Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

К ВОПРОСУ О ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИСТИКЕ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . К ВОПРОСУ О ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИСТИКЕ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Современное состояние городов, их стремительное развитие ставит перед государственными органами и органами местного самоуправления задачу экономного расходования всех ресурсов, в том числе территориальных. С этим связано появление многофункциональных комплексов, строительство высотных жилых и общественных зданий, где используется подземное пространство как резерв дополнительной полезной площади [1]. В  настоящее время вопросы использования подземного пространства относятся к ведению подземной урбанистики. Подземная урбанистика – это область архитектуры и градостроительства, связанная с комплексным использованием подземного пространства городов и других населённых пунктов, отвечающим требованиям градостроительной эстетики, социальной гигиены, а также технико-экономической целесообразности [2].  Среди главных целей развития подземной урбанистики можно выделить: обеспечение оптимальных условий труда, быта, отдыха населения, а также увеличение площади открытых озеленённых пространств на поверхности, формирование здоровой, удобной и эстетически привлекательной окружающей среды.

Несмотря на то, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не выделяет в качестве отдельного вопроса местного значения эффективное использование городского подземного пространства, по нашему мнению, данное направление деятельности является не менее важным для органов местного самоуправления городских округов, чем иные вопросы, относящиеся к жизнеобеспечению населения.

Освоение подземного пространства городов позволяет решить не только  проблему территориального размещения необходимых для решения вопросов местного значения объектов, но и получить еще ряд сопутствующих преимуществ. К таким преимуществам стоит отнести следующие:

возможность размещения подземных структур практически повсеместно

с минимальным воздействием на природный ландшафт и окружающую среду и сохранением сложившейся городской застройки;

сбережение энергоресурсов при эксплуатации данных сооружений;

  повышенную виброустойчивость и акустическую изоляцию подземных объектов;

  надежную защиту подземных объектов от прямого воздействия климатических факторов;

  улучшение экологической обстановки городов за счет использования подземного транспорта.

Мы также отмечаем, что использование подземного пространства сдерживает территориальное расширение города, что позволяет упорядочить его инженерные системы, а также существенно повысить их эксплуатационную надежность.

Однако, наряду с преимуществами можно отметить экономические и технологические недостатки использования подземных сооружений, в частности:

 более высокую стоимость строительства по сравнению с наземными сооружениями;

использование при строительстве рабочего персонала высокой квалификации;

обеспечение в подземных сооружениях постоянного искусственного освещения и непрерывной вентиляции, зрительной и звуковой информации.

Следует обратить внимание на то, что уровень использования подземного пространства для каждого города индивидуален, так как необходимо учитывать сложившуюся историческую застройку, транспортную инфраструктуру, а также природно-климатические особенности региона. Планомерное использование подземного пространства, строительство различных видов и типов подземных сооружений возможно только во взаимосвязи с поверхностной планировкой и застройкой и учётом последующих этапов развития города.  По нашему мнению, достижение указанных целей требует разработки специальных разделов в генеральном плане города и в проектах детальной планировки и застройки.

Применительно к Российской Федерации, вопросы подземной застройки в настоящее время актуальны для мегаполисов и крупнейших городов с численностью населения свыше 1 млн. человек.

Проведенный анализ Генеральных планов крупнейших городов Российской Федерации: Волгограда, Казани, Новосибирска, Омска, Перми, Челябинска [3] позволяет сделать вывод, что освоение подземного пространства пока не является первоочередной задачей органов местного самоуправления, отсутствует комплексный подход к его освоению, упоминаются лишь отдельные элементы, такие как подземные парковки, паркинги, гаражи,  автостоянки, переходы.

  Следует отметить, что несколько иной подход к освоению подземного пространства  наблюдается в Екатеринбурге.

