Важнейший ресурс в деятельности информационно-консультационной службы (ИКС) — кадры. В постоянно меняющихся условиях они должны удовлетворять очень высоким требованиям.
На 01.07.2014 ИКС функционировала в 55 регионах Российской Федерации. Численность персонала службы на разных уровнях иерархии составляла немногим более 1500 человек. Материал по составу и численности региональных ИКС РФ в разрезе федеральных округов представлен в табл. 1.
Таблица 1
Распределение информационно-консультационных служб
и их персонала по федеральным округам
Федеральный округ |
Количество регионов, всего | Количество регионов со службой | Количество регионов без службы |
Численность сотрудников ИКС |
Центральный | 17 | 15 | 2 | 538 |
Северо-Западный |
10 |
7 |
3 |
144 |
Уральский | 6 | 2 | 4 | 30 |
Южный | 13 | 8 | 5 | 224 |
Сибирский | 16 | 9 | 7 | 208 |
Приволжский | 15 | 11 | 4 | 318 |
Дальне-восточный |
10 |
3 |
7 |
38 |
Итого |
87 |
55 |
32 |
1500 |
Материал таблицы 1 свидетельствует о неравномерности создания, развития ИКС и обеспеченности ее персоналом по территории страны.
Об образовательном уровне работников ИКС страны можно судить по данным, представленным в таблице 2.
Таблица 2.
Структура персонала ИКС по образованию
Уровень образования сотрудников ИКС |
Удельный вес в % к общей численности |
Высшее | 86,1 |
Незаконченное высшее | 2,5 |
Среднее специальное | 8,0 |
Среднее общее | 3,4 |
Представленные в таблице данные говорят о достаточно высоком образовательном уровне персонала ИКС страны (88,6% сотрудников имеют высшее или незаконченное высшее образование), что может быть хорошей основой для успешной деятельности по консультированию товаропроизводителей, проведению обучающих мероприятий в деятельности ИКС и т.п.
Интересна структура персонала ИКС страны (табл. 3), где в среднем на 1-го руководителя приходится 3 специалиста.
Таблица 3
Характеристика структуры персонала ИКС Российской Федерации
Должность |
Удельный вес, в % к общей численности |
Человек |
Директор | 21,4 | 321 |
Администратор | 7,2 | 108 |
Консультант-бухгалтер | 11,9 | 178 |
Консультант-экономист | 16,4 | 246 |
Консультант по компьютеризации | 8,3 | 124 |
Консультант-юрист | 5,3 | 80 |
Консультант-агроном | 12,8 | 192 |
Консультант-зоотехник | 12,5 | 187 |
Водитель | 4,2 | 63 |
Представленная структура свидетельствует о преобладании экономических и правовых проблем у сельских товаропроизводителей (удельный вес консультантов по бухгалтерскому учету, экономике, компьютеризации и праву составляет 41,9%).
Об актуальности экономической проблематики для товаропроизводителей свидетельствует и структура персонала ИКС страны по специальностям, полученным сотрудниками в соответствии с документами об образовании, представленная в таблице 4.
Таблица 4
Структура персонала ИКС России по специальностям
Специальность |
Удельный вес, в % к общей численности |
Экономист | 24,8 |
Бухгалтер | 8,9 |
Юрист | 4,1 |
Инженер | 12,4 |
Агроном | 18,3 |
Зооинженер | 13,6 |
Ветврач | 4,7 |
Преподаватель | 9,5 |
Строитель | 0,6 |
Программист | 1,8 |
Водитель | 1,2 |
Удельный вес экономистов, бухгалтеров, юристов и программистов составляет 41,6%. Высок удельный вес преподавателей (9,5%), что является положительным моментом в деятельности службы, учитывая необходимость проведения большого количества обучающих мероприятий ИКС.
В таблице 5 представлены данные о месте прохождения подготовки сотрудников ИКС России.
Представленные данные свидетельствуют о разнообразных источниках получения знаний по вопросам деятельности ИКС сотрудниками службы.
Таблица 5
Структура персонала ИКС страны по месту прохождения обучения проблемам ИКС
Место прохождения обучения |
Удельный вес, в % к общей численности |
Человек |
Центр обучения кадров ИКС АПК РФ при МСХА им. К.А. Тимирязева | 50,8 | 762 |
Филиалы ЦОК ИКС АПК, региональные обучающие центры | 21,9 | 328 |
Зарубежные стажировки (Великобритания, Дания, Германия, США и др.) | 21,1 | 316 |
РАМА | 6,2 | 93 |
Анализ показал, что одной из важнейших проблем формирования ИКС является недостаток соответствующим образом подготовленных кадров всех категорий и на всех уровнях.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать следующие предложения по решению проблемы кадрового обеспечения ИКС.
