Анализ основных технико-экономических характеристик транспортно-логистического комплекса Калининградской области, внешнеполитических и экономических условий показывает, что существует ряд противоречий в работе комплекса: с одной стороны, прослеживается устойчивая тенденция роста грузовой базы (грузопотоки, транспорт, порты, терминалы и др.) и наличие потенциальных возможностей развития (свободная экономическая зона, незамерзающий порт, трансъевропейские коридоры). С другой стороны, наблюдается существенный дисбаланс между потенциальными возможностями повышения эффективности транспортного комплекса и уровнем развития его инфраструктуры, развитием информационных технологий и информационно-аналитической логистической компоненты, что существенно влияет на уровень управления транспортными процессами и снижает эффективность функционирования транспортного комплекса.
Указанные противоречия указывают на существование проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспортного комплекса региона, создания и оптимизации транспортно-логистической системы региона. В этой связи актуальной является задача разработки методологических основ формирования региональных транспортно-логистических систем.
Транспортно-логистическая система региона – это совокупность технико-технологических, финансово-экономических, информационно-аналитических и социальных подсистем, материально-вещественных, финансовых и информационных потоков, административно-правового, образовательного, научного и проектно-конструкторского обеспечения логистических процессов. Все подсистемы взаимосвязаны, функционируют как единое целое для достижения поставленных целей.
Анализ названной проблемы позволяет выделить три группы проблем функционирования и развития транспортного комплекса Калининградского региона:
1.Технико-технологические проблемы
1.1. Низкая пропускная способность основных автодорог области и расположенных на них автомобильных пунктов пропуска через государственную границу;
1.2. Низкие темпы внедрения современных технологий обработки грузов на железнодорожных и портовых терминалах;
1.3 Низкая пропускная способность подъездной инфраструктуры к морским портам и аэропорту;
1.4. Необходимость модернизации основных объектов транспортной инфраструктуры и обновления основных фондов всех видов транспорта;
1.5. Низкий уровень развития внутреннего водного транспорта и инфра-
структуры;
1.6 Диспропорции в развитии различных элементов транспортного ком-
плекса и низкий уровень развития транспортной логистики и информаци-
онных технологий.
2.Социально-политические проблемы
2.1. Неопределенность позиции ЕС и России в отношении Калининград-
ской области;
2.2. Отсутствие плана стратегического развития области;
2.3. Объективное обострение проблемы транспортной безопасности;
2.4. Низкий уровень социальной защиты населения региона;
2.5. Сложная демографическая ситуация и низкий уровень мотивации для
решения проблемы повышения рождаемости.
- Экономические проблемы
- Зависимость от политических и экономических решений сопредель-
ных государств в области транзитной и тарифной политики и высокий
уровень связанных с этим рисков;
- Нестабильность условий транспортировки грузов и высокие тарифы
ОАО «РЖД» на железнодорожные перевозки;
- Административные и бюрократические барьеры, в частности, услож-
ненные процедуры таможенной очистки грузов.
Дальнейшая декомпозиция проблемы повышения эффективности функционирования и развития транспортного комплекса региона позволяет
определить первоочередные по приоритету задачи, которые необходимо решить, чтобы обеспечить условия для дальнейшего развития транспортного комплекса.
— Создание и оптимизация транспортно-логистической системы региона, разработка и внедрение информационных технологий управления.
— Создание в области сети автомобильных дорог международного класса, обеспечивающей как внутрирегиональные, так и международные перевозки.
— Проектирование и строительство припортовой авто- и железнодорожной инфраструктуры, обеспечивающей опережающий баланс комплекса «обработка-транспортировка грузов».
— Развитие существующих и строительство новых морских и железнодорожных терминалов.
— Комплексное развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров, повышение пропускной способности основных магистральных автомобильных и железнодорожных линий.
— Внедрение современных технологий транспортировки и обработки грузов.
— Развитие грузовых авиаперевозок и создание для их обеспечения соответствующей инфраструктуры.
— Обустройство внутренних водных путей и портов, развитие речных и фидерных грузоперевозок.
— Формирование крупных многофункциональных транспортно-логистических узлов на базе существующей и вновь создаваемой инфраструктуры, что позволит наиболее эффективно координировать взаимодействие нескольких видов транспорта, процессов перевозки, перевалки, складирования, хранения, оформления и обеспечения безопасности товародвижения.
— Разработка и внедрение современных технологий и методов обеспечения безопасности на морском железнодорожном и воздушном транспорте.
