На сегодняшний день формирование в России экономики инновационного типа сталкивается с рядом проблем, препятствующих успешной реализации вектора модернизации отечественной экономической системы. Многочисленные публикации в периодической печати и статистические отчёты подтверждают тот факт, что страна продолжает развиваться в русле комбинированного инерционно-энерго-сырьевого сценария. Необходимо осознавать, что построение эффективной национальной инновационной системы (НИС) следует начинать не по нисходящему принципу «сверху-вниз», как это происходит в современной России (от федерального уровня к местному), а в поэтапной восходящей системе «микро-мезо-макроуровень».
Опыт развитых стран мира показывает, что в современной экономике формирование кластеров рассматривается в качестве одного из стратегических инструментов, определяющих вступление страны на качественно новый этап экономического развития. Кластеризацией уже охвачено более 50 % экономик ведущих стран мира, она направляет ход развития мировой экономической цивилизации. В связи с этим, формирование кластеров национальной экономики России является одним из актуальных направлений интенсификации экономического и инновационного развития страны, поскольку сегодня кластеры представляют собой современную форму организации высокотехнологичного производства.
Кластеризация – рыночный механизм качественного преобразования региональных экономических систем, т.е. мезоэкономического уровня. Общеизвестны два вида кластеров: промышленного (традиционного) и инновационного типа. Головным центром первого, как правило, выступает крупная промышленная компания, а процесс производства в кластере основывается на применении традиционных технологий и направлен на увеличение объёма выпуска продукции. Второй тип кластера формируется на основе предыдущего и его ядро представлено инновационной организацией (ВУЗ, НИИ, конструкторское бюро, опытный завод), и целью функционирования данной структуры является производство продукции, обладающей новыми свойствами и качествами. Также выделяют кластеры смешанного инновационно-промышленного типа, сочетающие признаки первых двух [7].
На протяжении уже нескольких лет ряд субъектов России разрабатывают программы кластеризации экономики региона. Не является исключением и Краснодарский край, где впервые тезис о формировании кластеров был обозначен в Концепции региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края ещё в 2005-2006 гг.
В Концепции были определены четыре региональных кластера: транспортный, агропромышленный, образовательный и туристический [9]. Однако спустя пять лет ни одного из заявленных в Концепции кластера так и не было сформировано, что свидетельствует лишь о том, что применение кластерного подхода к экономике края до сих пор остаётся в нормативно-бумажном варианте.
Проведённый анализ экономической ситуации в крае, основных проблем и тенденций развития, представленный в виде SWOT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы), выявил следующие слабые стороны:
— недостаточная конкурентоспособность продукции;
— недостаток современных технологий;
— недостаток ресурсов и развития инфраструктур для обеспечения высоких темпов роста экономики;
— дисбаланс в структуре профессиональной подготовки кадров;
— нерешённые социальные и демографические проблемы;
— значительная степень физического и морального износа основных фондов, низкая производительность труда;
— неразвитость рыночных институтов;
— неразвитость инновационной инфраструктуры;
— отсутствие достаточного инновационного задела, определяющего конкурентоспособное развитие реального сектора экономики [1, 2, 4].
В данных условиях кластерный подход выступает современным инструментом, обуславливающим дальнейший вектор регионального развития. Кластерная политика, проводимая в рамках региона, должна, на наш взгляд, включать в себя следующие компоненты:
— ликвидация барьеров для инноваций;
— инвестиции в человеческий капитал, трудовые ресурсы и проблемы человеческого фактора;
— инвестиции в инфраструктуру.
Социально-экономический эффект функционирующих кластеров позволит решить следующие задачи:
1) Проблемы занятости и безработицы;
2) Повышение уровня и качества жизни населения региона;
3) Обеспечение стабильного уровня цен на предметы потребления и услуги;
4) Проблемы отраслевой несбалансированности;
5) Повышение конкурентоспособности региона и интенсификация экономического роста;
6) Построение региональной инновационной системы (РИС) [9].
Кластерные структуры, состоящие из малых предприятий, наиболее эффективно производят и воспринимают инновации. В большинстве развитых стран мира более 65% ВВП создаётся малыми предприятиями, в то время как в России этот показатель составляет менее 12%, причём количество среди них малых предприятий крайне мало. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием должной поддержки со стороны государственных и других крупных бизнес-структур [3].