1.Подбор кадров.
По нашему мнению основой работы по подбору кадров ИКС является планирование и анализ их функций. Этот процесс включает сбор и обработку информации о потребностях сельскохозяйственных производителей в услугах ИКС. На основе проведенного анализа функций и изучения особенностей работы сотрудников службы разрабатываются должностные инструкции, в которых описываются квалификационные требования, необходимые для занятия данной должности (знания, уровень образования, навыки и способности, физические характеристики, опыт и специальные требования); должностные обязанности данного работника, его права и ответственность. Эти регламентирующие документы используются при проведении подбора персонала службы, при разработке программ обучения и повышения квалификации работников службы и т.п.
Как нам видится, к основным принципам подбора персонала информационно-консультационной службы относятся следующие:
- соответствие образовательного уровня и профессиональной подготовки;
- соответствие качеств кандидата перечню функций, которые ему предстоит выполнять;
- сочетание опытных и молодых кадров;
- учет психологических характеристик работников;
- сочетание работников с разными знаниями (экономическими, технологическими, техническими и др.).
Основными целями подбора персонала ИКС являются найм требуемого числа компетентных сотрудников. Данный процесс включает в себя формирование достаточно большой группы кандидатов с целью отбора из них наиболее квалифицированных для занятия вакантных должностей. Не существует одного «наилучшего» способа подбора кадров ИКС. Они могут быть привлечены разными путями, в зависимости от специфики должности.
В качестве кандидатов на занятие вакантных должностей сотрудники информационно-консультационной службы могут рекомендовать людей, которых они хорошо знают. Это очень эффективный источник поиска кандидатов, особенно, если эти предложения исходят от сотрудников службы, хорошо справляющихся со своей работой (люди обычно заводят дружбу с похожими на себя, а предлагаемый кандидат будет иметь более реалистичное представление об организации). Таким образом, этим способом квалифицированные кандидаты на вакансии могут быть найдены практически без всяких затрат. Недостатком данного способа привлечения кадров может быть то, что сотрудники, предложившие своих знакомых, будут ожидать, что их обязательно примут.
Одним из наиболее распространенных внешних источников привлечения кандидатов на занятие вакантных должностей в ИКС является размещение объявлений в средствах массовой информации (радио, телевидении, газетах и др.). Если службе необходим профессионал в какой-либо области, то целесообразно опубликовать соответствующее объявление в одном из специализированных журналов или направить информацию в соответствующие научно-исследовательские и образовательные организации. Недостатком этого способа поиска кандидатов на вакансии является его дороговизна.
Другим внешним источником привлечения кандидатов на занятие вакантных должностей в ИКС является обращение в агентства по найму, которые могут предложить список кандидатов, проведя их предварительную классификацию и отбор, включая тестирование и т.п.
При проведении подбора персонала ИКС часто пользуются специально разработанными формами заявлений, которые служат материалом для предварительного рассмотрения, классификации и последующего учета кандидатов. Часто, до или сразу же после заполнения вышеуказанной формы проводится небольшое интервью, чтобы решить вопрос о целесообразности более глубокого тестирования данного кандидата. У работника кадровой службы, проводящего беседу, должен быть структурированный список вопросов, на которые ожидаются короткие ответы.
Следующим этапом подбора персонала службы является выяснение дополнительной информации о кандидате с его предыдущих мест работы или от специалистов, которые его хорошо знают. Важно получить достоверные сведения о результатах работы кандидата, его характере, уровне образования, способности взаимодействовать с людьми, состоянии его здоровья и т.п. Важно лично побеседовать с этими людьми, чтобы выяснить степень их искренности при даче характеристик кандидатам, обращая особое внимание их невербальному (неречевому) поведению.
Заключительным этапом процесса подбора персонала службы обычно является собеседование. Его цель — выявить, насколько хорошо будет справляться с работой прошедший предварительный отбор кандидат. Для сглаживания необъективности и предвзятости людей, проводящих собеседование, рекомендуется проводить структурированные собеседования. Важно при подборе специалистов обратить внимание на его коммуникабельность.
При данном подходе к организации собеседования используется стандартный набор вопросов, которые задаются всем кандидатам. Основная цель такого опроса заключается в сборе общей информации, которая впоследствии может быть проанализирована систематическим образом.
