Понятие «контроллинг» в своем современном значении первоначально стало использоваться в США с конца XIX века. Кроме того, проблема теоретической основы контроллинга была поднята в немецкоязычной научной литературе. Однако в России термином контроллинг начали оперировать лишь с начала 1990-ых годов. Часть специалистов называют контроллинг системой управления, другие считают его совокупностью методов и инструментов в менеджменте, есть и такие, кто подразумевает под ним образец и способ мышления руководителей. Взгляды отечественных и зарубежных авторов значительно отличаются. Поскольку каждая трактовка имеет научное обоснование и присутствует в сфере экономических и управленческих отношений, резюмируя все вышеприведенные взгляды и рассуждения, представляется целесообразным выделение в определении контроллинга нескольких составляющих, что объясняется комплексностью, емкостью и многогранностью данного понятия [4,c.3].
Исходя из кратко представленной истории контроллинга можно сделать вывод о том, что он на данный момент времени эволюционирует в мегасистему, и с каждым временным интервалом охватывает все более широкие сферы управления начиная от учета затрат и заканчивая принятием управленческих решений в результате выполнения стратегических и оперативных действий предприятия.
В настоящее время как зарубежные, так и отечественные специалисты прилагают немало усилий на дальнейшее развитие и совершенствование системы контроллинга. Данная система, являясь многогранной, играет далеко не последнюю роль в обеспечении бесперебойного и продолжительного функционирования промышленного предприятия. Основным звеном является сопоставление как плановых, так и фактических значений контролируемых значений различного рода показателей. Чем больше развивается система управления на промышленном предприятии, тем дальше уходят на задний план контроль предприятия; используемые методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяя современным требованиям становятся устаревшими, так как они не могут дать удовлетворительные ответы на поставленные вопросы руководителей.
Контроллинг является востребованным со стороны управленцев и собственников, чья ориентация нацелена на долгосрочный успех предприятия, так как он способен оказывать наряду с информационной еще и аналитическую поддержку управления в современных условиях экономической среды. Кроме этого проявленный интерес к контроллингу можно также обосновать и своевременным выявлением слабых сторон предприятия и разработкой мероприятий по адаптации персонала и компании в целом к различному роду изменений и тем самым предостеречь ее от возникающих, негативных последствий.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что высшая цель контроллинга является производной от цели предприятия и заключается в оптимизации его финансового результата [3, c.21]. Однако в настоящее время направленность интересов системы контроллинга смещается в сторону регулирования динамических бизнес-систем и бизнес-процессов. В условиях усложняющихся информационных потоков в современных предприятиях постановка данной системы становится необходимым условием их динамичного роста и устойчивого развития бизнеса, достижения текущей эффективности и стратегической конкурентоспособности [1, c.303-313].
Контроллинг притягивает к себе внимание своей основной, целевой задачей, заключающейся в управлении производственными издержками и как следствие разработка программ по их снижению. К наиболее значимым задачам производственного контроллинга можно отнести формирование условий для эффективного производственного процесса, за счет оптимизации производственных издержек, а также наряду с этим предоставление информации другим структурным подразделениям предприятия по таким показателям как: загрузка мощностей, выполнение производственной программы, производственные издержки в расчете на единицу продукции. Такой показатель как рентабельность производства будет являться основным для оценки производства. Данный вид контроллинга должен охватывать различные направления, целью конторых является сокращение суммарных издержек, вызванных несовершенством производственного процесса.
К задачам КП может относиться информационная поддержка процессов, направленных на сокращение объема бракованной продукции. Контроллеры многих ведущих компаний мира принимают активное участие в реализации систем качества. В задачи КП, кроме того, входит расчет затрат, связанных с прерыванием производственного процесса из-за поломок оборудования. При этом учитывается рост постоянных издержек в расчете на единицу продукции из-за прерывания процесса. Контроллинг должен оценивать различные стратегии, направленные на снижение суммарных издержек от прерывания производственного процесса: совершенствование системы планово-предупредительного ремонта, создание резерва мощностей и запасов по производственным переделам [2, п.п. 3.4].
К перечисленным задачам стоит также отнести и управление рентабельностью капитала, задействованного в производственном процессе. Руководствуясь этой целью контроллеры должны следить, чтобы приобретаемое оборудование было по возможности максимально гибким, что в свою очередь при изменении объемов производства поможет увеличить нагрузку и тем самым снизить постоянные издержки на единицу продукции. У предприятий, имеющие у себя на балансе дорогостоящие основные средства контроллинг производства будет заниматься по большей части постоянными затратами. При всем этом будет находится под контролем показатель соотношения суммы постоянных затрат к общей сумме затрат.
Корнтроллер производства, выполняя свои должностные обязанности, должен включать в отчеты не только отклонения по факторам, но и предоставить краткие комментарии к ним. А также при обнаружении нежелательных отклонений по контроллируемым факторам он должен разработать и предоставить мероприятия по их корректировки либо устранению. Основным инструментом контроллинга производства, которым должен руководствоваться контроллер — анализ отклонений. В данном анализе происходит сопоставление фактических значений по издержкам с плановыми. Данные такого анализа позволяют обнаружить неэффективные области когда например происходит превышение фактической трудоемкости над плановой, возникает перерасход материалов, сокращение фондоотдачи; также в результате данного вида анализа можно обнаружить неиспользованные возможности предприятия в случае обнаружения положительных отклонений, что позволит произвести коррекцию при составлении планов на следующий временной интервал. Основной задачей такого вида анализа является обнаружение причин и факторов, вызвавших отклонения, что позволяет держать отклонения такого рода под контролем и своевременно находить пути снижения внутрипроизводственных издержек.
Вследствие того, что руководству необходимо лично иметь представление о контроллинге, постоянно возрастает потребность в дальнейшем развитии теоретических и практических аспектов контроллинга. Особое внимание со стороны руководителей к контроллингу производства вызвано тем, что он прекрасно может надежно направлять производственную деятельность предприятий в рыночных условиях в нужное «русло» по сравнению с действующими системами планирования и учета. Контроллинг производства — это искусство повышения эффективности процесса «затраты — результат».
Список литературы:
- Бердников В. В. Контроллинг бизнес-систем: проблемы, модели, развитие и опыт//Аудит и финансовый анализ. – 2012. №3. – С. 304 – 313.
- Карминский А. М., Фалько С. Г., Жевага А. А., Иванова Н. Ю. Контроллинг. 2006. Интерне ресурс. Режим доступа: https://finlib.ru
- Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование/Horvath & Partnwrs; Пер с нем. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 269 c.
- Кот А. Д., Акаев К. Б., Сидоренко Е. В. Сущность контроллинга и особенности его развития на предприятиях. Интернет – журнал «Науковедение» №1 (20)/2014 Интернет ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru.[schema type=»book» name=»КОНТРОЛЛИНГ ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА ПРЕДПРИЯТИИ» author=»Морякова Анастасия Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]