Краснодарский край, благодаря существенному вкладу малого предпринимательства в экономику территории (таблица 1), стал регионом-локомотивом экономического роста России. Малый бизнес является основой экономики края: решает проблемы занятости, ускорения научно-технического прогресса, формирования «среднего» класса. Принимая во внимание опыт ведущих зарубежных стран, а также опыт российских регионов, разработка и создание кластеров станет прогрессивным путём развития малого бизнеса Кубани на ближайшую перспективу.
Таблица 1. Иностранные инвестиции в экономику ЮФО в 2011 г. (тыс. дол.) [10, с. 46]
Поступило |
В том числе по видам |
||||
всего | в % к итогу |
прямые инвестиции |
портфельные инвестиции | прочие инвестиции |
|
Российская Федерация (млн дол.) |
133784 | 100 | 11736 | 535 | 121513 |
ЮФО | 2384489 | 1,8 | 276153 | 6487 | 2101849 |
Республика Адыгея | 73961 | 0,1 | 22192 | — | 51769 |
Республика Калмыкия | — | — | — | — | — |
Краснодарский край | 334452 | 0,2 | 113174 | 6483 | 214795 |
Астраханская область | 9084 | 0,0 | 2938 | 1 | 6145 |
Волгоградская область | 276543 | 0,2 | 49469 | 0,0 | 227074 |
Ростовская область | 1690449 | 1,3 | 88380 | 3 | 1602066 |
Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе. Ключевым элементом создания кластера является наличие достаточного доверия между его потенциальными участниками. По мере повышения уровня взаимного доверия в кластерной структуре происходит переход к более рискованным проектам, объединяются ресурсы, создаются новые инновационные производственные и разрабатывающие структуры, вырабатываются новые инновационные формы управления. Также одним из признаков эффективного функционирования кластера является синергия. Синергетический эффект выражается в постоянной диверсификации производственного процесса, появлении всё новых товаров, освоении новых рынков, в получении доходов из всё более разнообразных источников.
Помимо синергии, в кластере возникает и мультипликативный эффект, означающий, что эффективное инвестиционное решение, принятое на первом этапе разработки и развития тех или иных направлений предпринимательской деятельности, приводит к увеличению объёма инвестирования на следующем этапе [5, 6, 8].
Таким образом, построение региональной инновационной системы (РИС) Краснодарского края на сегодняшний день уже невозможно без формирования региональных кластеров смешанного и исключительно инновационного типа. Только после создания эффективных региональных инновационных систем можно будет говорить о формировании стройной национальной инновационной системы (НИС) России.
Список литературы
- Бочкова Е.В. Кластер как институциональная структура в системе территориального разделения труда: автореф. дисс.… к.э.н. / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2012.
- Бочкова Е.В. Кластер как институциональная структура в системе территориального разделения труда: дисс.… к.э.н. / Кубанский государственный университет. Краснодар, 2012.
- Бочкова Е.В.Концептуальные основы и экономическая сущность территориального разделения труда// Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. №7. С. 8-12.
- Бочкова Е.В. Методика расчёта мощности кластера в повышении эффективности национального производства // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. №9. С. 30-36.
- Бочкова Е.В. Нормативно-правовой механизм формирования кластерных структур в России // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2013. №8. С. 7-14.
- Бочкова Е.В.Построение кластерной модели экономики: зарубежный и российский опыт // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов /под ред. В.А. Сидорова. Краснодар, 2014. С. 44-52.
- Бочкова Е.В.Потенциал кластерного подхода в контексте построения национальной инновационной экономики // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. №5. С. 10-15.
- Бочкова Е.В. Формирование кластеров в экономически развитых и развивающихся странах Азии // Актуальные проблемы экономической теории и практики: сборник научных трудов /под ред. В.А. Сидорова. Краснодар, 2013. С. 32-37.
- Концепция региональной политики развития малого предпринимательства Краснодарского края 2005-2006 гг. Краснодар, 2005.
- Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2011 г.: ежеквартальный бюллетень. М., 2012.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ КЛАСТЕРОВ» author=»Полякова Ольга Валерьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]