Эффективность функционирования системы налогов зависит от качества управления ею. Управление налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития общества. В современной экономической литературе понятие «управление налоговой системой», тождественно понятию «налоговое администрирование». Налоговое администрирование следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой. В основу утверждения может быть также положено первоначальное значение термина «администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления. Основными элементами налогового администрирования выступает:
— контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);
— контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;
— организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.
Центральным элементом налогового администрирования выступает контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. Обязательность уплаты налогов объективно предопределяет неотвратимость наказания за налоговые нарушения, и без соответствующего контроля вряд ли может быть достижима. Осознание важности налогового контроля проявилось как в законодательном определении налогового контроля, так и в разработке многих процедурных аспектов его проведения. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки. Динамика количества проведенных налоговых проверок в РФ представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика количества проведенных налоговых проверок в РФ
Показатели |
Период |
Темп роста, % |
|||
На 01.01.2012 |
На
01.01.2013 |
На
01.01.2014 |
2013 |
2014 |
|
Камеральные проверки, ед. | 36 355 622 | 34 880 460 | 25 655 119 | 95,9 | 70,6 |
из них выявивших нарушения | 2 102 662 | 1 876 526 | 1254100 | 89,2 | 59,6 |
Выездные проверки, ед. | 67 351 | 58123 | 27340 | 86,2 | 40,6 |
из них выявивших нарушения | 66 579 | 57546 | 27 026 | 86,4 | 40,6 |
Количество проведенных налоговых проверок всего, ед. | 36 422 973 | 34938583 | 25682459 | 95,9 | 70,5 |
Количество выявленных нарушений, всего, ед. | 2169241 | 1934072 | 1281126 | 89,1 | 59,0 |
Удельный вес нарушений в общем количестве проведенных проверок, % | 6,0 | 5,5 | 4,9 | 91,6 | 81,6 |
Из данных таблицы 1 следует, что темп роста количества проведенных камеральных налоговых проверок на 01.01.2013 года снижается на 4,1%, на 01.01.2014 снижение составляет 29,4%. Количество выявивших нарушения камеральных налоговых проверок снижается еще более быстрыми темпами и составляет на 01.01.2013 года — 89,2%, на 01.01.2014 – 59,6%, такая ситуация свидетельствует об улучшении налоговой дисциплины, повышении ответственности налогоплательщиков. Количество выездных налоговых проверок за анализируемый период времени также снижается и практически каждая выездная налоговая проверка выявляет нарушения допущенные налогоплательщиками, так на одну выездную проверку на 01.01.2014г приходилось 0,99 нарушений. Темп роста выездных налоговых проверок на 01.01.2013 года снизился на 13,8%, на 01.01.2014 – 59,4%. Темп роста нарушений в общем количестве проведенных выездных и камеральных проверок к концу анализируемого периода снизился на 18,4%, что является следствием повышения ответственности и ростом профессионального уровня налогоплательщиков.
Особое внимание в сфере налогового администрирования следует уделять внутриведомственному контролю, который имеет место в рамках проведения повторных проверок налогоплательщиков, а также налоговый аудит, как форма последующего налогового контроля за результатами деятельности налоговых органов и досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами. В свою очередь налоговый аудит благодаря общению с налогоплательщиками позволяет систематизировать информацию о разногласиях, выделяя случаи, причиной которых стало несовершенство налогового законодательства. Выполнение контрольных действий налоговыми органами невозможно без организационного, методологического и методического обеспечения их деятельности. Формами организационного и методического обеспечения деятельности выступают:
— определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов;
— разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам;
— процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков;
— порядок регулирования налоговых платежей (предоставление налогового кредита) и применения налоговых санкций;
— планирование и прогнозирование налоговых платежей.