Вопросы должны задаваться в логической последовательности, но кандидатам должна быть предоставлена возможность разъяснять свои ответы. Вопросы при собеседовании должны быть направлены на выявление знаний, навыков и способностей, которые составляют минимальные квалификационные требования для данной работы.
Собеседования предназначены для интеграции всей предварительно собранной информации (анкета-заявление, экспресс-интервью, тестирование, информация от третьих лиц и др.). Накопленная информация может быть противоречивой, поэтому проводящим собеседование важно выяснить действительное положение дел для принятия обоснованного решения. Проводящие собеседование должны сравнивать кандидатов по отношению к квалификационным требованиям, а не к другим кандидатам.
По итогам собеседования делается окончательная оценка кандидатов, выбирается лучший и назначается на вакантную должность.
2.Разработка и внедрение современных методов и методик обучения кадров для работы в ИКС.
Проблема подготовки кадров для ИКС не такая простая, как может показаться на первый взгляд. По нашему мнению во все обучающие программы, для сотрудников ИКС в качестве базовых, должны быть включены нижеприведённые вопросы касающихся специфики деятельности ИКС:
-концепция, цели, задачи и стратегия создаваемом в России ИКС;
-структура и функции ИКС на федеральном, региональном и районном уровнях;
-кадры, штаты и должностные обязанности специалистов ИКС;
-управление ИКС;
-подготовка для ИКС специалистов узкого профиля;
-взаимодействие с поставщиками информации, материально-технических ресурсов, работ, услуг, СМИ и рекламы;
-методы доведения информации до сельхозпроизводителей, пути и формы их реализации, регламенты работы организация деятельности консультантов
Необходимо учитывать, что в России до последнего времени не было практики подготовки специалистов для работы в ИКС, следовательно, не было и преподавателей, способных без переподготовки осуществлять обучение кадров для неё. Поэтому необходимы зарубежные стажировки для преподавателей ИКС и подготовка на семинарах, которые проводят иностранные специалисты в России.
Мы считаем что, приоритет следует отдавать активным методам обучения: деловым играм, мозговым атакам, видеотренингам, круглым столам, учебным видеофильмам, освоению компьютерных программ, выездным занятиям.
Анализ прошлых лет показывает что, целесообразно обучение проводить, как правило, в рамках одно- двухнедельных семинаров, с использованием активных методов обучения и презентацией результатов самостоятельной работы слушателей по полученным заданиям.
3.Интеграция функций образования, науки и консультирования.
Важнейшим условием эффективно работающей информационно-консультационной службы является сочетание в ней функций образования, науки и консультирования. Считаем целесообразным создание на базе НИИ, Вузов, органов управления АПК регионов России, где сосредоточены высококвалифицированные кадры профессоров, преподавателей и научных сотрудников в различных областях сельскохозяйственной науки и практики, имеющих опыт консультирования, и где имеется достаточно мощная лабораторно-исследовательская база, обеспеченная опытным персоналом, Центров ИКС, наподобие Центра ИКС АПК Московской области, созданного в 1998 г. на базе МСХА им К.А. Тимирязева. Это позволить привлечь преподавателей к активной консультационной деятельности и, тем самым, повысить их прикладные знания и опыт, что необходимо для повышения качества учебного процесса.
4.Развитие дистанционного образования.
Анализ возможностей современных информационных технологий позволяет нам сделать вывод о целесообразности дистанционного обучения кадров ИКС АПК.
В Центре обучения кадров ИКС АПК в 2000 г. начата работа по дистанционному обучению. По нашему мнению следует существенно увеличить перечень дисциплин, преподаваемых по дистанционным технологиям, что позволит существенно сэкономить средства регионов на обучение по вопросам ИКС.
Список литературы:
- Баутин В.М., Красногир Л.К. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве.- М: Информагротех, 2009.
- Веселовский М.Я., Клименко Ю.И. Проблемы развития ИКС на районном уровне//АПК: Экономика, управление.- 2014.- №12.
- Долгушкин Н.К. Прогнозирование потребности АПК в специалистах//Вестник Российской академии сельскохозяйственных наук.-2014.- №1.
- Кошелев В.М. Система подготовки кадров в информационно-консультационной службе для сельских товаропроизводителей.- М: ФГНУ «Росинформагротех», 2012.[schema type=»book» name=»ПОДГОТОВКА И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАДРОВ ДЛЯ ИКС» author=»Можаев Евгений Евгеньевич, Сафронов Николай Степанович, Арефьев Александр Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]