В современной отечественной литературе, под региональной инвестиционной политикой понимают — систему мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах жителей региона и инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные экономической и социальной политикой региона, величиной производственного потенциала, географическим местонахождением, природно-климатическими условиями и др.
Объектом воздействия региональной инвестиционной политики выступает инвестиционный климат, по его изменению можно судить об эффективности инвестиционной политики устойчивости региона.
Задаче по обеспечению инвестиционной привлекательности регионов России в последнее время уделяется повышенное внимание, она является одной из важнейших в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов бизнеса и экспертного сообщества. В настоящее время региональная инвестиционная политика в Российской Федерации основана на внедрении регионального инвестиционного стандарта (далее – Стандарт) [1], который призван обеспечить благоприятный инвестиционный климат в каждом конкретном регионе.
Цель статьи – на основе изучения лучших управленческих практик в российских регионах определить направления улучшения инвестиционного климата в Хабаровском крае.
Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе является одним из проектов Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в РФ. В основе внедрения Стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования Стандарта.
Стандарт инвестиционной деятельности содержит 15 инициатив, которые группируются в три блока:
первый блок мер направлен на формирование стратегических направлений инвестиционной политики;
второй блок предполагает создание условий для ведения бизнеса;
третий блок посвящен гарантиям со стороны органов исполнительной власти.
Все 15 составляющих Стандарта внедрены в Хабаровском крае в 2013 году в полном объёме. Соответствие предпринятых мер требованиям Стандарта в Хабаровском крае признано экспертным сообществом, Министерством регионального развития РФ и Агентством стратегических инициатив.
В 2014 году Хабаровский край вошел в число пилотных регионов, в котором была проведена апробация Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [2].
Данный рейтинг является механизмом оценки реализации в регионах Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, направленной на упрощение и ускорение действующих процедур по ведению бизнеса. Методология Национального рейтинга включает 54 показателя, которые группируются в 19 факторов, влияющих на деловой и инвестиционный климат. В свою очередь, факторы объединяются в четыре ключевых направления
- Регуляторная среда (качество предоставления государственных услуг)
- Институциональная среда (эффективность институтов для бизнеса)
- Доступность ресурсов и качество инфраструктуры для бизнеса
- Эффективность поддержки малого предпринимательства. В этом разделе предприниматели непосредственно оценивают качество и степень поддержки, оказываемой им со стороны органов власти.
Национальный рейтинг обозначил слабые места инвестиционного климата Хабаровского края, на которые следует в первую очередь обратить внимание, а также позволил выявить регионы-лидеры и систематизировать их лучшие практики для внедрения во всех регионах.
По результатам итогового Рейтинга лидерами среди регионов стали: Калужская область, Ульяновская область, Красноярский край, Республика Татарстан и Костромская область.
Хабаровский край занял 15 место из 21 и вошел в 4 группу регионов из 5.
Рейтинг показал, что слабым местом в крае является «Регуляторная среда», основными критериями оценки которой выступает эффективность процедур:
1) регистрации предприятий;
2) по выдаче разрешений на строительство;
3) по регистрации прав собственности;
4) по подключению электроэнергии.
Данные Рейтинга показали, что внедрение Стандарта в крае пока еще не повлияло на решение проблем, связанных с взаимодействием органов власти и населения. Так на регистрацию предприятия в Хабаровском крае уходит в среднем 16, а в Калужской области – 10 дней. Разрешение на строительство предприниматель получает за 156, а в Татарстане за 40 дней. Регистрация прав собственности проходит за 33, а в Челябинской области за 14 дней. Постановка земельного участка на кадастровый учет в Хабаровском крае занимает 81 день, а в Москве – 21 день, при этом хабаровским инвесторам предложено проходить в пять раз больше процедур.
Изучение лучших управленческих практик российских регионов по состоянию инвестиционного климата позволило нам сформулировать направления совершенствования деятельности региональных органов власти по улучшению инвестиционного климата в Хабаровском крае (таблица 1).
Таблица 1
Ключевые элементы лучших региональных практик по улучшению инвестиционного климата, предлагаемые в Хабаровском крае
Показатель | Ключевые элементы лучших региональных практик |
Регистрация предприятий | 1) Увеличение доступности услуги;
2) Контроль за соблюдением сроков процедур; 3) Мотивация и обучение сотрудников. |
Получение разрешений на строительство | 1) Исключение из процесса выдачи разрешения на строительство лишних процедур;
2) Введение единого регионального административного регламента на всей территории субъекта Российской Федерации; 3) Создание качественной и формализованной процедуры разработки документов территориального зонирования для всех муниципальных образований; 4) Межведомственное взаимодействие и «единое окно»; 5) Использование информационных технологий для ускорения административных процедур. |
Регистрация прав собственности | 1) Систематизация процесса доставки документов из отделений кадастровой палаты в управление Росреестра в регионе;
2) Система мотивации сотрудников. |
Подключение к электросетям | 1) Мониторинг соблюдения сетевыми организациями регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям;
2) Создание интернет-сайта с целью упрощения ускорения прохождения процедур по подключению к электросетям для заявителя и обеспечения их прозрачности. |
С целью сокращения срока регистрации предприятий в Хабаровском крае нами был изучен опыт Калужской области, Красноярского и Алтайского краёв, Костромской области и Краснодарского края. На основе обобщения практик этих регионов предлагается:
1) Увеличить доступность услуги путем подписания соглашений с МФЦ о приеме и выдаче документов, а также консультации заявителей по вопросам регистрации предприятий, обеспечения выездов сотрудников региональных управлений ФНС в удаленные территории;
2) Осуществлять общественный контроль за соблюдением сроков прохождения процедур путём регулярного опрос предпринимателей о качестве предоставляемой услуги и сроках ее прохождения;
3) Стимулирование мотивации и обучения сотрудников на основе регулярных обязательных семинаров.
Интересен опыт Республики Татарстан и Красноярского края по сокращению сроков получения разрешений на строительство для внедрения его на территории Хабаровского края, особенно части создания интернет-портала, позволяющего получать разрешения на строительство в электронном виде, проводить онлайн-семинары среди проектировщиков и застройщиков.
По показателю «регистрация прав собственности» несомненный интерес для Хабаровского края представляет созданная во Владимирской области система мотивации сотрудников, согласно которой: работа отделов оценивается по специальному критерию — «напряженность» (количество регистрационных действий на количество сотрудников в отделе); ежегодно проводятся конкурсы на лучшие отделы, лучших сотрудников, фотографии победителей вывешиваются на доску почета.
С целью сокращения сроков подключения к электросетям наибольший практический интерес для Хабаровского края представляет опыт Ульяновской области, которая внедрила практику мониторинга за соблюдением сетевыми организациями регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям. Проводится проверка качества предоставляемой услуги с использованием инструмента «тайный инвестор». Результаты наблюдений напрямую доводятся до руководства электросетевых компаний.
Таким образом, подводя итоги данной работы, можно сказать, что введение регионального инвестиционного стандарта в Хабаровском крае внесло значительные изменения в состояние краевой инвестиционной среды, однако данные результаты не являются достаточными для существенного улучшения инвестиционного климата в крае.
В Хабаровском крае необходимо продолжать работу по дальнейшему внедрению инвестиционного стандарта, органам необходимо более тщательно изучить и максимально полезно использовать лучшие практики в других регионах.
Список литературы:
- Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. URL: https://investstandart.ru/o-standarte/ (дата обращения 12.04.15)
- Агентство Стратегических Инициатив: [сайт]. URL: https://www.asi.ru (дата обращения 12.04.15)[schema type=»book» name=»ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ» author=»Сидоренко Ольга Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]