Среди отличительных черт освоения подземного пространства, имеющихся в Генеральном плане Екатеринбурга,  можно выделить:

  1. наличие отдельного раздела, посвященного освоению подземного пространства;
  2. комплексный подход при осуществлении застройки жилых и административных районов, санитарно-защитных зон и промышленных территорий с устройством подземной части в виде платформ-стилобатов (что позволит создать в жилых районах до 1 — 2 м2 социальной инфраструктуры на 1 м2 жилой площади) при строительстве запланированных ветвей метрополитена;
  3. строительство подземных сооружений инженерной инфраструктуры: подземных проходных многофункциональных коммуникационных общегородских коллекторов и внутриквартальных тоннелей;
  4. освоение подземного пространства горных выработок;
  5. установление объемов и сроков освоения подземного пространства

(к 2025 году планируется расширение территорий подземной инфраструктуры до 10млн. м2);

  1. создание единой системы многофункциональных подземных пространств, органически связанных с архитектурно-планировочной и транспортно-пешеходной инфраструктурой города;
  2. расчет градостроительной эффективности подземного пространства, предполагающий, в частности, снижение себестоимости 1 м2 жилищного фонда на 10-25 % в зависимости от рельефа местности и плотности застройки, дополнительный прирост жилищного фонда на 10-40 %, сокращение объема земляных работ на 20-80 %[4].

  Считаем, что современная политическая и экономическая ситуация требует нового взгляда на подземную урбанистику: подземное пространство крупнейших городов Российской Федерации следует рассматривать как неотъемлемую часть развиваемой территории, поощрять успешный опыт органов местного самоуправления в данном направлении.

Для привлечения инвестиций с целью более эффективного использования подземного пространства крупнейших городов на федеральном уровне необходимо создать механизм оценки социально-экономической эффективности его освоения.

 В настоящее время одним из показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов, используемых для экспертной оценки в соответствии Методикой мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317 является наличие утвержденного генерального плана городского округа [5]. При этом никаких требований к содержанию генерального плана городского округа на федеральном уровне не предъявляется, важно само  наличие  утвержденного  документа.

Поскольку субъект Российской Федерации наделен полномочиями по выделению из своего бюджета грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижений наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, возможно стимулировать деятельность органов местного самоуправления   по освоению подземного пространства выделением грантов.

Предлагаем расширить Перечень рекомендуемых показателей, используемых для определения размера грантов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1317, включив в качестве дополнительного показателя общую площадь использования подземного пространства муниципального образования «городской округ» в среднем на 1 жителя  (кв. м.).

 

Список литературы:

  1. Голубев Г.Е. Подземная урбанистика и город/ Г.Е.Голубев.- М.:МИКХиС, 2010. – 124с.
  2. Подземная урбанистика. [Электронный ресурс]. — режим доступа: https://dic.academic.ru/
  3. Об утверждении Генерального плана Волгограда: Решение Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 № 47/1112 [Электронный ресурс].–Режим доступа:

https://www.volgadmin.ru/ru/MPGrad/VolgogradGeneralPlan/GenPlan.aspx

О Генеральном плане муниципального образования города Казани:   Решение Казанской городской Думы от 28.12.2007 № 23-26 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kzn.ru/old/static_page/genplan

  О Генеральном плане города Новосибирска: Решение Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 № 824 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://novo-sibirsk.ru/articles/city_adm/departments/dsia/genplan/

  Об утверждении Генерального плана муниципального образования        городской округ город Омск Омской области: Решение Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.admomsk.ru/web/guest/city/urban-planning/masterplan

  Об утверждении Генерального плана города Перми: Решение Пермской городской Думы от 17.12.2010 № 205 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.permgenplan.ru/content/view/12/16/

  Об утверждении Генерального плана города Челябинска: Решение Челябинской городской Думы от 30.12.2003 № 32/3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.arch74.ru/documents/cityplan/

  1. Об утверждении Генерального плана развития городского округа-муниципального образования «город Екатеринбург» на период до 2025 года: Решение Екатеринбургской городской Думы от 06.07.2004 № 60/1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ekburg.ru/construction/gen-plan/
  2. О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и районов»  и подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской  Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»: Постановление Правительства Российской Федерации  от 17.12.2012 № 1317[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70186210/[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИСТИКЕ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ » author=»Мухранов Руслан Николаевич, Зверева Светлана Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found