Современные условия функционирования мировой экономики стимулируют государства к поиску мер, которые могли бы остановить замедление темпов роста национальных экономик и создать импульс, обеспечивающий их развитие. Одна из тенденций – региональная экономическая интеграция, зарекомендовавшая себя в мировой практике как эффективная модель стратегического развития.
29 мая 2014 года между Казахстаном, Российской Федерацией и Республикой Беларусь был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В настоящее время в состав союза входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.
Одним из важнейших условий развития интеграционных процессов ЕАЭС является проведение согласованной налоговой политики стран-участниц, предполагающее создание единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Поскольку в основе налоговой политики ЕАЭС лежит образование единого налогового пространства, приоритетными задачами становятся сближение норм налогового администрирования и организации информационного обмена между налоговыми органами стран-участниц экономического союза. Научный подход к решению указанных задач предполагает совершенствование существующих и разработку новых механизмов взаимодействия налоговых служб по вопросам корректировки и упорядочения нормативно-правовых актов в области налогового законодательства, унификации методов и форм налогового контроля, интеграции информационных баз данных.
Одним из приоритетных стратегических направлений налоговой политики интеграционного экономического объединения является совершенствование налогового администрирования и усиление контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов его участников. В данном аспекте основными целями согласованной налоговой политики становятся:
- обеспечение более полной собираемости налогов и увеличение налоговых поступлений в бюджеты государств;
- эффективное раскрытие и предотвращение экономических правонарушений;
- решение проблемы межгосударственных неплатежей.
В этой связи оказывается необходимым решение целого комплекса задач, в том числе:
- гармонизация методов налогового администрирования;
- согласованное реформирование налоговых органов и оптимизация их структуры;
- формирование интегрированной базы данных о налогоплательщиках;
- создание информационного центра для осуществления информационного обмена между налоговыми органами и согласование форм, методов и перечня обмениваемой информации;
- разработка совместных мероприятий налоговых и таможенных органов, направленных на увеличение поступлений налогов, платежей и сборов, а также эффективное раскрытие и предотвращение экономических правонарушений.
Создание нового интеграционного объединения – Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – требует решения указанных задач как с учетом уже накопленного опыта (в рамках ЕврАзЭС), так и на основе разработки принципиально новых механизмов и инструментов. В этой связи необходим критический анализ существующих подходов к порядку взаимодействия налоговых служб стран-участниц ЕАЭС и выработка рекомендаций по его совершенствованию.
Наиболее актуальными направлениями налоговой гармонизации стран-участниц ЕАЭС являются:
- гармонизация косвенного налогообложения стран-участниц ЕАЭС;
- установление общих принципов налогообложения доходов и имущества в государствах-членах ЕАЭС;
- укрепление информационного обмена между налоговыми службами стран-участниц ЕАЭС.
В целях устранения эффекта дискриминации в отношении налогообложения операций, осуществляемых хозяйствующими субъектами в рамках территории Евразийского экономического сообщества, необходимо провести унификацию порядка исчисления и взимания НДС, а именно:
- странам-участницам ЕАЭС необходимо применять в рамках внутреннего рынка сообщества принцип «страны назначения» в сфере налога на добавленную стоимость. В случае фактического сохранения в законодательных актах отдельных государств-членов ЕАЭС положений, противоречащих указанному принципу, органами управления данного интеграционного образования должен быть разработан и утвержден порядок компенсации налогоплательщикам ЕАЭС убытков, которые могут иметь место в связи с соответствующими случаями двойного налогообложения [1];
- необходимо согласовать перечень работ и услуг, операции по реализации (поставке) которых связаны с международными перевозками, облагающихся по нулевой ставке или освобождающихся от налога на добавленную стоимость в рамках внутренних границ Евразийского экономического сообщества;
- необходимо утвердить перечень документов, необходимых для подтверждения экспорта товаров в рамках ЕАЭС, а также сроков их предоставления и порядка возмещения (зачета) налога на добавленную стоимость при подтверждении экспорта;
- представляется необходимым унифицировать положения, касающиеся объекта обложения налогом на добавленную стоимость, определения налоговой базы, установления единого налогового периода по налогу, налоговых льгот и единой ставки налога на добавленную стоимость для стран-членов ЕАЭС на уровне не ниже 15% и унификации перечня документов для подтверждения «нулевой ставки», применяемой при экспорте товаров.
