Возрастание роли информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного бытия дают основание говорить о том, что человечество вступило в новую эпоху своего развития — период построения информационного общества, что обусловило огромный интерес к проблемам информационно-компьютерной революции, сущности этого феномена, вопросам радикального влияния информатизации на экономические, социальные, экологические и культурологические процессы адаптации людей к условиям жизни в информационном обществе.
Обширный спектр проблем возникает в связи с информатизацией образования, широким внедрением в учебный процесс новых информационных технологий, созданием новой информационной среды образования, возможностью имитации познавательной деятельности, перспективами интеллектуального развития человека и его образования в информационном мире. Творческая разработка и исследование проблем, связанных с экономико-методологическим анализом упомянутых процессов, их системно-комплексный, синергетический анализ в настоящее время приобретают особую остроту и актуальность, поскольку позволяют выявить тенденции развития образовательной системы на современном этапе становления ноосферы.
Определение устойчивых связей в социально-экономических явлениях и процессах рынка образовательных услуг как ключевого элемента экономики, основанной на знаниях, позволяет сформировать систему теоретических представлений о формировании, эволюции и трансформации систем и институтов рынка образовательных услуг в России в условиях информатизации. Данная проблема обусловлена необходимостью выработки целостного теоретического обоснования трансформации систем и институтов рынка образовательных услуг в РФ и основных направлений экономической политики государства в этой сфере в период глобализации.
Модификация рынка образовательных услуг обусловлена новыми закономерностями общецивилизационного развития, трансформацией и изменениями экономических отношений в процессе становления экономики, основанной на знаниях. В отличие от подходов, сводящих влияние информатизации к технологическим изменениям в работе образовательных институтов, необходимо учитывать, что она предопределяет изменения образовательного контента, методов и технологий обучения, организации и управления учебным процессом. Постоянная эволюция образовательного контента становится одной из ключевых инновационных особенностей экономики, основанной на знаниях [4, с. 5].
Развитие современной экономики предполагает рост ее образовательной емкости, увеличение объема и модификацию структуры образовательных услуг в условиях информатизации. Она изменяет приоритеты людей, мотивы получения образовательных услуг и обуславливает рост интереса к непрерывному профессиональному образованию. Это приводит к становлению образовательного типа общественного воспроизводства, что является условием функционирования экономики, основанной на знаниях. Процесс роста образовательной емкости экономики имеет эволюционный характер.
Методология анализа трансформации рынка образовательных услуг в условиях информатизации в контексте становления экономики, основанной на знаниях, предполагает:
— ориентацию исследований на инновационное содержание деятельности человека в информационном обществе;
— использование теории человеческого капитала для исследования процесса интегрированного управления ресурсами сферы образования;
— обоснование подхода к высокотехнологичному рынку образовательных услуг как к фактору роста экономики, основанной на знаниях;
— рассмотрение степени конкурентоспособности национальных рынков образовательных услуг и его институтов, интегрируемых в мировое образовательное пространство, в качестве основополагающей оценки достижений в сфере образования;
— ориентацию на взаимосвязь волновых колебаний соотношения спроса и предложения на рынке образовательных услуг и рынке труда под влиянием информатизации, проявляющихся в чередовании относительного избытка и недостатка профессионально компетентных и конкурентоспособных специалистов, в оценке степени внимания системы образования к потребностям рынка труда и эффективности деятельности институтов рынка образовательных услуг.
Рынок образовательных услуг в условиях информатизации функционирует как открытая, нелинейная подсистема национальной экономики; в ней складываются модернизированные отношения обмена по поводу максимизации полезности образовательной услуги при решающем значении образования для потребителя в информационном обществе.
Рынку образовательных услуг присущи системные изменения, обусловленные влиянием нового информационно-технологического уклада. Эти изменения состоят в следующем:
— в его структуре складывается тенденция превращения профессионального образования в определяющий элемент образовательной системы;
— возрастает скорость получения профессионального образования, формируются эффективные технологические и организационные предпосылки становления непрерывного образования, что обусловливает возрастание значимости образования как инновационной платформы развития экономики, основанной на знаниях;
— образовательные услуги в сфере профессионального образования приобретают массовый характер, становясь более доступными потребителям, в прошлом ограниченным в возможностях получения образования;
— формируются новые типы производителей образовательных услуг на основе взаимной интеграции образовательных институтов и работодателей для обучения на рабочем месте;
— ключевым обобщающим показателем качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных институтов становится система профессиональных компетенций [1, с. 56].
Под влиянием информатизации на рынке образовательных услуг складываются тенденции трансформации традиционных университетов и развития новых субъектов этого рынка. Новыми субъектами становятся подразделения дистанционного образования в традиционных университетах, консорциумы университетов, корпоративные ONLINE-университеты, сетевые университеты, виртуальные классы. Тенденция трансформации традиционных университетов, ориентированных не на зарабатывание средств, а на их получение посредством целевого финансирования или спонсоринга в предпринимательские учебные заведения, отражает изменения в этой среде под влиянием информатизации и становления образовательных инноваций в экономике, основанной на знаниях.
