Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА-ПРОФЕССИОНАЛА КАК ЧЕЛОВЕКА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА-ПРОФЕССИОНАЛА КАК ЧЕЛОВЕКА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В век господствующей технократической культуры общества, вызванной Западной цивилизации, все острее встает вопрос о том, каким видится менеджер будущего, каким новыми субъективными навыками и качествами он должен обладать? На первый взгляд, казалось бы очевидный ответ, конечно же, высокопрофессиональным специалистом своего дела, обладающим необходимыми деловыми навыками, знаниями и соответствующими компетенциями. Однако с позиции авторов статьи этих качеств в  быстротекущем мейнстриме, уже недостаточно. Современные тенденции технолого-экономических и социальных отношений, дают почву для более глубокого и системного анализа существующей проблемы.

Происходящие техногенные аварии и катастрофы, которые в последнее время  «сыпятся» с экранов телевизоров, по словам экспертов, вызваны в первую очередь человеческим фактором 80%, и только 20% по вине техники. С нашей точки зрения это можно обосновать, в частности тем, что с позиции социологии и психологии человеческое сознание уже не «догоняет» то бытиё, в котором оно живет. При всей кажущейся технологической и информационной обеспеченности различных управленческих процессов, уровень умственного и интеллектуального образования падает, а интенсивность и рост объема перерабатываемой информации только возрастает. И при всем этом менеджер должен принимать правильные и качественные управленческие решения.

Еще одной и существенной проблемой, которая способствует данным тенденциям, это все более явный переход в системе менеджмента к Тейлоризму, так называемой школе научного управления. Здесь упор делается не на сотрудника- человека, а на рабочего как основного ресурса при достижении прибыльности организации. При этом основным мотивирующем фактором является два основных метода: материальное стимулирование и фактор страха, то есть потерять основное место работы. И из этих двух подходов второй становится все более и более преобладающим.

Принятие в последнее время подхода в форме формирования заработной платы, которая состоит из двух составляющих основной оклад и стимулирующей надбавки, не выполняет своей функции к повышению производительности труда персонала организации. Даже при, вроде бы правильном подходе, когда в организации создается комиссия по принятию решения о назначении этой материальной надбавки, без присутствия директора и других влияющих лиц, все равно решения принимаются, прислушиваясь к мнению власть держащих. При этом требуют, что бы сотрудник обосновал свою стимулирующую надбавку, за счет своей повышенной деятельности. А иногда  устанавливают такие критерия, что реально их выполнит довольно проблематично, что является основанием уменьшить ее и распределить по другим лояльным сотрудникам. Это создает нервозную обстановку, разделения коллектива, недоверие к своим коллегам по работе, а самое главное уменьшает отдачу от работы и сказывается на показателях эффективности.

Проведенные полевые исследования среди  студентов заочников, работающих в различных сферах хозяйственно-экономической деятельности, позволили авторам сделать малоутешительный вывод. В основном, большинство менеджеров всех уровней управления в социальных и социально-экономических институтах, не занимаются в полном объеме методами социально-психологического управления сотрудниками, а отдают предпочтение командно-административным и авторитарным стилям и методам. При этом, ограничиваясь двумя их формами, например, в случае совершениями сотрудниками проступков: лишения части заработной платы, а при повторном случае – увольнение по собственному желанию.

Данные факты свидетельствуют в пользу выбора предприятиями и учреждениями, согласно У. Оучи,  рыночной культуры поведения с типом культуры торговли [2, C.167]. А это, прежде всего, стимулирует менеджеров всеми путями и средствами стремится зарабатывать для себя и, в первую очередь, для капиталиста максимальную прибыль, невзирая на проблемы в межличностном и межгрупповом взаимоотношении в коллективе. Если рассмотреть  существующие требования к менеджерам различных уровней управления, то помимо, знания специализации, есть масса дополнений, включающих следующие компоненты: коммуникабельность, стресоустойчивость, упорство, настойчивость, стремление к получению прибыли, креативности, целеустремленности и т.д. Это, в большинстве случаев, исходя из практики, можно растолковать, как: умело вешать «лапшу на уши», обманывать потребителя посредством рекламы или заведомо ложной информацией, «топить» коллегу ради карьеры, навязывать просроченный продукт или некачественное изделие, неисполнять  договорных обязательств, работать по 20 часов в сутки, и т.д. Все ради получения максимальной прибыли либо для себя, либо для того, на кого ты работаешь. Мы полагаем, если данная тенденция будет продолжаться то, экстраполируя данный процесс в недалекое будущее, можно спрогнозировать  неблагоприятный, не только экономический, но и социально-психологический кризисный сценарий.

Исходя из рассмотренных негативных предпосылок, предлагается в корне изменить парадигму взглядов на концепцию управления, в частности в экономике. Сделать упор на социально-психологические методы управления, так как вся производственная деятельность менеджера, помимо его чисто материальных потребностей, неразрывно связывается с его активной социально-психической деятельностью. То есть менеджер будущего, прежде всего социолог и психолог, а уж потом профессионал. А это в первую очередь неразрывно связано с понятием нравственности и совести.

Нравственностьесть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободе воли и свободе выбора, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести. С точки зрения человеческого бытия это является важным, т.е. первичным, а остальное вторично. По нашему пониманию совесть это мощнейшее проявления интуиции человека, которая способна дать ответ на вопросы характеризующие понятия добро-зло, верно-неверно, хорошо-плохо и т.д.

Сейчас же во главу угла для менеджера-профессионала-человека, должно стать, с нравственной точки зрения, преобладание следующих принципов оказывающих влияние на функции управления [2, C.18-23]:

  1. Не навреди (себе, окружающим, природе);
  2. Внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести (Способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя, их неукоснительного выполнения и производить самооценку    совершаемых    поступков    выражающихся,  прежде  всего в  нравственном самосознании личности [3]);
  3. При принятии управленческого решения начинать выбор альтернативы эффективности решения с критериев, в следующей последовательности и приоритетности:

 — нравственности (совесть, сила воли, свобода выбора);

 — экологии (не навреди природе);

 — качества жизни (новые товары с приемлемыми, низкими ценами);

 — прибыльности (нормальной, а не максимальной).

  1. Каждый менеджер при принятии решения должен четко осознавать свою личную ответственность за конечный результат;
  2. В экономике, при производстве, распределение и потреблении материальных благ, главным должен являться результат труда — товар, а не его денежный эквивалент, это лишь средство обмена не более;
  3. Опираясь на нравственно-научную основу создавать товары (услуги) для общества, имеющие природную объективную потребительскую сущность, а не виртуальную, отрывающую от действительности.

Внедрение данных принципов в мировоззренческое сознания менеджеров различных  категорий управления, позволит на первом этапе, решить большинство рассмотренных проблем и вывести социально-экономические отношения на предприятиях и организациях, на новый качественный уровень жизни.

Список литературы

  1. Новосадов С.А. Теория менеджмента: Учеб. пособие. М.: Издательство РГСУ, 2014. – 167с.
  2. Новосадов С.А. Основы концептуальной теории фундаментального развития управления экономикой нового типа: монография. – М.: Издательство  РГСУ, 2013. — 18-21 с.
  3. [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://slovari.yandex.ru/~ книги/БСЭ/.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕНЕДЖЕРА-ПРОФЕССИОНАЛА КАК ЧЕЛОВЕКА» author=»Новосадов С.А.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found