- На протяжении ряда лет в здравоохранении активно меняются статусы и функции субъектов, связанные с изменением полномочий между органами власти по всей вертикали, а также и объектов управления, связанные с изменением организационно-правового статуса государственных (муниципальных) учреждений, расширяющих предпринимательскую деятельность и участием частных медицинских организаций в реализации государственных программ. Это делает необходимым изменить весь комплекс взаимодействия сторон.
- Следует признать, что экономические связи хозяйствующих субъектов с поставщиками и подрядчиками, контрагентами, потребителями в здравоохранении носят предпринимательскую природу. Однако, продажи медицинских услуг некоммерческими организациями юридическим лицам и гражданам воспринимаются как угрозы существования государственного сектора и нарушение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. В тоже время, новый организационно-правовой статус государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения предусматривает активное участие в предпринимательской деятельности и свободное распоряжение доходами от данной деятельности в соответствии с уставными целями.
- Каким образом должно быть организовано государственное управление отраслью и отдельными медицинскими учреждениями в новых условиях, чтобы обеспечить оказание качественных медицинских услуг?
- Рассмотрим некоторые статистические показатели, отражающие положение дел в отрасли и финансовые состояние медицинских организаций.
- За период с 2000 по 2012 год в сфере здравоохранения произошли значительные изменения: снизилось количество медицинских организаций государственной формы собственности за счет укрупнения медицинских организаций (с 19044 в 2000 г. до 12029 в 2012 году). При этом мощность амбулаторно-поликлинических организаций государственной формы собственности за этот же период времени несколько выросла от 3444,8 до 3445,9 тыс. посещений в смену. Наряду с этим растет количество негосударственных медицинских организаций (с 1724 до 3748 за указанный период), в том числе частных стационарных медицинских организаций, в которых наблюдается значительный прирост мощности.
- Сеть лечебно-профилактических организаций (больничные организации) также значительно изменилась. Число государственных больничных организаций сократилось с 10617 в 2002 году до 5947 в 2012 году, число негосударственных больничных организаций растет, но на 2012 год их доля все равно невелика и составляет не более 4 %.
- Техническое состояние и благоустройство медицинских организаций оставляет желать лучшего. В 2012 году 22,5 % больничных организаций не имели горячего водоснабжения, 6,5% — канализации, 7,4 % — центрального отопления. 30,9 % амбулаторных организаций не имели горячего водоснабжения, 9,2% — канализации, 10,6 % — центрального отопления. Практически каждое третье здание требует капитального ремонта. Активы медицинских организаций обременены зданиями, находящимися в аварийном состоянии. Степень износа оборудования в здравоохранении составляет в 2012 году 52,7%, и это несмотря на реализацию национального проекта «Здоровье».
Инвестирование медицинских организаций осуществляется как из собственных средств, так и из бюджетов различных уровней (Таблица 1).
Таблица 1
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования [1] |
|||||
Показатели, в % к итогу | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 | |
собственные средства | 15,7 | 7,8 | 6,8 | 7,4 | |
средства федерального бюджета | 16,4 | 32,5 | 29,1 | 39,3 | |
средства бюджетов субъектов Российской Федерации | 45,4 | 40 | 44,5 | 38,3 | |
Медицина — фондоемкое производство, в значительной мере современная медицина зависима от высоких технологий (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Структуры имущества медицинских организаций |
|||||||
годы | остаточная стоимость нематериальных активов | остаточная стоимость основных средств | долгосрочные финансовые вложения | запасы | краткосрочные финансовые вложения |
денежные средства |
|
2008 | 0 | 59,3 | 5,7 | 6,2 | 4 | 4,8 | |
2009 | 0 | 55,7 | 7,6 | 5,7 | 4,6 | 5,1 | |
2010 | 0 | 53,8 | 9 | 5,7 | 4,4 | 5,7 | |
2011 | 0,4 | 73,6 | 4,7 | 3,3 | 2,9 | 3,9 | |
- В структуре имущества значительная доля основных средств. Поэтому в амортизация является для медицинских организаций той значительной величиной, которая должна создать технико- технологическую политику развития.
