Одной из главных проблем малых и средних инновационных предприятий можно назвать дефицит финансовых ресурсов. Пока в России не сложилось единого мнения о системе финансового обеспечения современного инновационного бизнеса, несмотря на то, что начинающие разработки могут получить помощь от бюджетных и внебюджетных фондов, в том числе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. После разработки образца перед малым инновационным предприятием стоит проблема софинансирования для организации выпуска инновационного продукта (услуги) и расширения бизнеса. Средств для данных целей требуется намного больше, чем для разработки. Банкам не выгодно работать с инноваторами на этом сегменте кредитного рынка: отсутствие инфраструктуры, очень высокие риски, слабая подготовленность проектов, незначительная ликвидность обеспечения. Всё это отрицательно влияет на готовность кредитных учреждений финансировать малые предприятия в инновационной сфере. В связи с отсутствием обеспечения и высокими процентными ставками малые предприятия стремятся не прибегать к заемным средствам. Краткосрочные кредиты банков являются наиболее доступным финансовым ресурсом для малых предприятий, но этот вид кредитования делает неосуществимым долгосрочные инвестиции в инновационные проекты. В данной проблеме государство является не лучшим помощником.
Развитию инноваций также препятствуют низкий платежеспособный спрос на нововведения, высокая стоимость новых продуктов, длительные сроки окупаемости нововведений, а также значительный экономический риск. Данные факторы не позволяют повысить инновационную активность предпринимательской деятельности. Современное нестабильное состояние экономики нашей страны затрудняет точную оценку спроса на нововведения, который сложно спрогнозировать даже на краткосрочную перспективу.
Несмотря на негативные факторы воздействия на инновационную деятельность, показатели инновационной активности российских предприятий растут (таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности предприятий РФ, млн. рублей[1]
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами | 25 794 618,1 | 33 407 033,4 | 35 944 433,7 | 38 334 530,2 |
в том числе инновационные товары, работы, услуги | 1 243 712,5 | 2 106 740,7 | 2 872 905,1 | 3 507 866,0 |
Затраты на технологические инновации в фактически действовавших ценах | 399 122,0 | 400 803,8 | 733 815,9 | 904 560,8 |
Согласно данным, представленным в таблице 1, наблюдается ежегодное повышение уровня инновационной активности, о чём свидетельствует рост абсолютного отклонения основных показателей.
В целях активизации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ, необходимо реорганизовать систему формирования федеральных целевых программ, которая включает Федеральные целевые научно-технические программы, призванные обеспечивать научный задел по приоритетным направлениям, а также научную базу прочих федеральных целевых программ отраслевого характера. Реализация выбранной программы отбора исполнителей проектов может происходить на основе тендеров и финансироваться на контрактной основе. При таких условиях образовывается благоприятная конкурентная среда. Наилучшим является паритетное финансирование с помощью привлечения средств регионов и/или внебюджетных источников. Брать на себя ответственность по поддержке предприятий не должно только государство, финансировать деятельность малого инновационного бизнеса могут крупные промышленные предприятия, и лишь в нескольких случаях, возможно поддерживать развитие отраслей с помощью программного стимулирования исследований и разработок.
В Ростовской области в рамках Подпрограммы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2014-2018 годы» финансовая поддержка осуществляется в виде предоставления субсидий малым предприятиям, а также предоставляется микрофинансирование субъектам малого бизнеса за счет средств Ростовского муниципального фонда поддержки предпринимательства.
Администрацией города в 2014 году предоставлялось 3 вида субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.
Во-первых, субсидия для вновь созданных субъектов малого предпринимательства (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), деятельность которых со дня государственной регистрации до даты регистрации заявки на предоставление субсидии не превышала 1 год. Субсидия давалась на возмещение части стоимости приобретенных основных средств, программного обеспечения, арендных платежей, обучение сотрудников, затраты на рекламу в размере 70%, но не более 300 тысяч рублей.
Во-вторых, субсидия для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в приоритетных видах деятельности — это промышленное производство, инновационная деятельность, производство импортозамещающей и экспортной продукции; защита окружающей среды; строительство; здравоохранение; пищевая и перерабатывающая промышленность; туризм и гостиничный комплекс. Субсидия предоставлялась на возмещение части стоимости приобретенных основных средств и программного обеспечения в размере 70%, но не более 400 000 рублей.
В-третьих, субсидия субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат по лизинговым платежам. Размер субсидии составлял 70 % от затрат, но не более 1 млн. рублей на одного субъекта малого и среднего предпринимательства.[2]
Информацию об объеме денежных средств, выданных субъектам малых и средних предприятий, можно увидеть из бухгалтерской отчётности Ростовского Муниципального Фонда Поддержки Предпринимательства (РМФПП). В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы», утвержденной постановлением Администрации города от 07.10.2011 № 700, за период с 30.12.2011г. по 31.12.2013г имеются следующие сведения (таблица 2).[3]
Таблица 2
Бухгалтерская отчётность РМФПП
Год |
Количество выданных займов РМФПП |
Объем выданных денежных средств РМФПП (тыс. руб.) |
2011 | 3 | 900,00 |
2012 | 65 | 18170,00 |
2013 | 91 | 55310,00 |
По данным, приведённым в таблице 2, можно сделать вывод о том, что с каждым годом стремительно возрастает количество выданных займов, к примеру, с 2011 года по 2013 годы количество выданных займов увеличилось на 88, а в денежных средствах эта разница составила 54 410 000 рублей.
Таким образом, с помощью программной поддержки исследований и разработок из средств государственного бюджета разумно финансировать:
— социально значимые разработки и исследования (к примеру, значительную часть опытно-конструкторских и медицинских научно-исследовательских работ);
— разработки новых технологий, необходимые для государства, но непривлекательные для прочих субъектов рынка;
— работы по созданию и разработке общественно значимой инфраструктуры (например, создание сети инкубаторов инновационно-технологических центров и малого бизнеса);
— программы некоторых коммерческих проектов с целью стимулирования развития малого высокотехнологичного бизнеса (обычно, на условиях софинансирования с частным бизнесом).
В целях улучшения финансовых механизмов необходимо разрабатывать новые венчурные программы финансирования. Следует уяснить необходимость создания большого количества инновационно-технологических центров, технопарков и бизнес-инкубаторов, которые способствуют реальной поддержке малого бизнеса.
Проблемы инновационного бизнеса — это общие проблемы малого бизнеса, изменять ситуацию необходимо системно. Совершенствование общих экономических условий для развития малого и среднего бизнеса будет способствовать росту количества и улучшению качества инновационного бизнеса.
Список литературы:
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 04.04.15).
- Официальный портал городской Думы и Администрации города [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rostov-gorod.ru (дата обращения: 05.04.15).
- Ростовский муниципальный фонд поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 05.04.15).
- Миронова Д.Д. Малый инновационный бизнес как фактор обеспечения конкурентоспособности региональной экономики // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2010. № 14. С. 49-55.
[1] Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru (дата обращения 04.04.15)
[2] Официальный портал городской Думы и Администрации город [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rostov-gorod.ru (дата обращения: 05.04.15)
[3] Ростовский муниципальный фонд поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 05.04.15)[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» author=»Ваградян Сирануш Акоповна, Миронова Дарья Дмитриевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]