Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Технологии социального развития государственного управления в регионе на примере Чеченской Республики



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Технологии социального развития государственного управления в регионе на примере Чеченской Республики // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

На развитие государственного управления в регионе оказывает влияние сложная совокупность факторов, которые представлены в следующем виде: во-первых, политические факторы; во-вторых, экономические факторы; в-третьих, институциональные факторы; в-четвертых, социальные факторы; в-пятых, финансовые факторы.

В настоящее время одной из основных задач государственного управления является территориальное управление. Это является основной  проблемой  развития государственного управления на региональном уровне.

Можно в той или иной степени вмешиваться в деятельность свободных субъектов рынка, регулируя их через систему налогов, тарифов, льгот, лицензий и др., но отказаться от прямого управления регионами означает угрозу для территориальной целостности страны, так как именно региональная экономика является базой для успешного экономического развития страны в целом;

Поэтому основной задачей государственного управления регионами Российской Федерации является оптимальное использование природно-географических особенностей, исторически сложившейся экономической специализации и социальной­ среды для управления и успешного развития страны в целом как единого государственного образования.

Новые факторы, которые при этом следует учитывать в России:

– негативная ситуация с постепенным превращением России в сырьевой придаток Запада;

– возросшая самостоятельная интеграция регионов в мировую экономику, в частности с сопредельными государствами;

– разрушение межрегиональных связей внутри России вследствие снижения национального производства в важнейших для страны стратегических отраслях: машиностроении, пищевой промышленности, фармацевтической и другие;

– существование сопредельных государств с большим миграционным потенциалом;

– снижение квалификации кадров и потеря трудовых ресурсов;

– хищническая эксплуатация природных ресурсов;

– полная технологическая зависимость от иностранных компаний;

– углубление социальных и национальных проблем.

При этом единственным перспективным сценарием развития отечественной экономики является ускоренное развитие наукоемких и высокотехнологических производств. Сохранение сырьевой направленности экономики России еще больше увеличит разрыв между регионами в уровне жизни, что приведет к неконтролируемой миграции и обострит социальную ситуацию во всех регионах.

Государственное управление социальной сферой­ в области формирования социальной политики в Чеченской Республике представлено деятельностью Департамента социального и регионального развития Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики. Департамент был создан в структуре Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики указом Президента Чеченской Республики от 14.02.06 №38. Департамент в соответствии с возложенными на него задачами и функциями.

В период известных политических событий 1991–2002гг. институт обеспечения социальной сферы в Чеченской Республике по существу полностью был разрушен, и социальная забота государства о гражданах республики была целиком утрачена.

Социальными вопросами с 2000 года занимались заместители Временного Правительства ЧР по социальному блоку. Во Временном Правительстве Чеченской Республики в январе 2001 года был создан отдел социальной политики в структуре Аппарата Главы Администрации и Правительства Чеченской Республики. После, в июле 2002 года вышеуказанный отдел был реорганизован в управление социальной политики структуре Аппарата Главы Администрации и Правительства Чеченской Республики. С самого начала своей деятельности управление обеспечивало управленческую деятельность Временного Правительства Чеченской Республики в социальной области.

В июне 2003 года управление было реорганизовано в отдел социальной политики Аппарата Президента и Правительства Чеченской Республики, а в 2006 году отдел был переименован и включен в структуру департамента социального и регионального развития Администрации Президента и Правительства­ Чеченской Республики.

Отдел по работе с регионами также был переименован, реорганизован и включен в структуру департамента социального и регионального развития, т.е. в 2003 году отдел назывался отдел по работе с территориями и находился в структуре организационно–аналитического управления Администрации Президента и Правительства Чеченкой Республики. Целью создания отдела явилась необходимость обеспечения оперативного взаимодействия Администрации Президента и Правительства Чеченской Республики с формировавшимися в 2000 году администрациями районов, городов и населенных пунктов Чеченской Республики.

Отдел развития муниципальных образований был вновь созданный отдел и включен в структуру департамента социального и регионального развития, сформирован из работников отдела протокола Президента и Правительства Чеченской Республики и департамента промышленности, строительства и сельского хозяйства Аппарата Президента и Правительства Чеченской Республики. Основной целью создания отдела являлась необходимость обеспечения реализации на территории Чеченской Республики ­Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131–Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», координации работы государственных и местных органов власти в этом направлении.

