Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУР ИЗБРАНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ГЛАВ РЕГИОНОВ В РФ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУР ИЗБРАНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ГЛАВ РЕГИОНОВ В РФ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУР ИЗБРАНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ГЛАВ РЕГИОНОВ В РФ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В государствах с федеративным устройством, к  которым относится РФ, стабильность достигается за счет  баланса политических отношений между центром и регионами,  ключевыми характеристиками которого является соотношение выборности и назначаемости сверху органов региональной власти.  Выборность главы субъекта обеспечивает легитимность власти, исходящей непосредственно от регионального сообщества, и характеризуется наиболее высокой степенью персонификации региональной власти [2, с. 12],  а назначаемость способствует  укреплению вертикали государственной власти и расширяет возможности централизованного контроля  на уровне субъектов федерации.

В РФ  процедура вступления в должность глав регионов изменялась достаточно  часто, что свидетельствует об актуальности данной проблемы для нашей страны.

В этой связи, целью представленного ниже исследования  является анализ процедур избрания и назначения  глав регионов с точки зрения  направленности принимаемых ими  в дальнейшем государственных решений.

В соответствии с поставленной целью задачами исследования являются:

—  выбор  теоретической базы исследования, ее анализ и обобщение;

— выделение детерминант, которые  определяются процедурой утверждения в должности  и впоследствии влияют на содержание работы глав регионов;

—  анализ, с учетом выделенных детерминант,  функционирования политической системы РФ в 1996-2014 гг.

Проанализировать влияние  процедуры утверждения в должности  глав регионов на направленность принимаемых ими решений и, как следствие, эффективность региональной политики позволяет неоинституциональная экономическая теория.

Так,  созданная в ее рамках теория общественного выбора  исходит из того, все члены общества – от избирателей до президента – руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т.е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений). Например, «рациональные политики» поддерживают прежде всего те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах.

В этой связи в процессе любой деятельности индивиды преследуют свои личные интересы, которые в данном случае  стремятся реализовать  за счет ресурсов государства. Однако избираемые  каждым индивидом для этого способы и методы  различны и определяются, прежде всего, ролью, выполняемой им в процессе принятия государственных решений.

В рамках теории общественного выбора была разработана классификация, выделяющая  четыре группы субъектов политического процесса [см. Таблицу 2], которая была использована нами для целей дальнейшего исследования.

Более детально факторы, влияющие на работу  высших государственных,  служащих проанализированы в рамках  теории бюрократии.

Так, Т. Бесли указывает, что две особенности политики как сферы деятельности делают качество лидеров важным определяющим фактором итогов их работы.

Во-первых, у государственного деятеля всегда есть значительная свобода действий в выборе и реализации конкретных решений — большая или меньшая в зависимости от его приверженности выбранному курсу.

Во-вторых, в условиях слабости электоральных механизмов эта свобода становится еще значительнее, поскольку предпочтения избирателей перестают быть ограничивающим фактором. [1, С. 7]

Таблица 2

               Классификация групп субъектов  общественного выбора

Группа участников Целевые установки Способы участия в принятии государственных решений
1. Политики переизбрание, обеспечивающее высокий социальный статус и доступ к процессам распределения благ  

поиск лиц, которые могут профинансировать избирательную компанию (их интересы политики в последствии защищают);

избирательные компании;

работа в выборных органах.

 

2. Избиратели улучшение условий жизни за счет ресурсов государства. голосование на выборах

(то есть общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени и ограничен кругом возможных претендентов, каждый из которых имеет свой пакет программ)

3.Группы специальных интересов (концепция М. Олсона) обеспечение благоприятных условий своей деятельности голосование на выборах;

между выборами:

постоянная  связь с представителями власти: письма, обращения, СМИ; демонстрации и митинги; деятельность специальных контор и агентств; теневые каналы воздействия (в т.ч. коррупция)  и т.п.

4. Государственные  служащие

(бюрократы)

как минимум сохранение должности, как максимум повышение статуса, обеспечивающее доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов внутри- и межоганизационное взаимодействие;

«торговля» между ветвями власти

 

Источник: [3, С. 87–93, 356–390].

Обобщение и развитие перечисленных выше положений  позволяет сформулировать ряд детерминант, содержание которых определяется процедурой вступления в должность глав регионов и, в свою очередь, влияет на направленность проводимой ими региональной политики:

  1. «Приоритетная стратегия работы»

В классификации теории общественного выбора  главы субъектов, прошедшие  через фильтр выборов, могут быть отнесены к группе «политики» , цель которых – переизбрание, достигаемое за счет завоевания лояльности групп специальных интересов регионов.

