Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Тема транспортно-логистических кластеров в отечественных исследованиях отраслевых кластеров появилась сравнительно недавно. Запоздалый интерес к изучению логистических кластеров объясняется  выделением производственно-технологических отраслей, так как производство конкурентоспособной продукции является главной целью экономического развития региона. В то же время формирование логистической инфраструктуры региона призвано обеспечить эффективное функционирование отраслевых кластеров.

Термин «кластер» обозначает скопление нескольких элементов. В соответствии с определением М. Портера, в экономике кластер представляет собой «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [6, с. 258].

Концепция транспортно-логистических кластеров (ТЛК) возникла в условиях развития кластерной теории.  Среди отечественных ученых, занимающихся вопросами ТЛК, можно выделить И.Г. Меньшенину, И.С. Гуменюка, Т.В. Евтодиеву, И.Г. Смирнова и других.

По мнению И.Г. Меньшениной и Л.М. Капустиной, транспортно-логистический кластер представляет собой «группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, специализирующихся на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров, а также организаций, обслуживающих объекты инфраструктуры и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих сильные стороны друг друга и реализующих конкурентные преимущества данной территории» [5, с. 49].

Т.В. Евтодиева особое внимание уделяет изучению логистических кластеров и определяет их как «устойчивое взаимодействие независимых географически сконцентрированных рыночных субъектов, реализующих логистические функции, усилия которых направлены на поддержание полного цикла основных и сопутствующих потоков и сквозную оптимизацию ресурсов от исходных поставщиков до конечных потребителей» [2, с. 78].

И.Г. Смирнов под ТЛК понимает «отраслевые кластеры, конечной продукцией которых являются транспортно-логистические услуги в грузовом секторе, в пассажирском секторе, или в обоих» [7, с. 66-67].

Отечественные ученные в определении транспортно-логистических комплексов выделяют отдельные аспекты их функционирования: инфраструктуру, взаимоотношение участников логистического и сопутствующих процессов, географическую концентрацию или отраслевую принадлежность. Однако, изучение современных ТЛК предполагает анализ этих составляющих в совокупности и взаимодействии.

Транспортно-логистический кластер – это комплекс географически взаимосвязанных компаний и объектов инфраструктуры, целью существования которых является обеспечение пассажиров и промышленных предприятий конкретной территории транспортно-логистическими услугами. Функционирование ТЛК влечет за собой реализацию конкурентных преимуществ региона, которые способны повысить его конкурентоспособность в условиях глобальной экономики.

Отличительной чертой ТЛК является его двойственная природа [2]. С одной стороны, транспортно-логистическая система является инфраструктурным элементом отраслевого кластера. Участники логистического процесса обеспечивают прохождение грузопотоков в регионе, усиливая конкурентоспособность отраслевых кластеров. Являясь составным элементом производственного кластера, логистический протокластер должен гарантировать создание транспортно-логистического и терминально-складского комплексов, осуществление эффективного процесса доставки грузов внутри производственного кластера, функционирование системы сервисного обслуживания.

С другой стороны, ТЛК представляет собой самостоятельную форму кластерного объединения, целью функционирования которого является эффективное управление цепочками перемещения грузопотоков между поставщиками сырья, производственными структурами и потребителями готовой продукции. В данном случае транспортно-логистический комплекс способствует созданию единой транспортной системы, формированию и развитию транспортно-логистических элементов (грузоперерабатывающие терминалы, терминально-складские и транспортно-экспедиторские комплексы), вовлечению логистических компаний в общую логистическую структуру.

Транспортно-логистический комплекс является сложной формой кластерного образования, которое должно удовлетворять потребности экономических субъектов в транспортных услугах и в то же время ставить целью своего существования развитие конкурентоспособной транспортной системы в регионе и стране.

Еще одной характерной чертой является структура транспортно-логистического кластера, которая определяется элементами, связанными едиными информационными, материальными и финансовыми потоками. В состав логистического комплекса входят следующие группы объектов:

  1. основные субъекты, включающие в себя транспортные компании различных видов транспорта, экспедиторские компании, складские и терминальные комплексы, распределительные центры и т.д.;
  2. вспомогательные объекты, объединяющие финансово-промышленные группы, страховые компании, исследовательские организации, консалтингово-аналитические компании, маркетинговые организации, учебные центры для персонала;
  3. обслуживающие объекты, предлагающие услуги по обслуживанию объектов транспортной инфраструктуры;
  4. институциональные органы, представленные Министерством транспорта, Министерством финансов, Комитетом таможенного контроля и т.д.

Таким образом, состав ТЛК определяется множеством организаций, выполняющих различные рыночные функции. Связи и взаимодействия между объектами ведут к сближению интересов всех участников транспортного кластера, что способствует росту их конкурентоспособности на глобальном уровне.

Помимо удовлетворения потребностей экономических субъектов в транспортных услугах, создание транспортно-логистического комплекса способствует развитию партнерства между компаниями, государством и наукой [1].

Роль коммерческих предприятий в функционировании транспортно-логистического кластера состоит в следующем:

  1. использование объектов логистической инфраструктуры с высокой эффективностью для коммерческого сектора и национальной экономике в целом;
  2. инвестирование средств в развитие транспортно-логистических элементов кластера;
  3. участие в обсуждении и проведении государственной транспортной политики, направленной на развитие логистической системы.