В настоящее время отдел социальной политики и рынка труда координирует деятельность следующих министерств и ведомств: Министерство труда и социального развития ЧР, Министерство образования и науки ЧР, Министерство культуры ЧР, Министерство здравоохранения ЧР, Министерство по физической культуре, спорту, туризму ЧР, Региональное отделение фонда социального страхования РФ по ЧР, Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР, Территориальное управление Роспотребнадзора по ЧР, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования­ ЧР, Управление ЗАГСА Правительства ЧР, Комитет Правительства ЧР по делам молодежи, Государственная инспекция труда в ЧР, Комитет Правительства ЧР по дошкольному образованию.
Отдел по работе с регионами и отдел развития муниципальных образований работают с органами местного самоуправления ЧР.

Департаментом социального и регионального развития принимаются меры по оказанию методической помощи органам местного самоуправления Чеченской Республики на основе передового опыта регионов Российской Федерации и с учетом местных особенностей, в подготовке и проведении органами местного самоуправления первоочередных организационных мероприятий.

Так, обеспечено участие около 300 глав и специалистов ­районных, городских и сельских администраций в более чем в 30 различных обучающих семинарах, которые проводились в различных городах России, врамках программы сотрудничества между Российской Федерацией и Советом Европы по совершенствованию демократического процесса и местного самоуправления в Чеченской Республике.

В целях обеспечения гласности и доведения информации о работе органов власти до населения были разработаны графики и обеспечены выступления по местному телевидению глав администраций районов и городов, руководителей министерств и ведомств Чеченской Республики.

Таким образом, Департамент формирует целый комплекс задач, способствующий эффективному функционированию государственного управления в социальной сфере Чеченской Республики.

В составе социального комплекса Чеченской Республики рассмотрим здравоохранение, образование, демографическую ситуацию и отрасли туризма.

Отрасль здравоохранения Чеченской Республики характеризуется низким уровнем развития, что во многом обусловлено тем, что инфраструктура региона была разрушена во время военных кампаний. Восстановление и проблема обеспеченности населения учреждениями здравоохранения­ находится под пристальным вниманием руководства республики. На территории республики функционирует одно из крупнейших лечебных учреждений на Северном Кавказе – Республиканская Клиническая Больница, коечный фонд которой составляет 600 мест, а поликлиника рассчитана на 450 посещений в день. Серьезным ограничением развития отрасли здравоохранения является нехватка медицинского персонала. Так, обеспеченность населения врачами на 2014 год составила 27,0 врача на 10000 населения (норма – 41), обеспеченность населения средним медицинским персоналом – 73,2 на 10000 человек населения (норма – 114,3). По данным показателям республика занимает последнее место в РФ и СКФО. Относительно низкая обеспеченность населения больничными койками – 74,2 койки на 10000 населения (норма – 134,7) (табл. 1).

Таблица 1.

Обеспеченность населения услугами здравоохранения за 2010 — 2014 гг.

Показатели

Нормативы 2011 2012 2013 2014
1. Обеспеченность населения врачами на 10000 населения 41 28,3 26,8 26,3 27,0
2. Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 населения 114,3 73,3 75,0 73,9 73,2
3. Обеспеченность населения больничными койками 134,7 82,5 74,0 75,6 74,2

Ситуация с обеспеченностью­ населения врачами и средним медицинским персоналом, а также больничными койками облегчается тем, что заболеваемость в Чеченской Республике средняя (589 случаев на 1000 населения) и, как показывает динамика с 2011 года по 2014 год, она, к сожалению, положительная.

Сегодня состояние профессионального образования Чеченской Республики в части финансового, информационного, материально–технического обеспечения следует оценить как удовлетворительное. В результате реализации комплексных программ восстановления и развития образования Чеченской Республики в настоящее время в республике успешно функционирует сеть профессиональных образовательных учреждений, в том числе 4 высших учебных заведения, 22 учреждений среднего профессионального образования на начало 2013 – 2014 учебного года. Общее количество обучающихся составляет более 50 тыс. человек по 122 профессиям и специальностям.