Для медицинских организаций характерны существенные доли затрат на заработную плату, материалы и амортизацию (Таблица 3)
Таблица 3
Структура затрат на производство продукции (работ, услуг) в 2011 г
Показатели, в % к итогу | |
сырье и материалы | 18,8 |
топливо | 2,1 |
энергия | 3,3 |
прочие материальные затраты | 4,6 |
затраты на оплату труда | 36,8 |
страховые взносы в фонды | 10.5 |
амортизация основных средств | 5,1 |
прочие затраты | 18,8 |
Основные финансовые результаты деятельности медицинских организаций представлены в Таблице 4
Таблица 4
Финансовые показатели деятельности медицинских организаций, млн. руб.
Показатели | Выручка (нетто) от услуг | Себестоимость проданных услуг | Валовой доход | Коммерческие и управленческие расходы | Прибыль (убыток) от продаж | Сальдо прочих доходов и расходов | Сальдированный финансовый результат |
2008 | 102011 | 85349 | 16662 | 8598 | 8064 | -1976 | 6088 |
2009 | 118207 | 100569 | 17638 | 10866 | 6772 | 319 | 7091 |
2010 | 124121 | 105304 | 18817 | 12241 | 6576 | -3344 | 3232 |
2011 | 262767 | 245059 | 17708 | 13438 | 4270 | 1741 | 6011 |
Оборотные активы являются основой операционной деятельности организации. Динамика и структура оборотных активов отражает эффективность оперативных управленческих решений руководителей медицинских организаций (см. Таблицу 5).
Таблица 5
Оборотные активы медицинских организаций (на конец года; млн. руб.)
здравоохранение |
оборотные активы — всего | запасы | краткосрочные финансовые вложения |
денежные |
2008 | 28256 | 6823 | 4454 | 5291 |
2009 | 35299 | 7622 | 6176 | 6865 |
2010 | 41647 | 8928 | 6943 | 8913 |
2011 | 64642 | 11911 | 10398 | 13947 |
Наличие высоких остатков денежных средств дает высокую ликвидность, но и указывает на низкую деловую активность.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности медицинских организаций показывает, что средние сроки погашения дебиторской задолженности в сфере здравоохранения с 28 дней выросли в 2011 году до 33 дней. При этом средние сроки погашения кредиторской задолженности в сфере здравоохранения выросли с 45 дней в 2008 году до 52 дней в 2011 году, то есть сроки кредиторской задолженности выше чем, чем дебиторской. Медицинская организация, как и любой субъект рынка, обладает автономией и финансовой самостоятельностью. Невозможность погашать затраты из получаемых доходов приводит к банкротству организации.
Рассмотрим отдельные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости медицинских организаций (Таблица 6)
Таблица 6
Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости медицинских организаций (в %)
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Коэффициент текущей ликвидности | 124,5 | 123,8 | 111,6 | 106,4 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | -67 | -48,5 | -45,5 | -37,2 |
Коэффициент автономии | 57,2 | 61 | 61,4 | 75,1 |
1) Знак минус означает недостаток собственных источников для формирования оборотных активов.
Все приведенные выше статистические показатели и показатели финансового состояния медицинских организаций складывались при постоянном и значительном росте средних потребительских цены за указанный период, что должно было сказаться на общем денежном потоке в отрасли. Однако, мы наблюдаем обратный эффект. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в % к предыдущему году составил в здравоохранении в 2008 году 102,3 %, в 2009 — 112,4 %. в 2010 — 53,5 %, в 2011 — 54,6%. В социальных отраслях после роста инвестиционной активности сальдированный результат становится хуже, так как увеличивающаяся нагрузка на оперативные бюджеты приводит к увеличению затрат медицинских организаций, которые не сразу возмещаются на рынке услуг, возникают финансовые проблемы.
