Современная образовательная система направлена на интеграцию с Европейской системой образования. Множество ВУЗов участвуют в разнообразных международных проектах. Сегодня составляется огромное количество рейтингов как университетов и институтов, так и кафедр высших учебных заведений.
Именно преподаватели кафедры выступают для студентов проводником, как в науку, так и в профессиональную практическую деятельность. Чаще всего и самих студентов оценивают как продукт труда выпускающей кафедры. Таким образом, с каждым днем возрастает важность оценки деятельности кафедр, составления внутривузовского рейтинга. Динамика развития научно – технического прогресса требует поиска новых форм и методов совершенствования учебного процесса и соответственно повышения качества подготовки выпускников высших школ, поэтому возрастает интерес к индивидуальному уровню подготовки и профессорско-преподавательского состава.
В настоящее время разработана методика оценки деятельности работников вузов, направленная на повышение эффективности деятельности преподавателя, так называемая «Методика эффективного контракта». Ряд предлагаемых в методике показателей представлен в Таблице 2.
Таблица 2
Показатели эффективного контракта
Показатели |
1. Успеваемость студентов по дисциплинам кафедры |
2. Наличие разработанных и утверждённых основных образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки, реализуемым факультетом/институтом, выпускающей кафедрой |
3. Наличие рабочих программ по всем дисциплинам кафедры |
4. Издание учебно-методических пособий |
5. Участие в международном, всероссийском, региональном научном мероприятии(конференция, научный семинар, научная школа, конгресс, симпозиум, научный форум)с докладом, или в научно-технической международной, всероссийской, региональной выставке со стендовым докладом, или в международной, всероссийской, региональной выставке творческих работ. |
6. Публикация научной статьи в сборнике научных трудов (материалов конференций) в соавторстве со студентом |
7. Наличие и выполнение годового плана работы кафедры |
8. Участие в профориентационных мероприятиях, организованных кафедрой, факультетом/институтом, университета |
9. Организация и проведение профориентационных мероприятий кафедры, факультета/института, университета |
10. Повышение квалификации |
Из данных таблицы видно, что критерии эффективности контракта включают в себя как учебно-методическую деятельность преподавателей, так и научно исследовательскую и профориентационную. Однако на наш взгляд ряд показателей нельзя однозначно отнести к эффективности деятельности преподавателей кафедры, в частности успеваемость студентов по дисциплинам кафедры. Этот показатель многокритериален и складывается под воздействием множества факторов, таких как:
- Индивидуальное восприятие студентом информации (склонность к лени или же наоборот трудолюбие, усидчивость, быстрое усвоение информации);
- Внеучебная деятельность (множество увлечений может сократить время на подготовку к занятиям);
- Ресурсное обеспечение (наличие рабочего места, доступа к информации);
- Внешнее влияние (коллектив);
- Мотивация в обучении (или её отсутствие);
- Успеваемость студентов;
- Базовый уровень знаний;
- Посещаемость занятий;
- Сложность предметов;
- Организация учебного процесса;
- Уровень квалификации преподавателей;
- Педагогический стаж работы.
Каждый из факторов заслуживает отдельного исследования, однако нас заинтересовала взаимосвязь между средним баллом студента по дисциплинам кафедры (выступает как результативный показатель) и уровнем квалификации (в качестве него принимаем наличие степени), педагогическим стажем (в т.ч. учет ставки преподавателя). В этих целях нами был используем корреляционный анализ, который позволяет установить и оценить зависимость между исследуемыми факторами и результативным показателем.
Используем следующие обозначения:
УЗ– учёное звание(д.э.н– 5 баллов; к.э.н– 2 балла, неостепененный — 0); — X1
ПС– педагогический стаж(за каждый год– 0,1 балла); — X2
С– ставка, по которой работает преподаватель(0,25; 0,5; 0,75 и т.п.); -X3
Результативным показателем будет являться СБ– средний балл курса(группы, подгруппы) – Y.