Высшая образовательная школа республики представлена 4 высшими учебными заведениями: Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова,Чеченский государственный университет, Чеченский государственный педагогический институт и Российский исламский университет имени Кунта–Хаджи. Образовательный процесс осуществляют более 1300 преподавателей, а именно 1361 человек за 2013 год, что на 266 преподавателей меньше, чем в 2012 году, в том числе докторов наук более 90 человек, кандидатов наук около 400 человек, имеют ученые звания профессора 88 человек, доцента 284 человек. Динамика численности студентов в государственных вузах по формам обучения представлена в (табл. 2).

В 2008 года Министерством образования была реализована программа отправки лучших студентов в вузы Европы, откуда они вернутся уже специалистами с другим уровнем знаний и новыми идеями. Данная программа находится под личным контролем Главы республики. Указом Главы Чеченской Республики было учреждено 100 грантов для студентов государственных вузов ЧР. После предварительного изучения успешного опыта работы Татарстана в этом направлении и с учетом национальных особенностей и потребностей Чечни была составлена «Республиканская целевая программа подготовки молодых кадров за рубежом», предусматривающая отбор и отправку студентов республиканских вузов на обучение в Великобританию и Германию ежегодно в течение пяти лет. На конкурсной­ основе были определены зарубежные партнеры по реализации Программы, с которыми Министерство образования и науки ЧР заключило договоры на оказание услуг в сфере образования. Ими стали международные образовательные центры Study Group, INTO (Великобритания) и DAAD (Германия).

Таблица 2.

Динамика численности студентов в государственных вузах Чеченской Республики по формам обучения[1]

  2003

/04

2004

/05

2005

/06

2006

/07

2007

/08

2008

/09

2009

/10

2010

/11

2011/

12

2012/

13

2013/

14

Количество вузов-всего 3 3 4 5 5 4 4 4 4 4 4
Численность студентов, всего, тыс.чел.  

21,1

 

23,6

 

25,4

 

28,1

 

29,9

 

31,0

 

33,3

 

33,4

 

33,2

 

33,1

 

31,9

Из них обучались на отделениях:

— очных

11,0 12,7 13,5 14,4 15,1 15,4 14,2 14,3 15,1 15,1 14,7
-очно-заочных (вечерних) 0,4 0,4 0,4 0,8 1,0 1,2 1,5 1,5 1,7 1,9 1,9
— заочных 9,7 10,5 11,5 12,9 13,8 14,4 16,5 16,7 15,6 15,5 15,1
Принято студентов – всего, тыс.чел 4,6 4,7 5,7 5,8 6,8 6,5 6,2 5,8 5,8
Из них на отделения:

— очные

2,7 2,9 3,3 3,1 3,9 3,9 3,0 3,5 3,5
— заочные 0,2 0,3 0,3 0,2 0,1 0,1 0,1
-очно-заочные (вечерние) 2,2 2,4 2,6 2,4 3,0 2,1 2,0
Выпущено специалистов 2,6 2,5 3,8 3,3 4,3 4,4 4,7 5,3 5,5 5,9 6,0
В том числе отделениями:

— очными

 

1,4

 

1,4

 

2,1

 

1,6

 

2,3

 

2,2

 

2,3

 

2,2

 

2,0

 

2,4

 

2,4

-очно-заочными (вечерними) 0,2 0,2 0,2 0,1 0,05
— заочными 1,2 1,1 1,5 1,5 1,8 2,1 2,3
На 10 000 человек населения приходилось студентов высших учебных заведений  

 

190

 

 

208

 

 

222

 

 

242

 

 

252

 

 

256

 

 

269

 

 

265

 

 

257

 

 

250

 

 

239

Из общей численности студентов — женщины  

9,9

 

11,0

 

12,1

 

12,7

 

13,9

 

14,5

 

15,9

 

15,6

 

14,8

 

15,5

 

15,6

Как мы можем наблюдать из данных таблицы, численность студентов высших учебных заведений относительно постоянна. Также относительно постоянна численность студентов высших учебных заведений, приходящихся на 10 тысяч человек населения. Все эти показатели говорят в пользу того, что одной из самых приоритетных стратегических и тактических задач является повышение качества рабочей силы за счет развития системы профессиональной подготовки кадров.

