Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

В региональном развитии мониторинг социально-экономических процессов играет важную роль. Он позволяет получать своевременную информацию о состоянии региональных объектов и экономической конъюнктуре, оценивать тенденции изменений в социально-экономической системе региона, проводить анализ влияния различных факторов на региональное развитие.

Под мониторингом большинством ученых понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа социально-экономической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований и оценки (диагностики) состояния тенденций развития и конкретных региональных проблем [3].

Главной целью регионального мониторинга является сбор и анализ информации для принятия обоснованных решений органами регионального управления. Наиболее важна роль мониторинга как инструмента обратной связи в системе территориального управления. На основе данных мониторинга руководство региона имеет возможность оценивать реализацию принятых в регионе стратегий и программ социально-экономического и инновационного развития, своевременно корректировать задачи и перераспределять ресурсы, использовать дополнительные меры стимулирования деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории региона.

Региональный мониторинг обладает следующими характерными чертами:

— длительный период использования;

— систематическое наблюдение;

— системный характер;

— применение разнообразных способов  сбора данных.

К основным принципам построения систем регионального мониторинга относятся:

— направленность мониторинга на реализацию национальной и региональной стратегии развития;

— многофункциональность мониторинга – наблюдение и контроль осуществляется по многим показателям с учетом их взаимосвязи и взаимозависимости;

— ориентация мониторинга на количественные оценки параметров;

— тщательный выбор контролируемых параметров для предотвращения и избыточных действий [2, с.58].

Перечисленные методологические положения должны быть приняты в качестве основы при создании системы мониторинга функционирования рынка инновационных технологий в регионе. Необходимость создания данной системы мониторинга определяется следующими причинами:

1) значением эффективного функционирования рынка инновационных технологий для технологического и инновационного развития экономики региона;

2) новизной и сложностью задачи формирования рынка инновационных технологий в регионе;

3) отсутствием практического опыта создания подобных рынков;

4) неотработанностью форм и механизмов государственной поддержки и стимулирования спроса и предложения инновационных технологий.

Главной целью создания системы мониторинга рынка инновационных технологий является контроль, анализ и оценка функционирования рынка, его влияния на технологическое развитие экономики региона, подготовка аналитической информации для принятия решений органами регионального управления.

К основным задачам мониторинга следует отнести получение, анализ и оценку информации по следующим направлениям функционирования рынка инновационных технологий:

— результативность рынка, его влияние на технологическое развитие экономики региона;

— состояние и развитие инновационной инфраструктуры рынка;

— уровень удовлетворения потребностей предприятий и организаций региона в услугах инновационной инфраструктуры рынка;

— спрос на инновационные технологии;

— влияние мер государственной поддержки на формирование спроса и использование инновационных технологий промышленными предприятиями региона;

— развитие научной деятельности в регионе по созданию инновационных технологий;

— влияние мер государственной поддержки на создание и коммерциализацию инновационных технологий;

— привлечение передовых производственных технологий из других регионов и стран;

— нормативно-правовое обеспечение функционирования рынка: его достаточность и эффективность.

Объектами мониторинга являются:

1) промышленные предприятия региона;

2) научные организации и высшие учебные заведения, расположенные на территории региона;

3) оператор рынка инновационных технологий (биржа инновационных технологий);

4) инновационная инфраструктура рынка по составляющим:

— технологическая;

— инжиниринговая;

— информационная;

— финансовая;

— консалтинговая;

— связи и взаимодействия;

— подготовки кадров.

5) деятельность органов государственной власти по государственной поддержке и стимулированию спроса и предложения инновационных технологий.

Структурно мониторинг включает следующие процессы:

— наблюдения;

— сбор данных;

— унификацию данных в единую информационную среду;

— накопление информации;

— упорядочение информации;

— анализ полученных данных с целью подготовки предложений для принятия решений органами регионального управления [1, с.3].

При мониторинге рынка инновационных технологий используются данные статистического наблюдения инновационной деятельности Федеральной службы государственной статистики РФ, запросы на получение информации от предприятий и организаций региона, законы, постановления, программы, информационные материалы органов государственной власти региона.

Среди оцениваемых показателей важное значение имеет оценка результативности рынка инновационных технологий. В качестве показателей оценки результативности рынка нами предлагаются следующие:

  1. Количество зарегистрированных агентов рынка:

— покупателей технологий;

— продавцов технологий.

  1. Число внесенных в реестр передовых производственных технологий, в том числе:

— созданных организациями региона;

— привлеченных из других регионов страны;

— зарубежных перспективных технологий.

  1. Число заключенных лицензионных договоров на передачу технологий.
  2. Число предприятий региона, внедривших передовые производственные технологии.
  3. Затраты на технологические инновации в регионе.
  4. Доля затрат на технологические инновации в объеме промышленного производства региона.
  5. Доля предприятий, использующих технологические инновации, в общем количестве промышленных предприятий региона.

Технологическая схема проведения мониторинга рынка инновационных технологий в регионе включает пять этапов (рисунок 1).

На первом этапе осуществляется сбор информации о функционировании рынка инновационных технологий. Информация собирается по направлениям:

— результативность рынка;

— состояние инновационной инфраструктуры рынка;

— влияние мер государственной поддержки на технологическое развитие промышленных предприятий региона и спрос и предложение инновационных технологий;

— нормативно-правовое обеспечение функционирования рынка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ

Рисунок 1. Технологическая схема мониторинга рынка

Сбор информации происходит путем изучения данных государственной статистики, направления анкет и контактов с руководством организаций – участников рынка.

На втором этапе полученная информация систематизируется. Проводится оценка динамики изменения рынка, сравнивается состояние рынка с плановыми и прогнозными данными, выявляются отклонения и недостатки в функционировании рынка.

На третьем этапе анализируются причины имеющихся отклонений, недостатков и проблем в функционировании рынка.

На основе данных анализа причин разрабатываются рекомендации по устранению недостатков, принятию дополнительных мер и  корректировке политики государственной поддержки технологического развития промышленных предприятий (четвертый этап).

На пятом этапе результаты мониторинга с рекомендациями представляются органам государственной власти региона для принятия решений.

Мониторинг функционирования рынка инновационных технологий должен проводиться на регулярной основе (предпочтительно ежегодно) для чего должна быть определена организация – монитор, выполняющая данную работу по заказу органа государственной власти региона, отвечающего за технологическое развитие (Агентство по технологическому развитию).

 

Список литературы:

  1. Регламент мониторинга организаций инфраструктуры инновационной деятельности и региональных инновационных систем. НИАЦ МИИРИС, 2006. – 12 с.
  2. Романкин И.М. Анализ систем мониторинга экономического развития региона / И.М. Романкин // Российский Академический журнал, –№ 2, том 24. – С. 57-61.
  3. Шишкин А.И. Сущность, задачи и принципы мониторинга [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 2.09.2015).[schema type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОНИТОРИНГА РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНЕ» description=»В статье рассматривается необходимость проведения мониторинга рынка инновационных технологий в регионах Российской Федерации. Выделены основные принципы построения систем регионального мониторинга, сформулированы цель создания системы мониторинга рынка инновационных технологий в регионе и основные задачи. Разработана технологическая схема проведения мониторинга рынка инновационных технологий в регионе.» author=»Беляков Роман Андреевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found