Главной целью управления социально-экономическим развитием любого муниципального образования является улучшение жизни местного сообщества, а именно:
— развитие муниципальной социальной и экономической базы;
— укрепление финансового состояния муниципального образования;
— улучшения показателей качества жизни населения, выполнение необходимых социальных программ [3].
Однако, социально-экономическое развитие всех муниципальных образований невозможно по одной универсальной модели, ввиду того, что каждое муниципальное образование обладает своими уникальными особенностями, поэтому к каждому муниципальному образованию необходим индивидуальный подход.
В то же время, их можно сгруппировать по ряду признаков.
Механизм социально-экономического развития муниципальных образований строится на системе взаимоотношений между органами государственной власти, органами регионального и местного самоуправления.
В процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований в условиях перехода на инновационный путь развития экономики, целесообразно сформировать рациональный механизм эффективной системы управления развитием инновационной деятельности, которая, по сути, невозможна без привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, поскольку без инвестиционной составляющей жизненный цикл любой инновации ограничивается стадией «идеи» [4].
Рисунок 1. Концептуальная схема инвестиционного развития территории в условиях инновационной экономики
Управление инновационно-инвестиционной деятельностью является составной частью территориального уровня государственного управления и самоуправления экономических, социальных и институциональных систем [1].
В современных условиях все более остро встает вопрос о необходимости придания процессу социально-экономического развития некоторой определенности, выделения набора инструментов, при использовании которых данный процесс будет идти достаточно эффективно.
Одной из наиболее эффективных форм осуществления экономической политики в субъектах Федерации, позволяющей комплексно решить проблемы социально-экономического развития территорий, является разработка инновационно-инвестиционной политики (ИИП). Ее особенностью является создание такого индивидуального экономического механизма, который, опираясь на общие принципы и подходы в единой системе национальной экономики, в наибольшей степени учитывал бы региональную (муниципальную) специфику с позиции наиболее эффективного использования ресурсов [4].
Важнейшими элементами выступают функции, в частности, функция регулирования, которая является одной из важнейших функций управления муниципальными образованиями [2].
Регулирование осуществляется как извне — из системы более высокого порядка (федеральные и региональные органы управления), так и внутри рассматриваемой системы — на уровне местного самоуправления. Выделение важнейших системных характеристик процесса управления социальной сферой МО способствует выделению механизма эффективного управления социально-экономического развития регионов.
Для реализации механизма социально-экономического развития муниципальных образований, соответствующего, федеральному, региональному и муниципальным уровням управления, необходимо соблюдение ряда, ограничений, таких как:
- разработка и реализация долгосрочных планов территориального развития на срок от 7 до 20 лет;
- построение тесных экономических связей между органами местного управления и коммерческими организациями, работающими на территории муниципальных образований [5].
Ресурсное обеспечение социально-экономического развития целесообразно осуществлять на региональном уровне с целью выравнивания условий жизни в МО и снижения миграции населения в городе. Причем, информация о необходимости корректировки направлений развития должна исходить от местной администрации, а государственная поддержка — осуществляться на региональном и федеральном уровне [].
Исходя из выше казанного, можно сделать вывод о том, что комплексное социально-экономическое развитие МО можно определить как целенаправленное изменение ситуации в сторону увеличения объема и повышения качества муниципальных услуг, по отношению к функциям оказания муниципальных услуг населению. Все остальные функции местного самоуправления производны.
Список литературы:
- Ветрова Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием. Фонд «Институт экономики города», 2009г.
- Перцов Л.В., Прокофьев В.Ю., Трутнев Э.К., Холопик К.В., Крымов С.А. Методические рекомендации по согласованной подготовке и реализации документов планирования развития муниципальных образований. — Москва 2011г.
- Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона. Монография. ИСЭРТ РАН, 2011г.
- Коломыц О.Н. Инновационно-инвестиционная политика: региональный аспект // Kant. — 2013. — №3 (9). — С. 29-31.
- Широков А.Н., Юркова С.Н., ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления». Методические рекомендации по стратегическому планированию в муниципальных образованиях. 2012г.[schema type=»book» name=»Механизм инвестиционного развития территорий в условиях инновационной экономики» author=»Коломыц Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]