Роль научных учреждений (учреждения высшей школы, НИИ) заключается в выполнении следующих задач:

  1. научная разработка и сопровождение положений и документов по созданию и развитию транспортно-логистического кластера;
  2. оказание услуг по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с существующими потребностями и требованиями международного уровня.

Участие государственных органов в транспортно-логистическом кластере является необходимым условием, так как оформление отношений между его участниками происходит на организационно-плановой основе при поддержке органов власти. Органы государственного управления выполняют следующие функции:

  1. обеспечение координации между участниками логистических процессов;
  2. предоставление рекомендаций и разъяснений при осуществлении государственной поддержки логистического комплекса,
  3. содействие укреплению международных транспортно-экономических связей.

Региональные органы власти оказывают поддержку развивающейся транспортной системе путем разработки и принятия региональных долгосрочных целевых программ, ведут работы по привлечению федеральных средств из профильных государственных программ.

Показательным примером поддержки сферы транспорта является транспортная политика Правительства Ленинградской области.

Транспортная отрасль является одной из ключевых и динамично растущих отраслей экономики региона, в том числе и за счет развития региональных транспортных программ. На сегодняшний день в Ленинградской области действуют несколько нормативно-правовых актов, определяющих мероприятия по развитию транспортно-логистического кластера в регионе:

  1. Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года;
  2. Концепция инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области на 2012-2020 годы.

Существующие программы развития транспортно-логистического комплекса региона направлены на предоставление качественных транспортно-логистических услуг в соответствии с имеющимися потребностями экономики и нуждами населения [3; 4]. Создание транспортно-логистического кластера обеспечит экономический рост и повышение конкурентоспособности региона за счет достижения развития единой транспортно-логистической инфраструктуры.

Развивающийся транспортно-логистический кластер Ленинградской области, несмотря на существующий транзитный потенциал, сталкивается со следующими проблемами:

  1. высокий уровень износа транспортной инфраструктуры региона;
  2. недостаток инвестиционных ресурсов и финансово-экономических механизмов воспроизводства основных фондов;
  3. несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта;
  4. недостаточные уровни надежности, безопасности, экологичности и доступности.

С целью решения существующих проблем в транспортном комплексе, были поставлены следующие задачи инновационного развития транспортного комплекса:

  1. обновление существующей транспортной инфраструктуры, обеспечивающей создание единой транспортной системы области;
  2. повышение конкурентоспособности транспортной системы за счет использования транзитного потенциала территории;
  3. обеспечение безопасности и устойчивости транспортно-логистического кластера;
  4. стимулирование инвестиций в транспортную систему;
  5. обеспечение доступности транспорта для потребителей;
  6. определение экологических стандартов работы транспортной отрасли.

В соответствии с Концепцией инновационного развития транспортного комплекса, направления транспортного комплекса Ленинградской области включают мероприятия, стимулирующие развитие автомобильного, водного и железнодорожного транспорта и стимулирование деятельности портовых комплексов региона [3].

Таким образом, создание транспортно-логистического кластера в регионе имеет синергетический эффект для всех участников кластера, который выражается в следующем:

  1. органы государственного управлению выявляют проблемные места в транспортной системе и определяют мероприятий по их усилению;
  2. качество предоставляемых услуг возрастает, в результате чего потребители имеют возможность оптимизации выбора;
  3. транспортные компании, экспедиторские компании, складские и терминальные комплексы могут быть включены в международные транспортные коридоры, что позволит повысить конкурентоспособность транспортного комплекса региона.

Результатом создания транспортно-логистического кластера в Ленинградской области должны стать рост грузооборота и пассажирооборота всех видом транспорта, обеспечение устойчивости транспортного комплекса и повышение роли транспортной системы региона в глобальной транспортной системе. Решение вопросов развития и совершенствования региональной транспортной системы носит системный характер. Правительство Ленинградской области оказывает комплексную поддержку транспортной системе, разрабатывая целевые программы и концепции.

Список литературы:

  1. Безносюк Е.Е., Балалаев А.С. Предпосылки к организации транспортно-логистической деятельности в Дальневосточном федеральном округе на основе кластерного подхода / Е.Е. Безносюк, А.С. Балалаев // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2014. – Т. 2. – С. 46-51.
  2. Евтодиева Т.Е. Логистические кластеры: сущность и виды / Т.Е. Евтодиева // Экономические науки. – 2011. – № 4 (77). – С. 78-81.
  3. Концепция инновационного развития транспортного комплекса Ленинградской области на 2012-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n=115594;frame=27 (Дата обращения: 25.04.2015).
  4. Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econ.lenobl.ru/Document/1375361169.pdf (Дата обращения: 25.04.2015).
  5. Меньшенина, И. Г. Кластерообразование в региональной экономике : монография / И. Г. Меньшенина, Л. М. Капустина ; Федер. агентство по образованию, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. – 154 с.
  6. Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.: илл.
  7. Смирнов И.Г. Процессы транспортно-логистической кластеризации в Европейском союзе и Украина: региональный аспект / И.Г. Смирнов // Псковский регионологический журнал. – 2013. – № 15. – С. 66-75.[schema type=»book» name=»ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ В РАЗВИТИИ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА» author=»Макрушина Елена Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found