Назначенные главы регионов, напротив, ближе к группе «государственные служащие», целевой установкой которых является  как минимум  сохранение, а как максимум повышение статуса. Поскольку в соответствии с системой, существовавшей в нашей стране в 2004-2012 гг.,  такие «кадровые» вопросы, применительно к должности главы региона  находятся прежде всего в компетенции Президента РФ, реализация этой целевой установка представляется возможной путем  максимального соответствия проводимой региональной политики  требованиям и интересам федерального центра.

  1. Связь с регионом

При проведении прямых выборов заведомый приоритет будет у кандидатов, известных в регионе (живущих или, по крайней мере, длительное время работавших в нем), в то время как назначение позволяет «экспортировать»  успешных управленцев в другие регионы.

Оценка данного фактора в науке остается неоднозначной.

С одной стороны, руководители, не имевшие до этого связей с регионом:

— находятся в лучшем положении для проведения эффективной экономической политики, потому что они менее склонны учитывать местные интересы;

—  не связаны с местными элитами, что позволяет разорвать сложившиеся в регионах «коррупционные цепочки»  и добиться компромисса между интересами различных социальных групп в регионе;

—  обладая бóльшим «административным ресурсом» в федеральном центре могут использовать его для привлечения внешних инвестиций и средств федерального бюджета в регион.

С другой стороны, незнание  особенностей региона и отсутствие связей с региональными группами специальных интересов могут существенно увеличить издержки  на реализацию политических решений и снизить их эффективность.

  1. Биография, образование, профессиональный опыт

Согласно ряду исследований, назначенные  главы регионов  отличаются более высоким качеством «человеческого капитала»,  сформированного за счет  опыта работы в государственных корпорациях и/или органах государственной власти. Кроме того,  назначение  позволяет выдвигать обязательные квалификационные требования, например, высшее образование, в то время как  в процессе прямых выборов  симпатии избирателей могут оказаться на стороне  политиков-непрофессионалов, в том числе людей с криминальным прошлым или просто  некомпетентных управленцев.

Анализируя фактическое наполнение этих детерминант можно сделать следующие выводы:

  1. «Приоритетная стратегия работы»

При переходе от выборности к назначаемости глав субъектов РФ в 2004 году  открыто декларировалась  необходимость «укрепления вертикали власти», что было ответом федерального центра на  тенденции усиления политических амбиций региональных элит. Возникшая ситуация сложилась в условиях резкого ослабления центральной власти после распада СССР и, к концу 1990-х годов, привела к складыванию региональных коррупционных цепочек, усилению настроений сепаратизма и возникновению реальной угрозы нарушения территориальной целостности  РФ.

Переход от выборности к назначаемости стал не единственной мерой, ограничивающей власть  глав регионов. В этот же период:

—  был значительно усилен институт полномочных представителей Президента РФ. С этой целью были созданы новые политико-административные образования – семь федеральных округов, в пределах которых действуют полномочные представители Президента РФ;

—  Президент РФ получил формальное право отстранения от должности глав субъектов и право роспуска региональных законодательных собраний;

 — был изменен порядок формирования Совета Федерации, из состава которого были выведены главы субъектов РФ.

К итогам  реализации этого этапа  политики федерального центра в 2004-2012 гг. можно отнести:

—  ротацию  политических кадров

В 2005-2012 гг.  посты глав регионов   покинуло в общей сложности 15 влиятельных политиков, руководивших регионами с 1990-х годов, в том числе позволявшие себе  публично не соглашаться с решениями федерального центра главы Татарстана и Башкирии ( соответственно М. Шаймиев и М. Рахимов),  губернатор Ростовской области В. Чуб и мэр Москвы Ю. Лужков.

Назначенные на их место главы регионов в силу самой процедуры назначения и предыдущей карьеры (многие из них представляли собой кадровый резерв «Единой России») последовательно проводят  более лояльную федеральному центру политику.

  1. Связь с регионом

В  1996-2004 гг., когда главы регионов избирались  победа на выборах лиц, не имевших до этого связей с регионом являлась скорее исключением из правил, имевшим место в тех случаях, когда население региона полностью отчаялось в способности местных политических фигур вывести территорию из депрессивного состояния (например, избрание «олигарха» Р.Абрамовича губернатором Чукотского Автономного округа в 2000 году или широко известного генерала А. Лебедя  губернатором Красноярского края в 1998 году).

Но, в 2004-2012 годах, когда главы регионов назначались,   федеральный центр также отдавал предпочтение местным кандидатам – 66% из них работали в данном регионе непосредственно перед назначением на пост губернатора, и только 22% не имели такого опыта вовсе (в любой момент жизни). [1, С. 17]

Практика «экспорта» успешных управленцев дала неоднозначные результаты.

Так, в ее рамках вице-мэр Москвы В.  Шанцев возглавил Нижегородскую область, другой вице-мэр М. Мень — Ивановскую, а избиравшийся от Москвы зампред Государственной Думы Г. Боос — Калининградскую. Позже в другие регионы «командировались» люди из Казани и некоторых других успешных городов.