— Обеспечение экологической безопасности грузоперевозок, технологий обработки и хранения грузов.
Анализ проблем развития транспортного комплекса региона и определение приоритетных задач – это этап, который можно рассматривать как базис для перехода к разработке Концепции развития транспортно-логистической системы региона. Но прежде чем приступить к этой исключительно сложной работе, необходимо рассмотреть вопросы методологического обеспечения и методические подходы построения Концепции.
Процесс разработки Концепции развития транспортно-логистической системы Калининградского региона графически представлен на рисунке 1.
Предлагаемая концепция в идеологическом плане ориентирована на переход от старой парадигмы решения текущих задач к парадигме развития, суть которой – ориентация в будущее и программно-стратегическое планирование при решении вопросов развития.
Рисунок 1. Процесс разработки Концепции развития транспортно-логистической системы Калининградского региона.
В содержательном плане Концепция базируется на следующих принципах.
Принцип инноваций
Рассмотрим поток реализации инновационного проекта. Весь поток можно разбить на этапы: идея (1) — бизнес-план (2) — экспертиза (3) — проектирование (4) — инвестирование (5) — реализация (6).
- Идея проекта — источник инновационного потока — формируется автором или коллективом.
- Бизнес-план — экономическое формулирование и обоснование идеи.
Катализатором идей может явиться некоторый административный орган, стимулирующий морально и материально потенциальных авторов. Формой привлечения могут быть конкурсы идей, проводимые на постоянной основе с максимальной открытостью.
Для оформления бизнес-плана необходимы определенные экономические знания и навыки. Далеко не каждая хорошая идея может быть реализована автором в бизнес-плане. Чтобы это произошло, целесообразно образование целенаправленной структуры по бизнес-проектированию наиболее удачных идей.
Принцип научности и технологичности
Развитие и структуризация экономических систем с учетом сложных принципов взаимодействия централизации и децентрализации происходящих в них явлений определяют потребность в научно-методологическом подходе к организации потоковых процессов как новой концепции управления экономическими системами. В качестве такой методологии целесообразно использовать системный подход, теорию исследования операций, логистику и теорию конфликтов.
Логистика — наука и практика эффективного управления материальными и сопутствующими им информационными и сервисными потоками. Общий методологический принцип логистики – системный подход, основанный на функциональном, корпоративном или территориальном выделении сферы деятельности, определении целевой функции деятельности, формировании или подборе функциональных элементов или действующих лиц и объединении их в логистическую систему.
Системный анализ обеспечивает рассмотрение объектов как комплексов взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, внутренними и внешними связями, наличием интеграционных свойств.
При формировании логистической системы предполагают соблюдение основных принципов системного подхода:
— последовательное продвижение по этапам создания системы от макро- до микроуровня;
— согласование информационных, надежностных и других характеристик проектируемых подсистем;
— отсутствие конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.
Сравнение классического и системного подходов показывает их концептуальное различие.
Классический подход предполагает переход от частного к общему (индукция), слияние компонентов, разрабатываемых отдельно. При этом характеристики компонентов могут быть плохо согласованными и возможны конфликты целей работы самих компонентов.
Системный подход предполагает движение от общего к частному по этапам:
— формулируются цели системы;
— определяются ограничения и требования к системе;
— формируются подсистемы, функционально ориентированные на совместное достижение цели;
— из подсистем, каждая из которых рассматривается как система более низкого уровня для реализующих ее элементов, синтезируется система.
Теория исследования операций позволяет находить оптимальные решения в случае большого количества вариантов совершения действий при наличии множества ограничений и условий. Например, выбор оптимального маршрута движения транспортного средства, доставляющего продукцию нескольким потребителям, в условиях ограничения его грузоподъемности, скорости движения, времени нахождения в пути, совместимости различных товаров и т.д. может осуществляться численными методами линейного программирования с использованием теории графов.
Теория конфликтов дает возможность связывать различные самостоятельные элементы в единую систему, подчинять их достижению единой цели. Каждый участник логистического процесса имеет четко определенные границы ответственности и свою локальную цель. Материальный поток, переходя от одного участника к другому, подчиняется целям работы каждого участника. Минимизация логистических издержек у одного участника может привести к резкому их увеличению у другого участника. Построение логистической системы требует согласования интересов всех участников и функциональных звеньев товародвижения, поиска компромиссов для достижения оптимальных параметров всей системы.
