Современная система российского высшего образования интенсивно трансформируется и модернизируется в соответствии со стремлением нашей страны привести один из важнейших социальных институтов общества в соответствие с международным требованиями и стандартами. Система высшего образования в настоящее время переживает колоссальное перенапряжение от длительных и болезненных процессов реформирования и, одновременно с этим, обнажает серьезные проблемы, возникающие как раз в связи с реализацией этих реформ.
Согласно принципам проводимой Министерством образования и науки политики, первичным должна стать подготовка высокопрофессиональных кадров, способных успешно конкурировать в том числе и на международном рынке труда. Создание же на базе вузов высоконаучных исследовательских центров, помимо формирования достаточно сильного и устойчивого имиджа во всем мире, должно стать той благоприятной средой, в которой и будут формироваться будущие специалисты – кадровый потенциал страны.
Несмотря на довольно серьезные функциональные трудности, проявляющиеся в настоящее время в нашей образовательной системе, стоит рассмотреть наиболее значимые проблемы, стоящие перед кафедрами – неотъемлемым звеном в деятельности вуза.
Кафедра – часть системы вуза, своеобразная стратегическая единица бизнеса на рынке образовательных услуг. Более того, кафедра, являясь структурным элементом системы, сама представляет собой системное образование, отличающееся совокупностью специфических элементов, образующих целостность, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
В связи с рассмотренными выше задачами Министерства образования и науки, на кафедру, как обязательный и необходимый структурный элемент вуза, в новых современных условиях развития образовательной системы накладываются дополнительные обязанности.
В настоящее время набор функциональных направлений управленческой деятельности заведующего кафедрой значительно расширился. В связи с чем, управленческую деятельность кафедры можно разделить на несколько направлений:
- управление учебно-методической деятельностью;
- управление научно-исследовательской работой;
- управление процессами взаимодействия с другими структурными подразделениями вуза;
- управление общественной деятельностью;
- управление воспитательной деятельностью;
- управление персоналом кафедры;
- управление материально-техническим обеспечением кафедры.
Исходя из последних тенденций, наблюдающихся в высшей школе, можно выделить и такие направления, как:
- управление информацией;
- управление инновационной деятельностью;
- управление предпринимательской деятельностью.
Каждое из вышеперечисленных направлений в итоге создает единую стратегию управления, результатом которой является формирование общего рейтинга кафедры.
В настоящее время приходится констатировать тот факт, что приоритетными для высшей школы (в рамках государственной политики) всецело становятся научно-исследовательская, инновационная деятельность и, что самое главное, предпринимательская деятельность. В то время как прямая и ранее приоритетная образовательная деятельность отходит на второй план. Именно на этих направлениях, сейчас концентрируют свое внимание руководящие органы образовательных организаций высшего образования.
Несомненно, активное развитие научно-исследовательской деятельности в вузе, а также привлечение к ней лучших студентов, является одной из важнейших задач высшей школы, результатом которой является формирование будущего кадрового и научного потенциала нашей страны. Однако, в настоящих условиях происходит явное искажение сущности данного неотъемлемого вида деятельности вуза, т.к. кафедры начинают концентрировать свои усилия и внимание на поиске и разработке заказных научных исследований с привлечением к данной работе не более 2-3% всех обучающихся, в то время как остальные 98% студентов вынуждены довольствоваться возможностями, предоставляемыми вузом для самообразования, в связи с тем, что общение с преподавателем, получение ответов на принципиальные вопросы в процессе дискуссии, сводится на нет, просто потому, что на это просто не выделяется или не остается времени.
К примеру, на написание учебных пособий, учебников и прочей учебно-методической литературы в большинстве вузов отводится минимальное количество часов нагрузки преподавателя. А там, где внедрена балльно-рейтинговая система оценки работы кафедр, на данные виды нагрузки либо вообще не отводится ни одного балла, либо, опять же, минимальное количество, не сопоставимое с баллами, выделяемыми за научно-исследовательскую деятельность.
