Формирование модели страхования рисков автотранспортных средств и ее оценка представляет интерес для владельцев и пользователей автотранспорта при его эксплуатации. Основными видами автотранспортного страхования являются: страхование средства транспорта, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование от несчастных случаев водителя и пассажиров автотранспортного средства. Автострахование делится на две основные группы:
1) ОСАГО — обязательное автострахование;
2) КАСКО — добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Страхование гражданской ответственности автовладельцев (или пользователей транспортного средства) проводится в обязательной форме в большинстве стран мира, создавая источники выплат потерпевшим, которые не зависят от финансового положения причинителей вреда и осуществляются страховыми компаниями, устанавливая обязательность такого страхования.
В соответствии с Законом РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [1] должна выплачиваться страховая сумма при наступлении страхового случая. Установлено, что страховые тарифы, их структура и порядок применения утверждаются Правительством Российской Федерации. Тарифы должны пересматриваться каждые полгода и последние изменения 2014 года в законодательной базе установили «…размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей — выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи…в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей с учетом требований пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона; в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, в размере не более 400 тысяч рублей…» [2].
В страховании автотранспортных средств используется широкий перечень видов страхования, предусматривающих условия страхования возможных рисков, — от страхования отдельных рисков, таких, как причинение ущерба автотранспортному средству или угон автотранспортного средства, до принятия на страхование всех рисков, которое часто называют в практике страхования «автокаско». В автостраховании страховая сумма принятого на страхование транспортного средства может быть определена как действительная (рыночная) цена транспортного средства на дату заключения договора страхования, определяемая как стоимость нового транспортного средства с учетом износа, или устанавливается по соглашению между страховщиком и страховой компанией, но не может быть выше реальной рыночной цены автомобиля. При страховании от несчастного случая и страховании ответственности стороны договора могут установить любую согласованную между ними страховую сумму. «Размер расходов на запасные части (в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи) определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50 процентов их стоимости. Размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта транспортного средства, расходов на оплату связанных с таким ремонтом работ и стоимость годных остатков определяются в порядке, установленном Банком России» [2].
Для разработки модели оценки автотранспортного средства и определение размера страховой суммы также за основу возьмем законодательный акт, в котором принято, что «…независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России. Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:
а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;
б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;
в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;
г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;
д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов)» [2].
В настоящей работе рассмотрим модель оценки на примере автомобиля Toyota Camry [6,7,8]. Для оценки рыночной стоимости используются три общепринятых подхода: затратный, сравнительный, доходный [5, С.22]. В данном случае используем сравнительный и затратный подходы. Не всегда совпадает и дата оценки с текущим моментом времени ее проведения. В задании на оценку ее дата может относиться к будущему или даже к прошлому времени [10, С. 67].
Транспортное средство Toyota Camry приобреталось в салоне у официального дилера [9]. Для внешнего осмотра было предоставлено оцениваемое транспортное средство, в результате чего был составлен Акт осмотра транспортного средства № 22 от 7 Апреля 2013 г. Осмотром установлено, что номера: двигателя, кузова, цвет лакокрасочного покрытия, регистрационный знак соответствуют записям в свидетельстве о регистрации.
Согласно Акту осмотра транспортного средства № 22 от 7 Апреля 2013 г., было определено состояние конструктивных элементов оцениваемого автомобиля: повреждены лакокрасочное покрытие левого переднего крыла, передние тормозные колодки, а также вследствие неаккуратных действий водителя (а именно въезда в гараж) повреждён передний бампер [6].
Оценка рыночной стоимости объекта оценки проводилась в соответствии с действующими нормативными документами [3,4,7]. За основу применялись следующие параметры расчёта.
Таблица 1.
Исходные параметры расчёта рыночной стоимости Тойота Камри
№п/п | Показатели | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
1 | Марка, модель | Тойота Камри |
2 | Тип ТС | Легковая |
3 | Дата выпуска | 2011 |
4 | Категория ТС (А, В, С, D, Е, прицеп) | Е |
5 | Двигатель № | 2MZ — FE |
6 | Шасси (рама) № | отсутствует |
7 | Кузов(кабина, прицеп) № | JTNBFYFK703008072 |
8 | Цвет кузова (кабины, прицепа) | чёрный |
9 | Пробег расчётный (км) | 30 000 |
10 | Дата оценки | 7.04.2013 |
11 | Дата осмотра: | год 2013 месяц 4 |
12 | Дата начала эксплуатации: | год 2011 месяц 4 |
13 | Среднегодовой пробег | км. 15 000 |
14 | Длительность эксплуатации | лет 2 |
15 | Мощность двигателя, л. с. | 181 |
16 | Рабочий объем двигателя, куб. см. | 2494 см3 |
17 | Тип двигателя | бензиновый |
18 | Комплектация | «Комфорт»
— Климатическая система: 2х зонный климат-контроль — Обивка сидений: ткань — Отделка салона: пластик — Передние и задние датчики парковки — Тип фар: галогеновые |
Рыночная стоимость автомобиля определенная в рамках сравнительного подхода с учётом округления составляет 960 000 рублей. Весовые коэффициенты распределим следующим образом: затратному подходу – 30%, а сравнительному – 70%.
На основании информации, предоставленной и проанализированной в приведенной выше оценке, приходим к заключению: рыночная стоимость транспортного средства — Toyota Camry по состоянию на 7.04.2013г. с учётом округления составила: 920 000 рублей (девятьсот двадцать тысяч) рублей. Данная стоимость укладывается в рамки законодательной базы по выплате страховой суммы. Но в качестве общих рекомендаций по проведенной модели оценки необходимо усовершенствовать методические рекомендации путём создания либо определённых корректировок на эксплуатацию в других регионах, либо отдельной методики расчёта. Также следует заметить, что в Методическом руководстве не указывается, что стоимость запчастей заменяемых в ходе ремонта нужно учитывать с износом. В оценочной практике износ начисляется, а независимые оценщики руководствуются в этом случае Международными стандартами оценки.
Список литературы:
- Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федер. закон от 25 апр. 2002 г. № 40-ФЗ: [ред. от 04.11.2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002.– № 18.– Ст. 1720.
- О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 2014 г. № 223-ФЗ: [ред. от 28.07.2014 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014.– № 30 (ч. I).– Ст. 4224.
- Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ: [ред. от 08.03.2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998.– № 31.– Ст. 3813.
- Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (утв. Банком России 19.09.2014) №432-П. — (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2014 №34245). — [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169483/#p8
(дата обращения: 21.03.15 г.).
- Вейг Н.В. Оценка машин и оборудования: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 127 с.
- Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния Р-03112194-0376-98 (утв. Минтрансом РФ 10.12.1998 г.) (с изм. от 21.02.2005 г.). – М.: Минтранс РФ, 1999.
- Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. — Руководящий документ. — № РД 37.009.015-98 (утв. Министерством экономики РФ 04.07.1998 г.). – М.: Министерство экономики РФ, 1998.
- Оценка транспортных средств. — [Электронный ресурс]. – URL: https://оценка-24.рф/property/transport (дата обращения: 21.03.15 г.).
- 9.Официальный дилер Тойота. — [Электронный ресурс]. – URL: (дата обращения: 21.03.15 г.).
10.Практика оценки стоимости машин и оборудования: учеб/А.П. Ковалев, А.А. Кушель, И.В. Королев, П. В. Фадеев – М.: Финансы и статистика, 2007. – 272 с.[schema type=»book» name=»МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ СТРАХОВАНИЯ РИСКОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» author=»Щербина Оксана Юрьевна, Мохнарылова Наталья Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]