логистической услуги, отвечающей его конкретным требованиям, главная задача транспортной логистики заключается в формировании конкурентоспособных комплексных услуг на основе 3PL и 4PL-технологий с использованием различных видов транспорта, а также с возможностью большей интеграции в логистические процессы клиента для увеличения производительности услуг.
Таким образом, в статье рассмотрены такие ключевые понятия, как логистика и транспортная логистика. Систематизированы разные представления о задачах транспорта в рамках логистической науки, проанализировано его значение в экономической системе страны, а также обозначена важность применения методологии логистики в работе транспорта. Также в статье проанализированы проблемы и тенденции развития транспортно-логистического рынка в России и сделаны выводы по дальнейшему пути его развития с учётом большого значения железных дорог в экономике страны.
Список литературы
- Балалаев А.С., Леонтьев Р.Г. Транспортно-логистическое взаимодействие при мультимодальных перевозках: монография. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. – 268 с.
- Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./ [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. – М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 – 640 с.: ил.
- Гавришев С.Е., Дудкин Е.П., Корнилов С.Н., Рахмнгулов А.Н., Трофимов С.В. Транспортная логистика: Учеб.пособие. – С-Пб.: ПГУПС, Табл.10, Ил.28, 2003 – 279 с.
- Журавлева Н.А. «Экономика транспорта высоких скоростей». Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 25. № 3. С. 19-30.
- РосБизнесКонсалтинг: «Рынок транспортно-логистических услуг в 2011-2012 годах и прогноз до 2015 года», аналитический обзор, седьмое издание.
- Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учеб. Для вузов. – М.:Транспорт, 1995. – 197с.[schema type=»book» name=»Транспорт как базовый элемент в современных транспортно-логистических системах» author=»Адамова Анастасия Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]