Принцип системного моделирования и вариативности
Моделирование основано на замене реального объекта управления некоторой упрощенной материальной, аналитической или имитационной моделью. Цель моделирования — исследование поведения процесса или системы при изменении значений параметров для выбора их наилучшего сочетания.
Материальные модели — макеты со схемами планировок и потоков — отражают геометрические или физические параметры системы. Пример материальной модели — макет склада, выполненный с соблюдением размерных масштабов, используемый для поиска; оптимальной компоновки складского оборудования, зон приемки, комплектации и отгрузки товаров, мест стоянки и маневрирования транспорта.
Аналитические модели — математическое описание объектов и связей между ними в виде уравнений, которые решаются относительно управляющих параметров. Для верификации модели результаты сопоставляются с практикой. Аналитические модели могут быть построены для сравнительно несложных объектов и незначительного числа взаимосвязанных параметров и позволяют производить качественную оценку управляющих мероприятий. Получить аналитическую модель всей логистической системы невозможно из-за неформализуемости реальных событий, носящих случайный характер, и огромного числа взаимных связей между ее элементами. Поэтому любая аналитическая модель носит частный характер и решает ограниченный круг задач.
Имитационные модели воспроизводят процесс функционирования системы во времени без учета реальных связей внутри нее и реализуются в виде функции выходных параметров от входных. Такой подход, называемый принципом «черного ящика», позволяет подобрать сочетание входных параметров по желаемым значениям выходных.
Для построения имитационной модели необходимо проанализировать результаты работы моделируемой системы за относительно большой период времени, сопоставляя их с внешними и внутренними факторами на каждом временном отрезке.
Принцип стратегического планирования
Процесс разработки стратегии называется стратегическим планированием. Стратегия — набор общих правил для принятия решений и мероприятий, которыми администрация руководствуется в своей деятельности по достижению цели.
Стратегическое планирование реализует активный поиск альтернативных вариантов, выбор лучшего из них, построение на этой основе стратегии развития логистической системы (ЛС) и формирование специального механизма ее реализации. Это адаптивный процесс, когда регулярно корректируется сформированные планы, пересматриваются системы мероприятий по их выполнению и критически оцениваются происходящие изменения.
Общие принципы стратегического планирования: приоритетность, заинтересованность, комплексность, эластичность, пропорциональность, альтернативность, преемственность, сбалансированность, эффективность, системность, иерархичность, обеспеченность, реальность, конкретизация, сочетаемость, формализуемость. Эффективными методами реализации стратегий являются методы программно-целевого управления, дерева целей и сетевого планирования.
Поскольку в дереве целей логически увязаны цели, цели-требования и направления деятельности, мероприятия, задачи и средства достижения целей, то дерево целей является, по сути, системообразующим конструктом, который является основой для формирования Концепции и всего комплекса работ, которые следует выполнить в этой связи. Использование сетевых моделей позволяет увязать в логической последовательности во времени и пространстве выполнение этого комплекса работ, а также, что особо важно, увязать цели и средства их достижения.
Принцип активизации процесса обучения и развития профессионализма специалистов, обеспечивающих развитие ТЛС
Для подготовки специалистов к формированию и реализации Концепции целесообразно использовать интерактивные технологии обучения (имитационные игры, деловые игры, проблемные лекции и семинары, конференции, дистанционное консультирование и т.д.).
Таким образом, принципы разработки Концепции, условия внутренние и внешние, требования к Концепции, ограничения, временные рамки задают пространственно-временной конфигуратор системы взглядов, основных направлений развития деятельности, а также комплекс методов, мероприятий и ресурсов. Использование рассматриваемого подхода к формированию Концепции позволяет повысить качество как организации выполнения работ, так и ее содержания.
Список литературы:
- Гаджинский А.М. Логистика: Учебник.- М.: ИВЦ Маркетинг, 2000.-228 с.
- Постановление Правительства Калининградской области от 28.04.2007. «О Концепции развития транспортного комплекса Калининградской области на период до 2020 года».
- Миротин Л.Б. Транспортная логистика: Учебник для вузов / под редакцией Л.Б. Миротина/, 2002.- 506 с.[schema type=»book» name=»МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ» description=»В работе сформулированы основные принципы и предложена принципиальная схе-ма разработки концепции развития транспортно-логистических систем, рассмотрены методологические основы и методические аспекты обоснования основных концептуаль-ных положений.» author=» Мойсеенко Сергей Сергеевич, Скрыпник Владимир Павлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]