Современная экономика характеризуется динамизмом развития сферы услуг, ведущей ролью в хозяйственном организме, социальной жизни общества и особым местом в структуре общественного производства. Очевидно, возникает необходимость в выявлении и обосновании предпосылок развития сферы услуг, поскольку их знание является фундаментом для формирования концептуальных подходов к ее исследованию и развитию.
Исследование сферы услуг нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: Ж. Фурастье, В. Апопий, Т. Бурменко, О. Моргулец, Е. Азарян, Т. Софина, Л. Соловьева. В тоже время наблюдается нехватка политэкономических исследований в данной сфере, поскольку теория экономики услуг находится на стадии становления, а предпосылки развития сферы услуг как ведущего сектора экономики остаются дискуссионными и недостаточно исследованными.
Цель статьи –определить предпосылки развития сферы услуг в условиях перехода к постиндустриальному обществу.
Влияние человеческого общества на развитие экономики (рис.1), смена волн общественных трансформаций, каждая из которых влекла за собой радикальную смену образа жизни и переход к постиндустриальной эпохе развития общества обусловливает становление сферы услуг как ведущего сектора современной экономики.
Ряд трудов и теорий, отражающих взгляды ученых объясняют современные тенденции развития экономики и подтверждают структурные изменения в общественном производстве в пользу развития сферы услуг (табл.1).
Рис. 1 Влияние человеческого общества на развитие экономики
Таблица 1
Теоретический аспект взглядов, обуславливающих структурные изменения в общественном производстве в пользу развития сферы услуг
Труд |
Предмет исследования |
Методология |
Ж. Фурастье «Великая надежда ХХ века» | Секториальная модель общественного производства на основе уровня достижения технического прогресса, этапы развития общества | Прогресс в росте производительности труда в третичном секторе экономики связан с человеческими возможностями, знаниями. Преимущества третичного сектора имеют социальный характер: всеобщая занятость, свободный труд, творческий характер профессии, возможности общения. Безграничность возможностей роста сферы услуг связывает с законом роста потребностей. Выдвигает социологический закон о нарастании индивидуализации потребления, а также всемирно известный тезис — услуги — великая надежда 20 века, основанный на безграничности роста услуг и решении проблемы занятости, вытекающей из их высокой трудоемкости |
У. Ростоу
«Стадии экономического роста» |
Социальный прогресс,
постиндустриальное общество |
Согласно концепции новой, шестой стадии роста, на смену обществу массового потребления приходит– стадия поиска качества жизни, в которой ведущим сектором экономики становится сфера услуг |
Ф. Лист «Национальная система политической экономии» | Производительные силы общества | Благополучие нации определяется не количеством созданного материального продукта, а умением нации создавать это богатство. В отличие от классической школы, считавшей производительным трудом лишь труд, занятый в сфере материального производства, Ф. Лист считает производительным трудом всякий труд, способствующий росту национального богатства. Поэтому в состав производительных сил он включает систему образования, науки, государственные и общественные институты. Он объявляет их главными составляющими производительных сил общества и называет «умственным капиталом». |
Э. Энгель
«Книжка счетов домохозяйки и её значение в экономической жизни нации» |
Структура бюджетов рабочих семей | С ростом дохода семьи структура расходов меняется. При этом удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остаётся на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается. Эти выводы и получили название «закона Энгеля». |
Р. Инглхарт
«Модернизация, культурные изменения и демократия» |
Ценности и их изменения от поколения к поколению. | Новая система ценностей зависит от смены поколений людей. Каждое поколение обладает опеределенным стереотипом поведения. С переходом к постиндустриальному этапу развития общества ценностные приоритеты людей меняются: вместо «материалистических» задач, связанных с экономической и физической защищенностью, их начинают все больше волновать «постматериалистические» цели, касающиеся самовыражения и качества жизни. |
Э. Тоффлер «Столкновение с будущим», «Доклад об экоспазме», «Третья волна» | Процесс одновременного развития человека как производителя и как потребителя в условиях интеллектуальных технологий, возможностей территориальной деконцентрации массового интеллектуального труда, объединенного в коллективы системами электронной связи. | В обществе третьей «волны» возникают новые процессы. Это индивидуализация и дестандартизация производства, свобода творчества работника и потребителя, территориальная рассредоточенность, возрождение у людей чувства прекрасного и достойного. происходит переход от экономической детерминации людей к детерминации социальной, то есть происходит ориентация на новый уровень потребностей – обеспечение физического и духовного комфорта. |
Д. Белл
«Грядущее постиндустриальное общество» |
Процессы, происходящие в экономике и общественной жизни, сопровождающие становление нового общества | Постиндустриальное общество основано на услугах, поэтому оно есть игра между людьми. Главное значение имеет уже не мускульная сила и энергия, а информация. Если индустриальное общество определяется количеством товаров, обозначающее уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами – здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой, — которые становятся желанными и доступными для каждого. На смену стандартному производству приходит специализированное производство, носящее индивидуальный характер. Создаются условия для иного понимания феномена редкости. Неоклассики определяли ценность блага его полезностью и редкостью. Поскольку производство и потребление услуг происходит одновременно во времени, то самым редкостным ресурсом становится время. Оно обладает наивысшей ценностью. |
Источник: [1,2,3,4,6,7]
Следовательно к предпосылкам развития сферы услуг относятся: уровень урбанизации, время как феномен редкости, дестандартизация и индивидуализация производства, уровень дохода, уровень производительности труда.
