Успешность фармацевтической фирмы и отрасли в целом может быть измерена по нескольким показателям. Основной показатель, безусловно, объем продаж и, доля новых запусков в объеме продаж. Дополнительные показатели, такие как размер национального рынка, привлекательность страны для проведения клинических исследований, помогают провести более глубокий анализ, и определить влияние регуляторных норм, общественного давления и страховой медицины.
В конце 70-х и начале 80-х, серия исследований американского правительства выявила потерю конкурентного преимущества США в фармацевтической отрасли. Основным показателем являлось число фирм со штаб-квартирой в США, лидирующих по продажам и запускам новых продуктов, а также время получения разрешения на оборот медикаментов в Европе и США. Чрезмерная нормативная предосторожность, растущие затраты на клинические исследования и в общем слабый инновационный климат негативно отражались на американской фармацевтической отрасли.
Таб. 1 фармацевтических фирм, лидирующих по продажам, 1974 г.
Позиция | Фирма | Расположение штаб-квартиры | Продажи, млн. долл. |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Roche
Merck Hoechst Ciba-Geigy Bayer Sandoz Eli Lilly American Home Products Pfizer Upjohn Wamer Lambert Rhone-Poulenc Sterling Abbott Boehringer-Ingelheim |
Швейцария
США Германия Швейцария Германия Швейцария США США США США США Франция США США Германия |
1 386
1 197 1 174 1 063 862 847 789 758 740 683 611 595 566 551 506 |
Ситуация изменилась уже через 30 лет, и несколько отраслевых исследований обнаружили, что американский фармацевтический сектор вместо прогнозируемого в 80-х негативного тренда с начала 90-х ускорил свое развитие.
Из 15-ти фармацевтических фирм, лидирующих по продажам, в 2005 году 9 имели штаб-квартиру в США. При этом все лидирующие фирмы имели филиалы на международных рынках, а рост продаж коррелировал с запуском продуктовых инноваций. Фирмы со штаб-квартирой в США переместились со средних позиций в лидеры за период в 30 лет.
Таб. 2 фармацевтических фирм, лидирующих по продажам, 2005 г.
Позиция | Фирма | Расположение штаб-квартиры | Продажи, млн. долл. |
1
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Pfizer
GlaxoSmithKline Sanofi-Aventis Novartis AstraZeneca Johnson & Johnson Merck Wyeth Bristol-Myers Squibb Eli Lilly Abbott Labs Roche Amgen Boehringer-Ingelheim Takeda |
США
Великобритания Франция Швейцария Великобритания США США США США США США Швейцария США Германия Япония |
44 280
33 960 32 340 24 960 23 950 22 320 22 010 15 320 15 250 14 650 13 990 12 900 12 020 10 840 8 530 |
Помимо изменения списка лидеров, обращает на себя внимание феноменальный рост продаж. Многие из лидирующих фирм достигали этого роста за счет приобретения и/или маркетинга продуктовых инноваций. Безусловным преимуществом американских компаний было расположение на самом крупном рынке мира. Кроме лидерства по размеру домашнего рынка, европейские фирмы не удержали лидирующих позиций и по инвестициям на исследования и разработки. В середине 70-х европейские фирмы, включая английские, тратили от 1 до 2,4 млрд. долларов, в то время как американские фирмы тратили от 0,6 до 1,2 млрд. долл. К 1994 году, однако, суммарные затраты 13 лидирующих американских фармацевтических фирм составили 8,6 млрд. долл. в сравнении с 5,8 млрд. долл. инвестиций европейцев. А еще через десятилетие американские фирмы утроили инвестиции до 27 млрд. долл., в то время как инвестиции европейцев увеличились лишь до 9 млрд. долл., увеличив отставание с трети в середине 70-х до троекратного в середине 90-х [3].
Таблица 3 иллюстрирует относительное снижение доли новых химических соединений, разработанных фирмами из Германии и Франции по сравнению с фирмами, расположенными в США и Великобритании.
Таб. 3. Вывод на рынок новых химических соединений (НХС) фирмами, разделенными по локализации штаб-квартиры.
География | 1961 — 1970 | 1971 — 1980 | 1981 — 1990 | 1991 — 2000 | ||||
НХС | Доля, % | НХС | Доля, % | НХС | Доля, % | НХС | Доля, % | |
США | 209 | 30 | 157 | 31 | 145 | 32 | 75 | 42 |
Франция | 172 | 25 | 98 | 19 | 37 | 8 | 10 | 6 |
Германия | 115 | 17 | 96 | 20 | 67 | 15 | 24 | 13 |
Япония | 80 | 12 | 75 | 15 | 130 | 29 | 16 | 9 |
Швейцария | 68 | 10 | 53 | 10 | 48 | 11 | 26 | 14 |
Великобритания | 48 | 7 | 29 | 6 | 29 | 6 | 29 | 16 |
Всего НМ | 692 | 508 | 456 | 180 |
На протяжении двадцати лет с 1961 по 1980 гг. фирмы расположенные на европейском континенте изобрели и запустили более 60% всех инновационных фармацевтических продуктов. Из 10 лидирующих в продуктовых инновациях фирм, только две были расположены в США (Джонсон и Джонсон, Пфайзер), в то время как 3 были расположены в Германии (Хехст, БерингерИнгельхайм и Байер), 2 во Франции (Санофи, РонПуленк) и 3 в Швейцарии (Сандоз, Цыба-Гейджи и Рош). К 90-м американские фирмы приносили уже более 40% всех продуктовых фармацевтических инноваций, английские фирмы улучшили свое положение за счет слияния ГлаксоВелком, СмитКляйнБичем и АстраЗенека (последняя со значительной долей Шведского капитала). Позиция немецких фирм продолжила падение после 2000-х, начав со слияния Хехст и РонПуленк в фирму Авентис в 1999 г., которая затем была поглощена Санофи в 2004 г. Слияния, лежащие в основе образования фирм ГлаксоСмитКляйн и Новартис, протолкнули эти фирмы в первый эшелон отрасли, но эти преобразования в тоже время способствовали откату фирм, особенно немецких, с лидирующих позиций в середине 2000-х гг [3].