Суммы дополнительно начисленных налогов и пеней по результатам налоговых проверок поступают в доходы государственного бюджета, их динамика по Российской Федерации представлена в таблице 2
Таблица 2
Динамика начисленных платежей по результатам проведенных налоговых проверок в РФ
Показатели |
Период |
Темп роста, % |
|||
На 01.01.2012 | На
01.01.2013 |
На
01.01.2014 |
2013 | 2014 | |
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. руб., в т.ч. | 396378141 | 421843471 | 340794807 | 106,4 | 86,0 |
камеральные налоговые проверки | 52 883 130
|
52 037 545
|
46 476 241
|
98,4 | 87,9 |
Доля начисленных платежей по камеральным налоговым проверкам, % | 13,4 | 12,3 | 13,6 | 91,8 | 101,5 |
выездные налоговые проверки организаций и физических лиц | 287 178 704 | 311 354 647 | 244 494 204 | 108,4 | 85,1 |
Доля начисленных платежей по выездным налоговым проверкам, % | 72,4 | 73,8 | 71,8 | 101,9 | 99,1 |
Пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции | 56 316 307 | 58 451 279 | 49 824 362 | 103,8 | 88,4 |
Доля пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции, % | 14,2 | 13,9 | 14,6 | 97,9 | 102,8 |
Налоговое администрирование должно быть направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Динамика начисленных платежей по результатам проведенных налоговых проверок в РФ свидетельствует об их снижении. Сумма дополнительно начисленных платежей по камеральным налоговым проверкам снижается к концу анализируемого периода на 12,1%. Доля начисленных сумм по камеральным налоговым проверкам в структуре полученных дополнительных платежей на 01.01.2012 составляла — 13,4%; на 01.01.2013 — 12,3%; 01.01.2014 — 13,6%. В целом наблюдается рост доли дополнительно начисленных платежей по камеральным налоговым проверкам на 101,5%.
Сумма дополнительно начисленных платежей по выездным налоговым проверкам снижается к концу анализируемого периода на 14,9%. Доля доначисленных налоговых платежей по выездным налоговым проверкам организаций и физических лиц за анализируемый период также уменьшается и их темп роста на 01.01.2012 составляет — 72,4%; на 01.01.2013 — 73,8%; на 01.01.2014 — 71,8%.
Из данной ситуации можно сделать вывод, что налогоплательщики своевременно погашают свои обязательства, следует отметить, что налоговое законодательство обязаны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий, а также в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства. Доля пени за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции имеют тенденцию к росту, на 01.01.2014 года составляет 14,6%, темп роста 102,8%, что свидетельствует о нарушениях налоговой дисциплины, нарушении налогового законодательства, наличии затруднений у налогоплательщиков своевременно выполнять налоговые обязательства о наличии других факторов.
В современной российской практике, исходя из сложившейся функциональной структуры органов исполнительной власти и для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджет ФНС России, выполняет две дополнительные функции: государственная регистрация налогоплательщиков (организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) и инициирование процедуры банкротства организаций. Процедурные вопросы этих функций не являются предметом Налогового кодекса РФ. Соответственно с теоретической точки зрения они не входят в понятие управление налоговой системой. Однако причиной вовлечения ФНС России в выполнение государством перечисленных регулирующих функций выступает их значимость для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны. Соответственно реализацию этих возложенных на налоговые органы полномочий правомерно включить в содержание налогового администрирования как деятельность уполномоченных органов управления по обеспечению выполнения контрольной функции налоговых органов[7].
Налоговое администрирование базируется на реализации принципа эффективности построения налоговой системы, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одним из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе на содержание налогового аппарата. Учитывая компетенцию исполнительных органов, содержательную наполняемость налогового администрирования на разных уровнях управления выделяются два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня выступают Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России. Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:
— проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
— производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
— организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов;
— осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации;
— анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции[3].
Роль налогового администрирования на этом уровне заключается также в разработке мер по повышению собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства, составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет, учитывая анализ текущих платежей, и т. д. Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС РФ. Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои налоговые платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать предупреждающие меры по их устранению. Права налоговых органов достаточно широки. В свою очередь должностные лица налоговых органов обязаны:
— действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами;
— реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
— корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям, иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство.
Список литературы:
- Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс] : федер. закон № 118-ФЗ: принят ГД ФС РФ 19.07.2000: по состоянию на 05.07.2013 г. // СПС «Консультант плюс»
- Линтон, И. Маркетинг по базам данных [Текст] / И. Линтон – М. : Инфра-М, 2012.-346 с.
- Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика [Текст] / В. Г. Пансков. – М. : Юрайт, 2013. – 752 с.
- Шестакова, Р. В. Исчисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование [Текст] / Р. В. Шестакова // Бухгалтерский учет. – 2013. — №5. – С. 32-38.
- Хорин, А. Н. Принципы формирования бухгалтерской отчетности [Текст] / А. Н. Хорин // Бухгалтерский учет. – 2012. – № 23. – С. 34.
- Шарова, С. В. Трудовой договор как средство налогосбережения [Текст] / С. В. Шарова // Бухгалтерский учет. – 2012. — №20. – С. 45-49.
- Grandars.ru » Налоги и налогообложение » Налоговая система РФ » Налоговое администрирование и налоговый контроль[schema type=»book» name=»НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ » author=»Старикова Светлана Сергеевна, Старикова Екатерина Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]