На основании представленной информации можно сделать несколько предположений:
— государственные медицинские организации обременены активами, не пригодными к созданию качественных медицинских услуг. Зачастую полученные доходы от предпринимательской деятельности тратятся на покрытие дефицита по содержанию имущества или даже на предоставление услуг по обязательному медицинскому страхованию;
— бюджетный принцип формирования затрат пока используется в финансировании здравоохранения, и возможно кассовый метод учета не скоро уступит место методу начисления. Особенности учета, способ распределения денежного потока по отдельным услугам не позволяют выявить соотношение цены услуги и её полной стоимости;
— складывающаяся система тарифного регулирования не позволяет в полной мере покрыть все фактические расходы медицинской организации, возможно, еще и потому что особенности учета, способ распределения денежного потока по отдельным услугам не позволяют выявить соотношение «цены» услуги и её полной стоимости По мнению Шиповой В.М.: «смешение потоков финансирования происходит на уровне ЛПУ, а неполное включение в состав тарифа на оказание медицинской помощи в условиях ОМС всех статей расходов приводит к тому, что размывается и возможная связь между объемами работы и оплатой медицинской помощи в целом по учреждению» [2];
— частое изменение тарифов и их непрозрачность не позволяет учитывать долгосрочные интересы участников системы здравоохранения и действительно планировать развитие организации на перспективу;
— характер экономического и социального интереса и понимания руководителем медицинской организации тактических и стратегических задач задает специфическое понимание и оценку желаемой эффективности деятельности организации, формальных и неформальных ограничений, связанных с ее достижением, технологии реализации целей, а также весь комплекс интерпретаций имеющихся и предстоящих взаимодействий с внешней социальной средой.
Реформирование системы здравоохранения в дальнейшем должно происходить с учетом ряда обязательных условий, а именно:
— внедрение федеральных стандартов сопровождается целевым финансированием, что требует не только возмещения экономических расходов, но организационных перемен в планировании объемных показателей программ государственных гарантий, оценку результатов работы медицинских организаций всех форм собственности;
— источником средств для самофинансирования должны стать как растущие цены и спрос на рынке медицинских услуг, так и эффективное хозяйствование руководителей организации, качественная система управления;
— разнонаправленность задач и раздельный учет направлений деятельности усложняют построение единой стратегии медицинской организации, требуют новых подходов к планированию, анализу, учету, контролю за результатами;
— существование социальных институтов в условиях «многонаправленных» реформ, связанных с изменением финансового обеспечения государственных услуг, смены форм ведения дела в государственных учреждениях, изменением моделей страхования (обязательного для граждан и добровольного), пересмотра полномочий по управлению в отраслях и территориальных образованиях предполагают ведение деятельность в условиях неопределенности и отсутствии опыта анализа тактических задач и отдаленных последствий принимаемых управленческих решений.
Таким образом, от руководителей во многом зависит выстраивание институциональной модели управления, включающей принципиальные представления о содержании практики управления и границах его осуществления. Очевидно, что современный этап формирования модели развития здравоохранения, как социального института, требует учета всех методологических особенностей и обоснования новых экономических механизмов, эффективных для данного этапа развития отрасли. Модернизация публичных обязательств государства, преобразования субъектов управления в казенные, бюджетные и автономные организации опирается на использование всего положительного, накопленного в сфере управления здравоохранением. При этом традиционные подходы к планированию медико-социальных результатов деятельности должны сочетаться с введением управленческих новации в других социальных институтах. Прежде всего, требует пересмотра отношение к предпринимательству в государственных учреждениях, введения управления активами, в том числе интеллектуальными, поддержание деловой репутации на основе экономической стабильности на рынке и поддержании высокого имиджа медицинского работника.
Необходимо определить социально-экономические отношения в отрасли с учетом нового статуса учреждений здравоохранения. Учреждения здравоохранения должны, с одной стороны, брать на себя роль самостоятельных рыночных субъектов, ориентирующихся на сигналы формирующегося рынка медицинских услуг. С другой стороны, – должны оставаться агентами государства, которое выступает как выразитель общественных интересов в производстве общественно потребляемых услуг.
Список литературы:
- Федеральная служба государственной статистики. — URL https://www.gks.ru/
- Шипова В.М. Подушевое финансирование в здравоохранении (Оценка влияния возрастно-полового состава населения на объем и финансирование медицинской помощи). Под ред. Академика РАМН О.П.Щепина-М.: ГРАНТЪ, 2001.-144с.
[1]. Здесь и далее приведены статистические данные, опубликованные на сайте Федеральной службы государственной статистики [1][schema type=»book» name=»НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАНЛИЗА СОСТОЯНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ, ПОРОЖДАЮЩИХ СТОИМОСТЬ » author=»Хан Нинель Викторовна, Сачук Татьяна Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]