По сути, в образовательном процессе такая ситуация является парадоксальной, т.к., к примеру, Министерство образования и науки регламентирует использование в образовательном процессе учебно-методической литературы не старее 5 лет и обязательно соответствующей новейшим требованиям, тенденциям и достижениям. На подготовку подобной литературы требуется огромное количество времени и трудозатрат. Тем более, такая работа должна соответствовать последним поправкам, внесенным в Гражданский Кодекс РФ, касающимся авторских прав [1]. Хорошо подготовленный учебник или учебное пособие требует ничуть не меньших усилий, чем подготовка, к примеру, монографии.
Другими словами, если мы хотим сохранить образовательную деятельность высшей школы в ряду основных и востребованных, то должны оценивать такую работу соответствующе, наряду с научно-исследовательской деятельностью.
Однако сейчас же получается так, что преподаватель пишет учебно-методическую литературу на общественных началах, так сказать «по велению сердца». Возникает вполне резонный вопрос: А зачем? Если то же самое время он может посвятить разработке научной темы, написанию статей и монографий, проведению исследования по заказной тематике и пр., публикуясь только в «правильных» изданиях с высоким импакт-фактором[1], и как итог, зарабатыванию пресловутых баллов, увеличению индекса цитируемости[2], и, как следствие, повышению своей заработной платы.
В то же время, уже сейчас можно встретить проблемные зоны такого смещения фокуса. Например, многие показатели, касающиеся научной деятельности профессорско-преподавательского состава, могут быть сфальсифицированы и не способны дать объективную оценку научной активности ученых. В частности, можно достаточно спокойно сфальсифицировать импакт-фактор, создав разветвленную сеть соавторов и раздробив одну научную тему на небольшие куски [4]. Или же к примеру, создать стройную систему взаимного цитирования знакомых авторов. По мнению Б.Е. Штерна, «индекс цитируемости, будучи возведен в абсолют, может изуродовать науку так же, как телевизионный и другие массовые рейтинги уродуют культуру… наука из метода исследования рискует превратиться в метод накрутки индекса» [5].
Мы подошли к опасной черте, когда образование как важнейшая функция высшей школы, по сути становится ненужной. Перевод мышления ученых на материальный уровень зарабатывания денег вместо творческого идеалистического уровня убивает социально-значимый для государства образовательный процесс. Он вроде бы есть, занятия идут строго по расписанию, ужесточается процедура проведения занятий и сдачи зачетов/экзаменов, разрабатываются рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств, регламентирующие образовательный процесс до малейшего элемента и пр., однако принципиальная значимость образования как подготовки высококвалифицированных кадров уходит. На передний план выходит самообучение. Безусловно, такой подход к освоению знаний в условиях информационного пространства и изменяющейся среды должен стать приоритетным. Однако, современный студент не всегда готов к такой модели обучения. В связи с чем преподаватель должен уделить больше времени к разработке заданий для самостоятельной работы студентов [3]. И опять же, в связи с высокой загруженностью преподавателей научно-исследовательской и «бумажной» работой, все внимание, которое необходимо концентрировать на взаимоотношениях «студент-преподаватель», в настоящее время оттягивается на решение вышеперечисленных задач, а именно, реализацию научного потенциала кафедр, а соответственно, и самого вуза, путем повышения норм и требований к ведению научно-исследовательской деятельности преподавателями. В таких условиях просто не остается времени на работу со студентами, хотя это один из важнейших видов деятельности для вуза.
В погоне за тотальным контролем деятельности кафедры мы столкнулись с еще одной серьезной проблемой: чрезмерное обременение структурных единиц ведением разноплановой документации, что в конечном счете, как это ни парадоксально, наносит серьезный урон самым главным направлениям деятельности кафедры:
- образовательный (учебный) процесс;
- научно-исследовательская деятельность.