Развитие международных научно-исследовательских площадок, и скорости обмена информацией привело к тому, что, несмотря на патентную защиту, инновационные фармацевтические продукты сталкиваются с серьезной конкуренцией еще задолго до появления на рынке дженериков. Исследование Университета Тафт показало, что промежуток времени между выходом на рынок первого в своем классе инновационного фармацевтического продукта и его последователя, прямого конкурента по классу, сократилось на 78% с 70-х гг.: с 8,2 лет в 70-х до 1,8 года в 1995 г. При этом доля выписки дженериков вообще в США по сравнению с оригинальными лекарствами возросла с 18% в 1984 г. до 60% в 2005 г.[4].
Еще одной причиной смещения центра силы в мировой фармацевтической отрасли, помимо размера инвестиций на исследования и разработки, числа запущенных продуктовых инноваций, следовательно, и объема продаж, и выбора страны проведения клинических исследований, эксперты называют политику государственного регулирования цен на лекарства в Европе:
- регулирование ценообразования: определение максимально допустимой наценки, конкурентного сравнения цен внутри терапевтического класса, и сравнения цен производителя с разных странах, определение максимально допустимой прибыли товаропроводящей цепи;
- льготное обеспечение или компенсация затрат;
- замещение оригинальных лекарств дженериками [3].
Помимо этого на сегодняшний день глобализация мировой экономики обуславливает следующие тенденции фармацевтической промышленности:
- Производство медикаментов сконцентрировано в промышленно развитых странах, в пяти из которых – США, Япония, Германия, Франция и Великобритания – производится две трети всего объема.
- Большие по объему рынки медикаментов нижних ценовых сегментов существуют в высоко конкурентных внутренних рынках Китая и Индии.
- Транснациональные компании доминируют в мировом производстве, торговле и маркетинге лекарственных средств. На десять лидирующих компаний приходится почти половина всех продаж. Тенденция концентрации, начавшаяся в конце 80-х продолжается.
- На 10 самых продаваемых препаратов приходится 12% объема производства медикаментов [6].
Отечественная продукция составляют четверть объема потребления медикаментов в стоимостном выражении и две трети в натуральном, проигрывая не только крупным международным фирмам, но и производителям дженериков и фармацевтического сырья из Китая и Индии. На уровне простых лекарственных препаратов отечественная фармацевтическая промышленность может обеспечить население, но российских препаратов почти нет среди инновационных лекарственных средств.
Отечественная фармацевтическая отрасль технологически отстает от мировой промышленности на всех этапах создания продукта, от научных исследований до выведения инновационного фармацевтического продукта на рынок. И, несмотря на поддержку государства, в том числе программой развития отрасти до 2020 года, испытывает значимое давление со стороны международных фармацевтических фирм, которые имеют многолетний, беспрерывный опыт и компетенции в области создания и продвижения инновационных продуктов. Многие наработки, кадры, отечественные предприятия производители химического сырья для российских фармацевтических предприятий устарели и/или были утеряны в 90-х годах. Производство собственных субстанций в России практически прекращено. В России в настоящее время лишь ограниченное количество предприятий осуществляют промышленный выпуск субстанций [1, 2].
Новые запуски отечественных фармацевтических предприятий в основном являются брендированными воспроизведенными копиями оригинальных импортных препаратов — лекарственных средств, поступивших в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав. Низкая добавленная стоимость дженериков, в свою очередь, обуславливает отсутствие возможности развития инновационного комплекса отечественных фармацевтических компаний.
- Беспалов Н. Индустриализация в отдельно взятой отрасли // Inpharmacia Аналитика фармрынка. — 2011. — №4. — С. 23-31.
- Волков В.С. Формирование концепции конкурентоспособности лекарственных препаратов: дис. кан. экон. наук. – М., 2003. – 172 с.
- Daemmrich A. Where is the pharmacy to the World? International regulatory variation and pharmaceutical industry location// Harvard Business School, working paper. — 2009. p09-118.
- DiMasi, Paquette, Pharmacoeconomics. – 2004. — 22. – p. 14.
- DiMasi, Hansen, Grabowski, The price of Innovation: New Estimates of Drug Development Cost. — Journal of Health Economics. – 2003. – 22. — p. 151 – 185.
- The World Medicine Situation. World health Organization report, 2004. – p. 70[schema type=»book» name=»ТЕНДЕНЦИИ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ФИРМ ЗАРУБЕЖОМ И В РОССИИ» description=»Статья посвящена тенденциям и барьерам развития инновационной деятельности фармацевтических фирм зарубежом и в России. Успешность фармацевтической фирмы и отрасли в целом может быть измерена по нескольким показателям. Основной показатель, безусловно, объем продаж и, доля новых запусков в объеме продаж. В статье приведен анализ изменения позиций лидирующих в мире фармацевтических фирм, актуальные тенденции фармацевтической промышленности, обусловленные глобализацией мировой экономики. Перечислены актуальные проблемы и барьеры развития отечественной фармацевтической отрасли.» author=»Бакашина Ольга Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]