Социально-экономическая и политическая ситуации обусловили переход от традиционной закрытости приграничной территории к формированию эффективной экономической среде взаимоотношений стран-соседей. Приграничное сотрудничество стало играть роль локомотива развития международного сотрудничества. Приграничный регион может являться форпостом качественных изменений, которые в будущем проникнут на остальные части национальной территории [1].
Приморские приграничные субъекты РФ являются крупными центрами приграничной торговли, которые в настоящее время относятся к приграничным регионам «второго эшелона» (следуя за передовыми приграничными регионами центрального и проэкспортного типа), но в перспективе могут стать «зонами роста» и развиваться как многополярные регионы-мосты [3].
Приграничный регион представляет собой сложную вероятностную, динамическую и открытую систему, охватывающую процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и других благ, обладая такими специфическими признаками, как:
- наличие более крупной, внешней по отношению к данной системе, называемой национальной и международной среды;
- специфические характерные особенности, в т.ч. наличие элементов — «граница», «приграничная территория», «приграничная зона», «приграничное сотрудничество», «приграничная торговля»;
- более высокая чувствительность к изменениям, обусловленным глобализацией;
- одновременная направленность приграничного региона к системе национальных экономических отношений и к системе международных экономических отношений;
- обеспечение национальной и экономической безопасности как соблюдение равноправного партнерства с соседними государствами.
Исходя из этого, представляется, что социально-экономическое развитие приграничной территории более сложный процесс, доминанты и факторы которого отличаются от аналогичных процессов во внутренних регионах.
Приграничное сотрудничество выступает управляемым процессом, направленным на укрепление социально-экономических взаимосвязей с приграничными регионами соседнего государства.
Процесс построения трансграничного сотрудничества представлен на рисунке 1[4].
Рисунок 1. Этапы развития трансграничного сотрудничества
В настоящее время регион рассматривают как экономического агента и субъекта, имеющего свои особенные функции (см. рис. 2) [2].
Рисунок 2. Функции приграничного региона
Такой вид деятельности, как туризм органично вписывается в рамки практически всех указанных функций. Так, снижение барьерной функции границ служит одной из ключевых предпосылок к развитию туризма благодаря упрощению формальностей.
Туризм также способен сыграть значимую роль в интегративной функции, способствуя культурной интеграции, деловому сотрудничеству населения соседних стран. И, наконец, туризм в приграничной территории принимает вид приграничного сотрудничества, особенно в части поездок жителей приграничных территорий в соседнее государство.
Стоит отметить значимую роль кластерного подхода в развитии приграничного сотрудничества. Кластерный поход с точки зрения ряда ученых и практиков выступает наиболее перспективной формой развития туризма в приграничных территориях.
В Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления приграничного сотрудничества находятся в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации. В соответствии с данным документом были сформулированы принципы и задачи приграничного сотрудничества. Главными целями приграничного сотрудничества признаны устойчивое развитие, повышение благосостояния населения приграничных территорий, укрепление дружбы и добрососедства. Этим шагом созданы нормативно-правовые основы развития приграничного сотрудничества, которые становятся основной предпосылкой развития приграничного сотрудничества в различных отраслях и видах деятельности.
Так, например, приказом Министерства культуры РФ от 20 июля 2011 г. N 807 утверждена Концепция развития сотрудничества в сфере культуры между приграничными территориями Российской Федерации и сопредельными государствами на период до 2020 года. Разработчиками признается, что длительное время в государственной культурной политике недооценивалась позитивная роль, которую приграничное культурное сотрудничество может играть в развитии сферы культуры Российской Федерации, а также его возможности существенно влиять на качество жизни населения, устойчивость и сбалансированность социально-экономического развития приграничных территорий, улучшение на долгосрочной основе взаимоотношений с сопредельными государствами.
Помимо нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества, важным фактором, стимулирующим развитие туристской деятельности в приграничных регионах, становится упрощение поездок граждан приграничных территорий.
Также большую роль играет глобализация, способствуя интеграции туристской индустрии и инфраструктуры различных стран, выступая фактором упрощения туристских формальностей. Особенно полно влияние глобализации проявляется в приграничных зонах, где формируется один из видов туризма – приграничный (трансграничный) туризм.
Важность приграничного туризма высоко оценивают профессиональные сообщества. Так, общественной организацией поддержки малого бизнеса в сфере туризма подготовлен проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В нем предлагается ввести термин «приграничный туризм», определяя его как «туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну, имеющую общие границы с Российской Федерацией, въезд в которые для граждан Российской Федерации осуществляется в порядке, не требующем получения визы». Приграничный туризм по предположению разработчиков, должен войти в систему международного туризма в качестве альтернативы въездному туризму. Следует отметить, что чаще речь идет об упрощении визовых формальностей, которое только в отдельных случаях может принимать форму отсутствия визы при пересечении общей с Российской Федерации.
Список литературы:
- Бутова Т.В., Мурар В.И. Особенности и проблемы развития приграничных регионов. В сборнике: Проблемы и достижения современной науки. Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Редколлегия: Искужин Т.С. (отв. редактор), Акчурин Б.Г., Идельбаев М.Х., Кабакович Г.А., Зайнуллина Г.Ш., Юсупова Р.Р., Нигматуллин О.Б. (отв. секретарь). 2014. С. 22-25.
- Грибова С.Н. Развитие приграничных регионов России: методология и практика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Улан-Удэ. 2011
- Тишутина О.И. Методология и стратегия обеспечения устойчивости доходной базы бюджетов приграничных субъектов Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Саратов. 2008
- Черномаз П.А. Еврорегион «Слобожанщина»: становление и роль в развитии украинско-российского трансграничного сотрудничества // Черномаз П.А. Еврорегион «Слобожанщина»: становление и роль в развитии украинско-российского трансграничного сотрудничества // Междисциплинарные исследования в науке и образовании. – 2012. – № 1 Sp; URL: www.es.rae.ru/mino/157-467 .[schema type=»book» name=»Роль туризма в социально-экономическом развитии приграничных территорий» author=»Добрина Лейла Ровшановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-21″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]