Введение. В условиях современных интеграционных экономических процессов и необходимости унификации стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности, а также согласования процедур на рынке аудиторских услуг, вопросы стандартизации в сфере бухгалтерского учёта и аудита становятся наиболее актуальными. Необходимость сопоставления российских и международных стандартов ведения аудиторской деятельности обусловлена как интеграцией национальных и международных стандартов финансовой отчетности, так и стремлением России к защите национальных экономических интересов. Кроме того, переход на международные стандарты способствует прозрачности финансовой деятельности российских экономических субъектов, функционирующих на мировых рынках, привлечению инвесторов, а также упрочнению позиции российских аудиторов в конкурентной борьбе на мировой арене [2, c. 315].
Результаты исследования. В различных странах подход к использованию стандартов аудита может быть различен. В наиболее развитых странах мира применяют самостоятельно разработанные и утвержденные стандарты, которые весьма близки к МСА по содержанию, хотя могут значительно отличаться по форме. В развивающихся странах часто утверждают в качестве стандартов МСА как таковые, с комментариями или без них. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации до недавнего времени осуществляла разработку самостоятельных правил (стандартов), подготовленных на базе МСА [5], однако в настоящее время статьёй 7 п. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года с изменениями и дополнениями от 01.12.14 г. предусмотрено, что аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, а на территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [1].
В соответствие с этими документами переход к применению МСА в России должен быть осуществлен в следующие сроки:
- не позднее 1 октября 2015 г. Правительство Российской Федерации должно установить порядок признания МСА;
- не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России;
- признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания [3].
Положительными аспектами применения международных стандартов аудита в практике российского аудита является то, что МСА:
- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- обеспечивают связи отдельных элементов аудиторского процесса в результате проверки;
- дают возможность аудиторам повышать свои знания и квалификацию;
- рационализируют и облегчают аудиторскую работу;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений и позволяют пользователям проверить процесс проверки;
- обеспечивают сравнимость качества и правильности работы отдельных аудиторских организаций;
- помогают аудиторам вести переговоры с клиентами [4].
В переходный период (со дня вступления в силу Федерального закона до даты вступления в силу МСА) аудиторская деятельность должна осуществляться по-прежнему в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности [3].
Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует официальный перевод МСА на русский язык, что затрудняет формирование единого механизма их полноценного использования. Кроме того, различия в переводе текстов документов привели к неоднозначной трактовке элементов аудиторских процедур, применяемых в зарубежной практике аудита.
Стоит отметить, что для контроля качества аудита необходимы не только законодательно утвержденное обязательное применение МСА, но и формирование механизма поэтапного перехода от федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности к международными стандартами аудита. В период перехода международные стандарты целесообразно рассматривать, прежде всего, как эффективный инструментарий для выхода на международные рынки капитала, как новый комплексный подход к формированию финансовой информации для внутренних и внешних пользователей [2].
В настоящее время существует четыре основные проблемы внедрения международных стандартов аудита в российскую практику:
– невозможность полноценного использования МСА из-за сложности дословного перевода текста документов;
– отсутствие механизма контроля выполнения МСА аудиторскими фирмами;
– отсутствие целостного представления о МСА у отечественных аудиторов;
– отсутствие исчерпывающих знаний об отечественных правилах (стандартах) аудиторской деятельности [2].
На данном этапе, основной проблемой проведения российского аудита в соответствии с МСА является отсутствие надежного механизма, который обеспечил бы выполнение данных стандартов теми российскими аудиторскими фирмами, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита [5].
Таблица 1
МСА, не имеющие аналогов в системе ФПСАД
№ п./п. |
Наименование МСА |
Содержание |
330 | МСА (ISA) Действия аудитора в отношении оцененных рисков | МСА 330 представляет руководство по определению общего подхода, а также разработке и выполнению дальнейших аудиторских процедур по оцененным рискам существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений в ходе аудита финансовой отчетности |
450 | МСА (ISA) Оценка искажений, выявленных в ходе аудита | МСА 450 предоставляет руководство по определению искажений в целях оценки аудитором влияния неисправленных искажений на финансовую отчетность. В отношении расчетных оценок искажение, вызванное мошенничеством или ошибкой, может возникнуть в результате: искажений, в отношении которых нет никаких сомнений (фактические искажения); различий, являющихся результатом суждений руководства субъекта в отношении расчетных оценок, которые аудитор считает необоснованными, или выбора или применения учетной политики, которую аудитор считает ненадлежащей (искажения в результате суждения); наилучшей оценки аудитором искажений в совокупностях, включающей проекцию искажений, выявленных в аудиторской выборке, на все совокупности, из которых были сделаны выборки (проецируемые искажения). |
810 | МСА (ISA) Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности | МСА 810 определяет ответственность аудитора по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности, составленной на основании полной финансовой отчетности, проаудированной в соответствии с МСА данным аудитором. Обобщенная финансовая отчетность содержит меньше раскрытий по сравнению с полной финансовой отчетностью, на основании которой она составлена, но при этом обеспечивает структурированное представление активов и обязательств на отчетную дату или их изменение за период в соответствии с данными полной финансовой отчетности |
Источник: [6]
Еще одним важным моментом при внедрении МСА в деятельность субъектов рынка аудиторских услуг является согласование федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и международных стандартов аудита, ввиду наличия расхождений между ними. Так в практике отечественного аудита отсутствуют такие стандарты, которые регулируют
Таблица 2
Правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе МСА
№ п./п. |
Наименование МСА |
Содержание |
307-ФЗ | Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» | ФЗ «Об аудиторской деятельности» является нормативным документом, устанавливающим требования к аудиторским организациям, Федеральным стандартам аудиторской деятельности, обязательным случаям проведения аудита и т.п. |
24 | Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами | В МСА все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг – International Standards on Related Services (ISRSs).