Но значительную долю этих назначенцев пришлось впоследствии снимать с должностей после крупных скандалов или за неудовлетворительную работу. Как, например, Г. Бооса или назначенного из Татарстана в Амурскую область Н. Колесова. [4, с.76]

  1. Биография, образование, профессиональный опыт

«Наполнение» данной детерминанты вполне предсказуемо: назначенные  главы  регионов с большой вероятностью имеют ученую степень и экономическое образование, а также опыт работы  в федеральных органах  власти. Но  эти различия, согласно исследования Высшей школы экономики,  не существенны, составляя не более 2%.

Вопреки распространенным представлениям, доля глав регионов, имевших опыт работы в силовых ведомствах в периоды избираемости и назначаемости оставалась стабильной и не превышала 10%.

Показателями, по которым наблюдаются значительные различия между группами, являются опыт работы в частном секторе, на государственном предприятии и в КПСС. Это неудивительно, так как периоды выборов и назначений губернаторов в рассматриваемый отрезок времени представляют собой различные исторические этапы: избранным губернаторам  негде  было  получить  опыт  работы  на  частном  предприятии, поскольку в предшествовавший выборам советский период их не существовало, а более молодые назначенные губернаторы на следующем этапе с меньшей вероятностью могли иметь опыт работы в КПСС.

Сменой исторического этапа можно объяснить и различия в образовании  среди назначенных губернаторов, по сравнению с их избранными предшественниками,  увеличилась доля юристов и экономистов, и стало меньше  инженеров и агрономов.

Показательным является тот факт, что доля глав регионов, предыдущим местом работы которых была  администрация своего региона на позиции вице-губернатора или ключевого министра оставалась достаточно высокой (18%-19%) и практически стабильной и в период выборности ив период назначаемости. [1, С.20-28]

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов.

Так,  за счет перехода от выборности к назначаемости  в 2004 году была достигнута цель «укрепление вертикали власти», прежде всего за счет  смещения со своих должностей одиозных губернаторов-долгожителей и их замены, посредством назначения,  на людей, карьерно выросших и состоявшихся в рамках новой управленческой системы 2000-х годов.

С другой стороны, дополнительные «сильные стороны» практики назначаемости в полной мере реализовать не удалось. Характерная для нашей страны обособленность региональных элит и существенные различия в политической, экономической и социокультурной специфики регионов вынудили федеральный центр отдавать предпочтение местным кандидатам. «Консервативная» кадровая политика федерального центра обусловила также и тот факт, что не произошло существенных изменений в сложившихся официальных и неофициальных требованиях к образованию и опыту работы глав регионов.

В этой связи возвращение к избираемости глав регионов в 2012 году  представляется целесообразным. Поскольку, во-первых,  является «шагом навстречу» региональным элитам («группы специальных интересов») , поддержка которых  необходима для реализации социальных, экономических и политических задач, стоящих сейчас перед РФ, во-вторых, призвано повысить электоральную активность  жителей регионов  («избиратели»), которые во второй половине 2000-х годов чувствовали себе  все более и более исключенными из политического процесса.

Лояльность избираемых глав регионов предполагается поддерживать за счет таких механизмов как

—  институт полномочных представителей Президента в федеральных округах;

—  финансирование регионов в рамках федеральных целевых программ;

—  «муниципальный фильтр» при выборах глав регионов, в соответствии с которым будущий губернатор должен заручиться  поддержкой от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципальных образований и/или избранных глав муниципальных образований субъекта, причем не менее  чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ

При таких условиях выборы глав субъектов остаются  управляемыми из федерального центра, что, в целом обеспечивает баланс (хотя и неустойчивый) политических отношений между центром и регионами.

Литература

  1. Баркли. Н., Гарифуллина Г., Дж. Рейтер Политэкономия выборов и назначений губернаторов в России.М.: Издательство ВШЭ, 2012. 36 с.
  2. Малышева, В.Н. Российская Федерация как развивающаяся территориально-политическая система: диссертация … канд. полит. наук.  Москва, 2008. 223 с.
  3. Нуреев Р.М. Теория общественного выбора. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 532 с.
  4. Реутов Е. В. Назначение губернаторов в России: итоги эксперимента // Научные ведомости белгородского государственного университета, 2012. Том 23. Выпуск №13. С. 174-182
  5. Сведения о выборах и референдумах Центральной Избирательной комиссии РФ – Режим доступа: URL: http//izbirkom.ru (дата обращения: 19.11.2014).[schema type=»book» name=»НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕДУР ИЗБРАНИЯ И НАЗНАЧЕНИЯ ГЛАВ РЕГИОНОВ В РФ» author=»Мажарова Лина Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found