Демографические изменения и уровень урбанизации. Численность населения Земли растет быстрее, чем когда-либо ранее. Потребовалось 250 тыс. лет, прежде чем она достигла 1 млрд, более 100 лет, чтобы увеличилась до 2 млрд в 1927 г., прошло еще 33 года, и на планете стало 3 млрд. К 2050 г. численность населения составит предположительно более 9 млрд жителей и продолжит свой рост далее. В 2010 г. половина людей на Земле проживала в городах. К 2050 г. доля городского населения приблизится к 70 % – это около 6,5 млрд человек, то есть столько, сколько составляло население всего земного шара в 2005 г. Уже к 2025 г., вероятно, появится 30 мегаполисов с численностью населения в 10 и более млн человек в каждом. В 1950 г. таких было всего два – мегаполис Нью-Йорк – Ньюарк и Токио. При этом самый быстрый прирост возможен в городах с населением в 10 млн человек и менее. Консалтинговое агентство McKinsey называет в своих отчетах более 400 активно растущих городов в развивающихся странах [5, с. 17-19]. Рост городского населения оказывает влияние на развитие сферы услуг, поскольку в городе происходит пространственная концентрация населения и трудовых ресурсов, город характеризуется большей развитостью систем транспорта, связи и коммуникаций, здравоохранения и образования, культуры и индустрии досуга. Снижение стоимости услуг инфраструктурных отраслей благодаря высокой плотности населения делает их доступными, формируя дополнительные возможности для развития бизнеса и человеческого капитала.
Время как феномен редкости. Наивысшей ценностью постиндустриального общества является время. А его экономия – актуальной задачей. Услуга по своей природе обеспечивает экономию времени, его высвобождение и рациональное использование, а производство и потребление услуг происходит одновременно во времени.
Дестандартизация и индивидуализация производства. Связана со сменой общественных потребностей, которые в условиях постиндустриализации выходят за пределы, которые удовлетворяются производством вещей.
Уровень дохода. С ростом дохода домохозяйств изменяется структура расходов.Доля расходов на продукты питания и вещи снижается, на услуги повышается.
Уровень производительности труда. Автоматизация производственных циклов в промышленном секторе оказала влияние на повышение производительности труда, высвобождение и перемещение доли занятых в сферу услуг, которая в свою очередь характеризуется высокой трудоемкостью.
Таким образом, наличие выявленных предпосылок развития сферы услуг в условиях постиндустриализации отражает перспективность сферы услуг и ее становление как ведущего сектора экономики. Полученные выводы являются основой для последующего исследования, а именно — определение тенденций развития сферы услуг.
Список литературы
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. — М.: Academia, 1999. – 956 с.
- Горожанкина М. Е., Крыхтин Е. И. Экономические теории и школы. События. Имена. Идеи / М. Е. Горожанкина, Е. И. Крыхтин. – Донецк: ДонГУЭТ, 2001.- 198 с.
- Горожанкина М. Е. Социальный капитал: политэкономический аспект: моногр. – Донецк: ДонГУЭТ им. М. Туган-Барановского, 2006. – 289 с.
- Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия / Р. Инглхарт, К. Вельцель. — М.: Новое издательство, 2011. -464 с.
- Мир в 2050 году / под ред. Дэниела Франклина и Джона Эндрюса. — М. : Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2013. — 368 с.
- Engel, E. Das Rechnungsbuch der Hausfrau und seine Bedeutung im Wirtschaftleben der Nation. — Berlin, 1881
- Fourastié J. Le Grand Espoir du XXe siècle. Progrès technique, progrès économique, progrès social. — Paris, Presses Universitaires de France, 1949, 224 p.[schema type=»book» name=»ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ» author=»Плакида Светлана Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]