Демографическая ситуация в республике характеризуются положительными тенденциями по всем показателям. На 1 марта 2015 г. в Чеченской Республике­ проживает 1374,1 тыс. чел. Структурное распределение численности населения (34,7% – городское население, 65,3% – сельское) свидетельствует об относительно низком уровне урбанизации. Чеченская Республика является регионом с одним из самых высоких показателей естественного прироста населения – 20,2 тыс. человек за 2014 год. Регион занимает первое место в Российской Федерации по числу родившихся на 1000 человек – 25,4 и второе место по числу умерших на 1000 населения – 5,2, уступая лишь Республике Ингушетия. По продолжительности жизни (73,22 года) республика занимает 4 место в Российской Федерации и 3 место в СКФО, уступая Республике Ингушетия и Республике Дагестан.

Низкие коэффициенты разводимости (2 место в РФ и 2 место в СКФО после Республики Ингушетия) – 0,9 на 1000 человек населения свидетельствуют об устойчивости института семьи и являются одним из значимых факторов, обеспечивающим естественный прирост населения.

Численность населения республики динамично растет, покрывая при этом отрицательный миграционный прирост населения (–2 человека на 10000 человек населения). Миграция происходит в основном в другие регионы Российской Федерации и наблюдается среди молодой части­ населения республике ввиду нехватки высокооплачиваемых рабочих мест. При этом сравнительно большое количество этнических чеченцев возвращается в республику из других регионов России.

Высокая рождаемость и низкая смертность приводит к высокой демографической нагрузке – 716 лиц нетрудоспособных возрастов на 1000 человек трудоспособного возраста, что является самым высоким показателем в Российской Федерации и в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако по мере вступления в трудоспособный возраст детского населения региона этот показатель существенным образом снизится.
Это все более актуально на фоне роста численности населения республики, среди которого численность экономически активного населения на март 2015 года составила 608,8 тысяч человек. В соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875, Чеченская Республика относится к числу территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, где сводный показатель напряженности на рынке труда в 1,5 и более раза превышает среднее значение по Российской Федерации. Тем не менее, ситуация меняется­ к лучшему. К концу марта 2015 года в государственных учреждениях службы занятости населения ­состояло на учете 98177 человек незанятых трудовой деятельностью граждан, в том числе 98069 человек имели статус безработного. Численность официально зарегистрированных безработных снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 19035 человек, или на 16,3 %. Пособие по безработице получали 64917 человек.Уровень официальной зарегистрированной безработицы в марте текущего года составил 15,5 % (в марте 2014 г. – 18,0 %).

В марте 2015 года нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в службе занятости, на сто заявленных вакансий составила 4313 человек.
На сегодняшний день ситуация быстро меняется (табл.3). Это благодаря и пристальному вниманию руководства к данной проблеме, а также мобилизации региональных отраслей и ведомств.

Обозначенные проблемы на рынке труда требуют быстрого и скоординированного решения от руководства республики. Департаментом социального и регионального развития, посредством региональных министерств и ведомств принимаются меры по искоренению социального напряжения на региональном рынке труда[2].

Таблица 3.

Экономически активное население Чеченской республики за 2009 – март 2015 гг. в возрасте от 15 – 72 лет

  Численность ЭАН

(чел.)

Из него

Уровень экономической активности (%) Уровень занятости

(%)

Уровень безработицы

(%)

занятые безработные
2009 555398 361016 194383 69,0 44,9 35,0
2010 550600 312287 238313 67,5 38,3 43,3
2011 550904 345636 205267 66,2 41,5 37,3
2012 596769 418878 177891 70,7 49,6 29,8
2013 649000 342400 175000 76,9 56,2 26,9
февраль-март

2015

 

608800

 

189500

 

98069

 

 

 

15,5

В частности, можно назвать ряд региональных программ, реализация которых будет способствовать развитию социальной сферы: «Социальная поддержка и содействия занятости населения Чеченской Республики» на 2014-2018 годы», программа организации молодежного предпринимательства в рамках Республиканской целевой программы «Вовлечение молодежи ЧР в предпринимательскую деятельность на 2012–2014 годы», «Доступная среда на 2012 – 2015 гг.» и др.

Также отметим, что данными программами происходит обеспечение рабочими местами людей с ограниченными возможностями. Все инвалиды, включенные в программу трудоустройства Чеченской Республики на 2013 и последующие годы будут обеспечены­ рабочими местами. На сегодняшний день по этой программе уже трудоустроены 226 человек из 313. Программой трудоустройства инвалидов на 2014 год планировалось предоставление 840 рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Отметим, что обеспечение рабочими местами людей с ограниченными возможностями тоже является элементом совершенствования государственного

управления социальной политики в регионе.

