Образование — это одна из наиболее динамично растущих и важных сфер экономики. Спрос и предложение на образовательные услуги растут весьма существенно из года в год. В разных странах образование было и остается преимущественно объектом поддержки государственных структур, финансируется ими, однако потребность в маркетинге до сих проходит период становления. Поэтому маркетинговый подход к управлению деятельностью субъектов рынка встречается с особыми трудностями в сфере образования.
Маркетинг представляет особый интерес для системы отечественного образования потому, что она проходит структурную трансформацию в соответствии с новым качеством спроса на специалистов, бакалавров и магистров.
В сфере образования маркетинг рассматривается весьма перспективным и многогранным. Особый интерес вызывает тот факт, что маркетинг можно изучать на примере деятельности самого образовательного учреждения и применить для повышения конкурентоспособности, формирования деловой репутации, что приведет к созданию благоприятного имиджа самого образовательного учреждения. В результате регулярного, систематического маркетингового воздействия в вузе может оказаться незаменимым инструментом его развития.
Применение маркетинга образовательными учреждениями предполагает подготовку организаторских и научно-педагогических кадров сферы образования, способных мыслить и действовать в категориях и на принципах маркетинга, использовать присущие ему инструменты и приемы применительно к особенностям образовательных услуг, процессов и результатов их оказания. Только тогда маркетинг сможет стать не только гарантией развития самого образовательного учреждения на волне спроса, но и средством развития спроса на образование [1].
Существует мнение, что маркетинг применим лишь в деятельности крупных корпораций, которые выступают лидерами рынка, а также он необходим лишь коммерческим организациям, ориентированным на получение прибыли. Применительно к маркетингу образовательных учреждений в сфере высшей школы крупные лидеры возможны — это Федеральные университеты, крупные учебные институты (чаще всего — Москвы и Санкт-Петербурга). Действительно, многим образовательным учреждениям проведение крупных масштабных мероприятия в области маркетинга и рекламы осуществить сложно в силу финансовой ограниченности. Однако это не означает, что маркетинг для них полностью исключен. Здесь очень важна поддержка и инициатива маркетинговых усилий, возможность объединения сил и средств в этом направлении. Образовательным учреждениям любого размера, как и потребителям ОУ, маркетинг крайне необходим, т.к. в условиях рынка ошибка в прогнозе спроса, в выборе предложенных ОУ может обернуться тяжелыми последствиями.
Касаемо коммерческих выгод – данное предположение имеет место быть только в тех образовательных учреждениях, которые осуществляют платные ОУ или занимающиеся побочным бизнесом. Следует также отметить большую популярность некоммерческого маркетинга, чье функциональное содержание не менее богато, чем коммерческого. Более того, некоммерческий успех у потребителя, который может быть достигнут только с использованием потенциала маркетинга, впрямую ведет и к благоприятному имиджу образовательного учреждения в целом, и как следствие к росту государственной поддержки.
Выделим ряд задач в области маркетинга вузов:
- консультации по вопросам организации маркетинга в собственном образовательном учреждении. Выбор оптимального подхода и разработка организационно-управленческой структуры;
- количественные и качественные маркетинговые исследования;
- обзоры рынков, рейтингов, готовых маркетинговых отчетов по ассортиментной, ценовой, потребительской ситуации на рынке;
- разработка маркетинговых мероприятий по формированию и продвижению бренда образовательного учреждения и формирование интереса к нему у потенциальной аудитории;
- разработка рекламных стратегий, фирменного стиля, рекламного стиля и проведение рекламных кампаний;
- планирование бюджета маркетинга образовательного учреждения [2].
Благоприятный имидж вуза приводит как к привлечению потребителей образовательной услуги, так и демонстрации социально-значимых ценностей, которыми руководствуется вуз и открытости образовательного учреждения. Выделим важнейшие составные элементы имиджа вуза, воспринимаемые разными группами общественности:
1) имидж образовательной услуги – характеризует качество предоставляемых образовательных услуг;
2) имидж системы управления и финансов — характеризует эффективность управления вузом, а также распределения бюджетных и внебюджетных средств;
3) социальный (общественный) имидж – отражает уровень социальной значимости и активности вуза для общества в целом, собственных сотрудников, обучающихся и других заинтересованных сторон;
4) имидж руководителя и преподавательского состава – характеризуется уровнем профессионализма, уважения и признания, авторитета и пр.
Следовательно, имидж образовательного учреждения выступает не только как инструмент развития, но и как объект управления, требующий планомерной работы с ориентацией на целевые группы общественности.
Эффективный имидж способствует повышению конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг. Благодаря созданному благоприятному имиджу повышается заинтересованность абитуриентов, преподавательского состава. Имидж должен быть целенаправленным, соответствовать и даже превышать ожидания потребителей образовательных услуг. При формировании благоприятного имиджа, необходимо наметить четкий план и направление работы, т.е. конкретизировать какой тип имиджа разрабатывать.
В современном обществе проблемы общественного мнения, деловой репутации конкретных высших учебных заведений в средствах массовой информации и на уровне межличностного общения, а также сложности их формирования и управления очень актуальны. Формирование положительного имиджа вуза и его поддержание оказывает влияет не только на усиление конкурентоспособности и его перспективности, но и в целом позволяет свидетельствовать об уровне развития образования в регионе и стране, что в значительной мере сказывается на имидже российского образования.
Список литературы:
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг// [Эл.ресурс] https://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/mou/1.htm
- Уставицкая М.Ф. Формирование конкурентных преимуществ вузов России на основе маркетинговой концепции бенчмаркинга [Текст] / М.Ф. Уставицкая //Вестник «РГЭУ(РИНХ)». — — №3 (32) — С.213.[schema type=»book» name=»МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ» author=»Афанасьева Мария Федоровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]