В целях эффективного функционирования единой системы акцизного налогообложения стран-участниц ЕАЭС необходимо:
- внести изменения в Налоговые кодексы Кыргызской Республики и Республики Беларусь в части определения объекта налогообложения и налоговой базы, поскольку для эффективного функционирования единой системы акцизного налогообложения необходимо четко сформулированное законодательное обеспечение процессов налогообложения, что может быть достигнуто только при использовании единообразной налоговой терминологии в законодательстве стран-участниц ЕАЭС;
- унифицировать ставки акцизов на производимую и импортируемую продукцию, согласовать Базовый перечень минимальных ставок подакцизных товаров, унифицировать методологию исчисления и взимания акцизов;
- унифицировать перечень и порядок представления налогоплательщиками документов, подтверждающих экспорт подакцизных товаров между государствами-членами ЕАЭС;
- унифицировать положения налоговых законодательств государств-членов ЕАЭС в части применения налоговых вычетов при уплате акцизов и отнесении сумм налога на себестоимость. При этом следует использовать опыт Российской Федерации, а также использовать единообразную терминологию, поскольку в Налоговом кодексе Республики Казахстан речь идет о вычетах, в Налоговом кодексе Республики Таджикистан — о зачете акциза, в Законе Республики Беларусь «Об акцизах» и Налоговом кодексе Кыргызской Республики — об уменьшении суммы акцизов.
В целях совершенствования налогообложения прибыли организаций в рамках территории Евразийского экономического сообщества предлагается осуществить следующие мероприятия:
- определить в качестве налогоплательщиков юридических лиц, являющихся резидентами государства, а также юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в государстве через постоянное учреждение или получающих доходы из источников в государстве;
- объектом налогообложения по налогу на прибыль признать для организаций-резидентов доходы, уменьшенные на величину расходов, предусмотренных законодательством, а для нерезидентов – доходы, полученные от источников на территории государства;
- установить единую налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 20% во всех государствах-членах ЕАЭС;
- установить единый порядок исчисления авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли;
- признать налоговым периодом по налогу на прибыль организаций календарный год, а отчетными периодами – квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года;
- сроки уплаты по налогу на прибыль определить не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а сроки авансовых платежей – не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В рамках совершенствования системы подоходного налогообложения физических лиц в Евразийском экономическом сообществе предлагается внесение следующих значимых изменений в налоговые законодательства рассматриваемых государств:
- определение статуса налогового резидента государства как лица, фактически находящегося на территории государства не менее 183 календарных дней в последовательном 12-месячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде;
- признание объектом налогообложения для резидентов доходов, полученных как на территории государства, так и за его пределами, а для нерезидентов – доходов, полученные от источников в данном государстве;
- дополнение главы 16 Налогового кодекса Республики Беларусь нормой, регламентирующей уплату подоходного налога при возникновении материальной выгоды;
- использование прогрессивной шкалы налогообложения для доходов от трудовой деятельности;
- внедрение механизма семейного налогообложения на основе коэффициентов, учитывающих количество иждивенцев в семье;
- установление единой ставки налога по доходам, полученным в виде дивидендов на уровне 10%;
- установление двух видов налоговых периодов соответственно – для налога на доходы от трудовой деятельности в виде календарного месяца, для иных доходов – в виде календарного года.
Укрепление информационного обмена между налоговыми службами стран-участниц ЕАЭС является на современном этапе развития межгосударственной интеграции актуальной задачей, поскольку все чаще причинами снижения налоговых поступлений является неприемлемая минимизация налогов, что означает использование налогоплательщиками пробелов в законодательстве в целях применения многоступенчатых схем на территории нескольких государств и, соответственно, снижения налоговых платежей. В этих условиях результативность работы во многом зависит от полноты и оперативности получения сведений из налоговых служб зарубежных государств. Поэтому с целью расширения обмена информацией между налоговыми службами стран-участниц ЕАЭС необходимо обеспечить возможность налаживания обмена информацией в автоматическом режиме, а не на основании запросов налоговых служб. При этом основными составляющими правового обеспечения информационного обмена в рамках ЕАЭС должны стать:
- наличие согласованных требований к формату и структуре обмениваемой информации;
- строгое соблюдение норм электронного документооборота между налоговыми органами стран-участниц интеграционного объединения;
- нормативно закрепленное формирование и ведение баз данных, необходимых для информационного обмена между налоговыми органами и таможенными органами стран-участниц интеграционного объединения.
Таким образом, в настоящее время происходит качественное изменение роли налогообложения в развитии межгосударственных экономических отношений. Углубление межгосударственной экономической интеграции в рамках ЕАЭС требует унификации и сближения структур и принципов налогообложения, согласования налоговой политики и национального налогового права, укрепления информационного обмена между налоговыми службами государств-членов данного интеграционного образования.
Список литературы
1. О Рекомендациях по унификации и гармонизации законодательства государств-членов ЕврАзЭС в сфере налогообложения (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств): Постановление Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества от 17 ноября 2005 г. №12 // СПС Консультант-Плюс. URL: (Дата обращения 10.12.2014).[schema type=»book» name=»РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССОВ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАЛОГОВЫХ МЕХАНИЗМОВ» author=»Э.Р. Каримова, М.С. Жверанцева» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]