На сегодняшний день складывается ситуация, когда развитие туристско-рекреационного комплекса как одного из основных составляющих экономики республики становится стратегически важной целью, которая способствует развитию не только экономического потенциала региона, но социальной сферы.

Строительство горнолыжных и санаторно-курортных комплексов позволит повысить финансовую эффективность, социальную значимость работы этой сферы и получить ощутимый социально-экономический эффект. Отличие местного туристского предложения от аналогов, с избытком предлагаемых на рынке соседних республик, состоит в наличии уникальной возможности формирования нового туристского продукта, основанного на сочетании различных видов туризма, на нетронутой ресурсной базе.
В перспективе использование­ всех составляющих комплекса (туристские и санаторно-курортные услуги) может стать важнейшей составляющей внешнеэкономической деятельности республики.

В целях создания в Чеченской Республике современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах и вносящего существенный вклад в экономику республики (налоговые поступления в бюджет, приток валютных средств, увеличение количества рабочих мест) разработана Республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013 – 2018 годы» в ­соответствии со Стратегией социально–экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года и с учетом приоритетов Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».
Согласно данной программе предполагается реализация следующих инвестиционных проектов туристско-рекреационного комплекса (табл. 4).

Таблица 4.

Перечень инвестиционных проектов, включенных в республиканскую целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013–2018 годы»[3]

 

 

Наименование объекта

Сметная стоимость проекта

(млн руб)

 

Мощность

(номеров)

Срок окупаемости

(лет)

Рентабельность

%

Количество создаваемых рабочих мест
1. Гостиница при спорткомплексе А.Х. Кадырова 1481,476 500 5,9 18 334
2. Туристско-оздоровительный комплекс «Мелчхи» 278,565 200 6,2 15,8 45
3. «Центр конного туризма» (Курчалоевский район) 101,191 160 5,2 20,9 33
4. Туристский комплекс «Казеной-Ам» (Веденский район) 400 400 3 10 350
5. Курорт

«Серноводск-Кавказский» (Сунженский район)

4 672, 228 390 номеров на 600 койко-мест 7,5 15 900
6. Автотуристкий кемпинг (Заводской район) 6
7. Строительство многофункционального оздоровительного комплекса с

производством спортивного и туристического питания г. Грозный,

(п. Черноречье)

582
Итого 10 821,77  

Система приоритетных направлений социального развития и мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач в рамках концепции устойчивого социального развития региона будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения Чеченской Республике.

Несмотря на особое внимание государства к данному региону существует множество проблем, которые необходимо решать на высшем государственном уровне. В целях создания благоприятной социальной ситуации в Чеченской Республике необходимо применить модель регионального управления, основанной на особой экономической зоне.

Заключая, можно констатировать, что пока в принципе не существует идеальной модели регионального управления в Российской Федерации, так же как и не существует сверхэффективных инструментов, которые при реально имеющейся на данном этапе в России скудной экономической базе могли бы повсеместно удовлетворить самые насущные нужды населения субъектов.

 

Список литературы:

  1. Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике на март 2015 г. [Электронный ресурс] www. chechenstat.gks.ru/‎
  2. Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики ЧР за 2013 г.
  3. Официальный сайт Комитета по туризму Чеченской Республики. — https://www.chechentourism.ru/wp-content/uploads/2013/04/razvitie-turizma.pdf.[schema type=»book» name=»Технологии социального развития государственного управления в регионе на примере Чеченской Республики» description=»Исследования данной статьи заключается в том, что, что в нашей стране происходит становление регионального управления как института народовластия, а эффективность регионального управления зависит от качества взаимодействия государственных и региональных органов власти. Целью является изучить проблемы развития государственного управления в регионах на примере Чеченской Республики. Для этого необходимо:определить сущность и содержание государственного управления в регионе; рассмотреть технологии развития государственного управления в регионе; исследовать проблемы развития государственного управления на примере Чеченской Республики. Только система приоритетных направлений социального развития и мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач в рамках концепции устойчивого социального развития региона будет способствовать повышению уровня и качества жизни населения Чеченской Республике. В связи с этим в Чеченской Республике необходимо применить модель регионального управления, основанной на особой экономической зоне.» author=»Илаева Зарема Магомедовна, Чажаев Муслим Ибрагимович, Чажаева Майнат Маусуровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found