Все более пристальное внимание международных сообществ, государства, политических деятелей и общества привлекает к себе проблема обеспечения безопасности государства.
Ни одна из составляющих национальной безопасности не может быть реализована без стабильного экономического обеспечения. Следовательно, гарантом политической независимости, суверенитета, стабильного и устойчивого развития, социального прогресса государства является надежная и эффективная система обеспечения экономической безопасности России, которая влияет на повышение качества жизни российских граждан и экономический рост страны.
«Предшествующий шестилетний период характеризовался глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 — 2009 годов и последующим восстановлением. Российская экономика вследствие высокой зависимости от энергосырьевого сектора, накопленных дисбалансов и диспропорций в большей степени, чем экономики других стран, оказалась подвержена воздействию кризисных факторов» [2, с.1], что сказалось на снижении роста экономики и качества жизни российских граждан.
В связи с чем, в декабре 2015 года был подписан Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», который рассматривает систему обеспечения национальной безопасности как «совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов» [1,с.3].
Правительство Российской Федерации отмечает, что «к главным стратегическим угрозам национальной безопасности в области экономики относится «сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений..» [1,с.10], в том числе и бюджетном секторе экономики. Эти угрозы наносят значительный ущерб России.
Только за 2015 год в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палатой Российской Федерации «было выявлено нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы на общую сумму 516,5 миллиардов рублей. «Это практически уровень 2014 года, в котором было 524,5 миллиарда рублей… нарушения разные, хотя с точки зрения наших традиционных подходов они имеют тот же самый характер, что и предыдущие годы. Наибольший удельный вес в объеме выявленных в 2015 году нарушений приходится на нарушения при формировании и исполнении федерального бюджета — 152,8 миллиарда рублей (29,6%), осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юр. лиц — 126,1 миллиарда рублей (24,4%), ведении бухучета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности — 78,2 миллиарда рублей (15,1%). Объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования составил 3,7 миллиарда рублей, а неэффективное использование федеральных и иных ресурсов – 81,2 миллиарда рублей». [4,с.1].
Наличие и разрастание этих угроз вызывает нарушение стабильности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов (бюджетополучателей) и их способности к саморазвитию и прогрессу, т. е. происходит дестабилизация финансово-экономических отношений между участниками бюджетного процесса. Все перечисленные выше нарушения связаны с некачественным исполнением своих обязанностей должностными лицами, которые и создают условия для возникновения нарушений бюджетного законодательства, либо способствует возникновению у экономических субъектов намерений совершить действие, запрещенное законом.
По данным Счетной палаты РФ «за 2015 год к ответственности за нарушения законодательства РФ по представлениям СП привлечены 344 должностных лица, в том числе 65 человек уволены. При этом, в 2015 году СП обеспечила возврат в федеральный бюджет 10,3 миллиарда рублей, в бюджет Союзного государства — 9,3 миллиона рублей». [4,с.2].
Однако, не только привлечение к ответственности должностных лиц влияет на снижение угроз экономической безопасности в виде ущерба, наносимого государству нарушениями бюджетного законодательства. По нашему мнению, необходимо качественное проведение контроля (аудита эффективности) за принимаемыми решениями органами исполнительной власти и бюджетополучателями в части эффективного и целевого использования бюджетных средств, направленных в их распоряжение для выполнения возложенных на них задач и исполнения функций.
В настоящее время разработан проект Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» [5,с.1] и План совершенствования надзорной деятельности на 2016-2017 гг. [6,с.1]. Согласно распоряжения Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы», эта деятельность будет включать в себя такие направления как:
совершенствование процессуальных форм и процедур контрольно-надзорной деятельности (мероприятий по контролю);
внедрение риск-ориентированного подхода при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий;
разработку и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов;
систематизацию и актуализацию обязательных требований, соблюдение которых оценивается в процессе контроля, включая исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;
подготовку предложений по оптимизации контрольно-надзорных функций». [3,с.2].
Кроме этого, на рассмотрение Госдумы внесен Проект постановления Правительства Российской Федерации «О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля)», в котором разработаны Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности. [6,с.3]. Согласно этого документа вводятся 6 категорий риска и классов опасности — от чрезвычайно высокого риска (1 класс) до низкого (6 класс). По каждой категории опасности деятельности экономических субъектов устанавливаются соответствующие мероприятия по контролю с учетом их периодичности проведения (табл. 1). Т.е. периодичность проведения контроля будет зависеть от риска причинения вреда жизни, здоровью, окружающей среде, имуществу, безопасности государству в целом в результате деятельности этих субъектов
Таблица 1
Категории риска, классы (категории) опасности деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов
Категории риска | Классы (категории) опасности | Особенности осуществления мероприятий по контролю 1,2,3,4,5 |
чрезвычайно высокий риск | 1 класс | Плановая проверка проводится один раз в период, установленный в положении о виде государственного контроля (надзора)
|
высокий риск | 2 класс | |
значительный риск | 3 класс | |
средний риск | 4 класс | Плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, установленный в положении о виде государственного контроля (надзора) |
умеренный риск | 5 класс | |
низкий риск | 6 класс | Плановые проверки не проводятся |
Следовательно, более тщательной проверке будут подвергаться те экономические субъекты, чья деятельность действительно наиболее опасна или в силу высокой вероятности нанесения ущерба, или в силу масштабов деятельности. А для тех подконтрольных субъектов, у которых степень риска имеет низкий или средний уровень, режим контроля будет существенно упрощен. Это позволит существенно сократить масштабы контрольно-надзорной деятельности, т.е. отказаться от всеобъемлющего контроля экономических субъектов.
При этом, деятельность контрольно-надзорных органов будет рассматриваться с точки зрения размера предотвращенного ущерба как в результате контрольно-надзорных мероприятий, так и в ходе профилактики нарушений. В связи с чем «будет больше возможностей контрольно-надзорным органам проводить разъяснительную работу по содержанию обязательных требований подлежащих соблюдению экономическими субъектами в части расходования материальных и финансовых ресурсов» [3,с.2].
Таким образом, устранение устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований, применяемых органами контроля, и внедрение в их деятельность риск-ориентированного подхода позволит повысить качество проведения контрольных мероприятий, предотвратить и снизить ущерб, наносимый государству в виде нарушений бюджетного законодательства, тем самым обеспечив безопасность и экономический рост страны.
Литература
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Интернет-портал «Российской газеты» 31 декабря 2015 г. - «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015) // Документ опубликован не был
- Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 06.04.2016.
- Н. Селиверстова. Отчет о работе Счетной палаты (СП) РФ в 2015 году. Москва, 16 мая // РИА Новости. Интенет-ресурс. Обращение 8.06.2016г.
- Проект Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации»//Отрасли-права РФ. Интенет-реурс. Обращение 8.06.2016г.
- Проект постановления Правительства Российской Федерации «О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля)» (подготовлен Минэкономразвития России 04.04.2016) // Информационно-правовой портал «Гарант.РУ», нтернет-ресурс, обращение 8.06.2016г.[schema type=»book» name=»ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ИНСТРУМЕНТАМИ КОНТРОЛЯ» description=»Совершенствование инструментов контроля для обеспечения национальной безопасности государства в бюджетном секторе экономики за счет внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность.» author=»Смирнова Лариса Николаевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]