Информационно-технологический уклад трансформирует состав субъектов рынка образовательных услуг и обусловливает возникновение нового интегрированного типа субъекта образовательной деятельности — партнерства образовательного института и работодателей, которое реализуется как встраиванием образовательной деятельности в профильную деятельность работодателей, так и интегрированием работодателей в образовательный процесс образовательного института.
Новые тенденции, характерные для эволюции образовательной отрасли российской экономики и образовательных институтов, которые обусловливаются информатизацией экономической жизни, состоят в следующем:
— повышение интенсивности использования образовательного пространства, содержания и инструментов оказания образовательных услуг;
— глобализация заключения сделок по оказанию образовательных услуг и развитие интеграционных процессов в мировом образовательном пространстве;
— уравновешивание платежного спроса увеличением объема предложения посредством информатизации процессов оказания образовательных услуг, расширением возможностей включения людей в процесс их потребления, способов обучения и стоимости образовательных услуг;
— трансформация непрерывного образования в фактор перманентного повышения конкурентоспособности работников;
— рост степени привлекательности профессионального образования и, как следствие, увеличение спроса на услуги образовательных институтов за счет разнообразия профессиональных образовательных программ по уровню получения образования, срокам обучения, составу нормативно-методических и учебно-методических материалов, профессорско-преподавательскому составу;
— активизация конкуренции национальных образовательных институтов на сегментах рынка, в которых имеет место платежеспособный спрос на услуги образовательных институтов стран с развитой рыночной экономикой;
— рост конкуренции образовательных институтов на рыночных сегментах образовательных услуг, оказываемых в новых информационно-технологических средах;
интеграцию рынка образовательных услуг со смежными рынками, в особенности рынком программных продуктов.
Это соответствует тенденциям развития национальных рынков образовательных услуг в условиях информатизации в странах с рыночно ориентированной экономикой. Учет данных тенденций необходим для обеспечения способности российских образовательных институтов к конкуренции на международном рынке образовательных услуг и противостоянию зарубежным вузам, действующим в России [3, с. 121].
Информатизация оказывает разнонаправленное влияние на функционирование рынка образовательных услуг, включающее расширение форм доступа людей к образованию в сочетании с превращением непрерывного образования в фактор постоянного повышения конкурентоспособности работников, что позитивно отражается на росте степени привлекательности образования и на увеличении спроса на услуги образовательных институтов;
— повышается интенсивность использования образовательного пространства, содержания и инструментов оказания образовательных услуг в целях постоянного развития профессиональных компетенций работников;
— создается возможность уравновесить платежеспособный спрос увеличением объема предложения, сформировать более развитую структуру данного рынка.
Под воздействием нового информационно-технологического уклада формируется потребность в изменении структуры собственности в сфере образования в сторону многообразия форм и развития рыночных начал в образовательной деятельности. В этих условиях субъекты рынка образовательных услуг нуждаются в государственной поддержке и стимулировании на макроэкономическом уровне и международном рынке образовательных услуг. Основные направления модернизации национальной системы образования в условиях информатизации как одного из направлений государственной политики макроэкономического регулирования рынка образовательных услуг могут быть сформулированы следующим образом:
— формирование государственной конкурентной политики на российском рынке образовательных услуг;
— проведение государственной политики в области информатизации, которая охватывала бы создание образовательного контента, внедрение высоких технологий в образование, обеспечение гибких и мобильных форм организации образовательной деятельности и современных форм менеджмента, базирующихся на стандартных принципах общего и стратегического менеджмента;
— поощрение практики оперативного реагирования образовательных институтов на изменение спроса на образовательные услуги (программы) в процессе государственной аккредитации;
— стимулирование и поддержка развития сетевых образовательных институтов;
— превращение государства в крупнейшего совокупного заказчика программ непрерывного образования в области информационно-компьютерных технологий;
— демократизация форм оценивания работы образовательных институтов, с учетом мнения всех заинтересованных сторон рынка образовательных услуг, развития форм общественной аккредитации [2, с. 18];
— популяризация и поощрение новых видов образовательных услуг и форм обучения.
Разработка проблем трансформации российского рынка образовательных услуг будет способствовать дальнейшему развитию современного образования, обеспечивать реализацию государственной стратегии вхождения России в мировое экономическое пространство, повышать ее конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг.
Список литературы:
- Громова Н.В. Трансформация российской системы профессионального образования как фактор инновационного развития экономики/ Н.В. Громова//Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 33. № 1. С. 56-62.
- Коваленко А.А., Самойлов В.А. Механизмы взаимодействия государственной и общественно-профессиональной систем оценки качества образования// Высшее образование в России. 2009. №2. С. 18-28.
- Рубин Ю.Б. Конкурентные позиции участников рынка в конкурентной среде//Современная конкуренция. 2014. №2(44). С.121-143.
- Самойлов В.А. Концептуальные основы модернизации рынка образовательных услуг в рыночной экономике/В.А. Самойлов//Экономика образования. 2005. № 1(26). С. 5-11.[schema type=»book» name=»НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ » description=»В статье рассматриваются ключевые проблемы трансформации российского рынка образовательных услуг под влиянием информатизации. Приводятся тенденции и системные изменения рынка, обусловленные влиянием нового информационно-технологического уклада. Предложены основные направления модернизации национальной системы образования в условиях информатизации.» author=»Самойлов Вячеслав Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]