ФСПАД 24 к сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относит обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляцию финансовой информации |
33 | Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности | В МСА все стандарты, не имеющие прямого отношения к оказанию аудиторских услуг, выведены в отдельную группу стандартов: Международные стандарты по оказанию сопутствующих услуг – International Standards on Related Services (ISRSs).
ФПСАД 33 был разработан на основе МСА 910, в настоящее время аналога МСА 910 в МССУ не существует |
4/2010 | Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля | ФПСАД 4/2010 применяется при осуществлении саморегулируемыми организациями аудиторов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим внешний контроль качества работы аудиторских организаций (далее — уполномоченный орган), внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов. МСА осуществление подобного внешнего контроля качества работы аудиторских организаций не предусматривают |
Источник: [6]
действия аудиторов в отношении оценённых рисков, оценку искажений, выявленных в ходе аудита и соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности (табл. 1).
Вместе с тем, в практике отечественного аудита существуют стандарты и положения, не имеющие аналогов в международной практике (табл. 2).
Такие отечественные стандарты как Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами, обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности и принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля даже после окончания перехода на международные стандарты аудита должны стать неотъемлемой частью системы стандартов аудита, применимых в Российской Федерации.
Выводы (заключение). Внедрение международных стандартов аудита в практику деятельности отечественных аудиторов связано с решением ряда проблем, основными из которых являются необходимость согласования ФПСАД и МСА ввиду наличия расхождений между ними и наличию в практике отечественного аудита стандартов, не имеющих аналогов в международной практике. Кроме того, целесообразной является разработка действенного механизма контроля за соблюдением международных стандартов аудита аудиторскими фирмами, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.
Вместе с тем, применение международных стандартов аудита позволит отечественным предприятиям повысить уровень доверия со стороны зарубежных инвесторов, улучшить уровень контроля за соблюдением бухгалтерской и налоговой дисциплины. Применение МСА облегчит доступ отечественных предприятий к мировому кредитному рынку, а также упрочнит позиции российских аудиторов в конкурентной борьбе на мировой арене.
Summary. The main problems and prospects of international auditing standards in Russia are considered in the article. Positive aspects of application of ISA highlighted by the author. Standards on Auditing (ISA and FRAS), which have no analogues in the domestic and foreign practice, highlighted by the author.
Key words: Audit, International Standards on Auditing (ISA), federal (rules) auditing standards (FRAS).
Список литературы:
1.ФЗ «Об аудиторской деятельности» .
2.Богданова Е.В. Проблемы применения международных стандартов аудита в Российской экономике / Е.В. Богданова, А.А. Навасардян // Бухгалтерский учёт, анализ, аудит и налогообложение: проблемы и перспективы: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. /МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – С. 9-12.
3.Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии. Информационное сообщение от 3 декабря 2014 г.: [электронный ресурс]. – Режим доступа: .
4.Чайковский, Д.В. Основная модель управленческой отчетности в формате МСА [Текст] / Д.В. Чайковский //Управленческий учет – 2011 – №1 – С. 98-104.
5.Гулёнок Т.Б. Анализ различий российских и международных аудиторских стандартов: [электронный ресур] / Т.Б. Гулёнок // Вестник Удмуртского университета. – Вып. 2. – 2006. – Режим доступа: .
6.Сопоставление международных стандартов аудита с российскими стандартами аудиторской деятельности: [электронный ресурс] / Ас-Аудит. – 2012. – Режим доступа: https://www.as-audit.ru/consult/show/2089/.[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ АУДИТА В РОССИИ » description=»В статье рассмотрены основные проблемы и перспективы применения международных стандартов аудита в отечественной практике. Автор выделяет положительные аспекты применения МСА, а также сопоставляя МСА и ФПСАД выделяет стандарты, не имеющие аналогов в отечественной и зарубежной практике. » author=»Клименко Оксана Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]