По сути, преподавателям банально не хватает времени, чтобы полноценно отдаваться этим двум видам деятельности. Бюрократизация уничтожает все творческие устремления молодых, и не только, ученых.
Да, мы живем в сложное и тяжелое время глобальных реформ в образовании. Но, к сожалению, те люди, от которых зависит успех всей системы – ученые, также, как и кафедры, становятся самыми уязвимыми и бесправными слоями в системе образования.
Стремительно изменяющиеся требования (даже самые незначительные) к образованию и науке бесспорно призваны оптимизировать и усовершенствовать образовательный и научный процесс. Однако, каждое такое изменение отражается, в первую очередь, на работоспособности и производительности основных структурных единиц вузов – кафедр, т.к. приходится заново перерабатывать всю документацию, которая включает в себя огромное количество дублирующих документов. В связи с чем, кафедре приходится смещать фокус внимания с таких важных видов деятельности, как образовательная и научно-исследовательская, на разработку и переработку требуемой документации, т.е. учебно-методическую.
К сожалению, высшая школа в настоящее время столкнулась с той же самой проблемой, что и система здравоохранения, и средняя школа – оформление и подготовка большого количества документов. Этот поистине краеугольный камень сводит на «нет» все попытки усовершенствовать на практике (а не на бумаге) важнейшие сферы деятельности высшей школы.
На наш взгляд, и образовательная, и научно-исследовательская деятельность являются важнейшими и равнозначными в функционировании вуза, а соответственно, любой кафедры и каждого преподавателя в отдельности. И принижать какую-то из них в угоду гипертрофированного развития другой недальновидно и нерационально. Они должны развиваться только вместе: одна поддерживает и подталкивает к развитию другую. И, соответственно, оцениваться они должны также равнозначно.
Исходя из проведенного анализа, можно сделать основной важный вывод: успешная и эффективная управленческая деятельность кафедры зависит, в первую очередь, от:
- самой системы и ее требований;
- государственного курса развития высшего образования в стране;
- специфики действующей системы управления и функционирования в вузе.
В связи со сделанными выше умозаключениями можно сформулировать следующие рекомендации по повышению эффективности управленческой деятельности кафедры как структурной единицы образовательной организации высшего профессионального образования:
- Повышение статуса кафедры (в особенности, выпускающей) в структуре вуза.
- Повышение значимости образовательной деятельности и адекватная оценка трудозатрат на разработку учебно-методической литературы и работы со студентами.
- Оптимизация документооборота внутри образовательной организации.
- Сведение к минимуму обязательных отчетных документов кафедры.
Кафедра – это часть системы, и ее эффективность, в первую очередь, зависит от устройства самой системы, а эффективность управленческой деятельности кафедры теснейшим образом связана с качеством управления самой образовательной организацией.
Список литературы:
- Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4, гл. 70 – 71 «Авторское право» и «Права, смежные с авторскими».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Зинцова М.В. Взаимодействие преподавателя и студента в условиях реализации модели обучения «бакалавриат – магистратура». Материалы Международной научно-практической конференции «Современные технологии в системе дополнительного и профессионального образования». –Прага:Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 г.
- Орлов А.И. Методологические ошибки ведут к неправильным управленческим решениям // Управление большими системами: Сборник трудов. – 2009. — № 27.
- Штерн Б.Е. Индекс цитируемости российских ученых // Аналитика культурологии. – 2009. — № 14.
[1] Импакт-фактор – это численный показатель важности издания.
[2] Индекс цитируемости – число ссылок на работы ученого в мировой / национальной научной литературе, которое отражает востребованность его результатов [4].[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРОЙ ВУЗА» description=»В статье рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкивается практически каждая кафедра образовательной организации высшего образования в современных условиях длительного реформирования системы отечественного образования. В результате проделанного анализа авторы дают рекомендации по повышению эффективности управленческой деятельности кафедр.» author=»Шальнова Ольга Александровна, Зинцова Марина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]