Таблица 3
Исходные данные для корреляционного анализа
Преподаватели кафедры | Y | X1 | X2 | X3 |
П1 | 4,7 | 2 | 2,9 | 1 |
П2 | 4,6 | 5 | 3,7 | 1 |
П3 | 4,7 | 5 | 2,7 | 1 |
П4 | 4,6 | 2 | 2,1 | 1 |
П5 | 4,6 | 2 | 3,2 | 1 |
П6 | 4,6 | 2 | 2 | 1 |
П7 | 4,6 | 2 | 1,6 | 1 |
П8 | 4,5 | 2 | 2 | 1 |
П9 | 4,5 | 2 | 1,6 | 1 |
П10 | 4,6 | 2 | 3,5 | 1 |
П11 | 4,6 | 2 | 2,6 | 1 |
П12 | 4,5 | 2 | 2,8 | 1 |
П13 | 4,5 | 2 | 2,6 | 1 |
П14 | 4,6 | 2 | 2 | 1 |
П15 | 4,6 | 2 | 2 | 1 |
П16 | 4,1 | 0 | 0,5 | 0,5 |
Результаты проведённой корреляции, приведены в таблице 4,благодаря которой можно судить о взаимодействии показателей, тесноте их связи и взаимовлиянии.
Таблица 4.
Коэффициенты корреляции
Y | |
Y | 1,00 |
X1 | 0,41 |
X2 | 0,35 |
X3 | — |
Как видно из таблицы 4, наблюдается взаимосвязь между результативным показателем и двумя факторами – ученое звание и педагогический стаж. Связь между успеваемостью и ученым званием умеренная, прямая, т .е. чем выше ученое звание преподавателя, тем выше успеваемость его студентов, связь между стажем и успеваемостью хоть и слабая, но все же оказывает некоторое воздействие.
По данным выборки проведем регрессионный анализ и составим модель, которая характеризует зависимость между факторами, представленными выше и результативным показателем – успеваемостью студентов.
Таблица 5.
Коэффициенты регрессионного анализа
Коэффициенты | |
A0 | 4,48 |
A1 | 0,02 |
A2 | 0,02 |
A3 | 0,00 |
Итоговая формула будет иметь вид: Y=4.48+0.02 X1+0.02X2. Можно сделать вывод о том, что большее влияние оказывают факторы, не включенные в исследование, так как их количественная оценка достаточно субъективна и неоднозначна, к ним можно отнести мотивацию студентов, общий уровень успеваемости академической группы и др.
Таким образом, не только от профессиональных качеств преподавателей зависит успеваемость студентов, велика роль самих студентов – усердие, желание учиться, развиваться. Относительно преподавателей все показатели в норме, некоторые превышают нормативные значения, что говорит о высоком уровне профессиональной подготовки сотрудников.
Список литературы:
- Аверина О.И., Давыдова В.В., Лушенкова Н.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие – М.:КНОРУС,2015-432 с.
- Григораш О. В. Повышение эффективности управления качеством образова- тельного процесса // Высшее образование в России. – 2013. – № 1. – С. 72–78
- Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России и Америке: различия академических конвенций // Вопросы образования, 2007, №4, с. 141‐
- Перечень показателей оценки деятельности кафедр в 2009 — 2010 учебном году: [Электронный ресурс] /https://www.spbigo.ru/institute/quality_policy/regulatory_documents/prilozhenie_k_prikazu_pokazatelidoc
- Показатели эффективного контракта:[Электронный ресурс] /https://www.mrsu.ru/
- Трубилин А. И. Система оценки качества деятельности преподавателей и ка- федры вуза / А. И. Трубилин, О. В. Григораш // Вестник высшей школы. Alma mater. – 2011. – № 2. – С. 60–64.[schema type=»book» name=»ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КАФЕДР ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ» description=»В данной статье анализируется работа кафедр экономического факультета. Проводится оценка степени влияния квалификации преподавателей на средний балл студентов, анализируются мотивационные факторы» author=»Гарина Наталья Евгеньевна, Пронькина Ольга Федоровна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-15″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]