Стратегическое развитие авиакомпании можно рассматривать в четырех взаимосвязанных направлениях:
— производство (показывает, за счет каких материальных ресурсов и нематериальных ресурсов (знаний, умений, опыта, технологий и др.) можно реализовать конкурентное преимущество компании на рынке авиаперевозок);
— взаимоотношения с клиентами (показывает, чем можно заинтересовать клиентов, чтобы привлечь их и добиться требуемых финансовых результатов);
— институциональная структура (показывает возможности разных форм экономии путем упорядочения рыночного поведения отдельных компаний на основе заключения долгосрочных контрактов, регулирующих совместную деятельность);
— финансы (показывает, насколько интересно акционерам вкладывать деньги в предприятие).
В соответствии с этими направлениями можно выделить пять составляющих эффективности деятельности авиакомпании на рынке авиаперевозок:
1) степень минимизации стоимости затрат;
2) степень достижения поставленных целей и задач;
3)степень минимизации транзакционных издержек;
4)степень максимизации стоимости участвующих сторон;
5) соотношение между затратами и доходом от данного вида деятельности.
В соответствии с вышеуказанными составляющими эффективности деятельности авиаперевозок, авиакомпании необходимо определить пути ее повышения.
Применительно к организации грузовых перевозок, данный способ повышения эффективности нашел свое отражение в концепции интегрированных систем цепей поставок.
Авиакомпании необходимо участвовать в управлении сетью всех компаний, расположенных выше по потоку и загружающих входную сторону организации, а также сетью компаний, расположенных ниже по потоку и отвечающих за доставку соответствующего продукта потребителю и его послепродажное обслуживание.
В полной мере указанная методика реализуется через создание транспортно-экспедиционной компании на базе авиакомпании. Основой создания подобного центра является интеграция набора услуг, которая выделяется во всех пяти подходах как основной путь повышения эффективности на всех пяти уровнях через воздействие на внутренний фактор эффективности грузовых авиаперевозок — качество управления.
Высокие транзакционные издержки компании заставляют использовать методы интеграции в случае существования асимметричной информации о качестве поставляемых логистических и транспортных услуг.
Стимулы для интеграции чрезвычайно многообразны: с одной стороны, они могут быть вызваны особенностями рыночного спроса на транспортные услуги и характеристиками производимой транспортной услуги, а с другой свойствами транспортной технологии.
Среди эффектов интеграции для транспортной компании важны следующие:
снижение транзакционных издержек;
снятие проблемы асимметричности информации;
вывод из-под налогообложения части прибыли;
использование системы ценовой дискриминации;
увеличение объема продаж и прибыли;
снижение общего риск за счет диверсификация производства;
снижение власти монополий;
использование возможностей интегрированной логистической сети;
создание барьеров для входа в отрасль новых компаний;
рост капитальной стоимости ресурсов компании;
повышение качества управления;
повышение показателей экономической эффективности компании.
Мотивом к интеграции может служить также стремление компании к увеличению прибыли за счет решения проблемы двойной надбавки, которая возникает тогда, когда и рынок транспортных услуг, и рынок конечной продукции являются рынками несовершенной конкуренции. Объединение компаний-несовершенных конкурентов в вертикально интегрированную компанию ведет к снижению затрат производителя конечной продукции на логистические услуги, к росту объема рыночных продаж и уменьшению цены конечной продукции. В случае вертикально интегрированной компании объем прибыли оказывается выше, чем суммарная прибыль производителей конечной и промежуточной продукции при отсутствии вертикальной интеграции. На рынке совершенной конкуренции у компании нет стимулов к вертикальным отношениям.
Объединение компаний в интегрированную логистическую сеть может быть вызвано их стремлением уменьшить давление государственного регулирования, например, сократить объем налоговых отчислений. Интеграция позволяет манипулировать объемом полученной прибыли, путем перераспределения ее между подразделениями компании. В рамках вертикально интегрированных компаний сумма уплаченных косвенных налогов (например, налога на добавленную стоимость) будет ниже, чем сумма, которая была бы уплачена самостоятельными компаниями.
Эффективность системы ценовой дискриминации – еще один мотив для интеграции. Назначая разные цены для разных покупателей, поставщики транспортных услуг получают возможность расширять объемы оказываемых услуг и повышать прибыль.
Одним из основных мотивов интеграции может стать диверсификация производства. В авиакомпании диверсификация позволяет повысить коэффициент использования коммерческой загрузки и увеличить получаемую прибыль, помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно работникам данной компании, поставщикам и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг).
Интеграция дает возможность уменьшить потери от монопольной власти. Кооперация производителей продукции с транспортными предприятиями в одну логистическую сеть позволяет снизить монопольную власть транспортных и логистических компаний.
В области логистики компании крайне сосредоточены на экономии от масштаба, означающей то, что благодаря размеру может быть задействован крупный потенциал для синергии. Экономия на издержках, обусловленная масштабами достигается тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства продукции. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Основной принцип экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т. д.. Иными словами, увеличение объема производства позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Однако надо помнить, что существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что приведет к падению рентабельности.
Необходимо отметить, что экономия на масштабах производства не действует применительно к стоимости товарно-материальных запасов. Если запасы интегрированных компаний одинаковы, то при абсолютно идентичном ассортименте продукции запасы можно уменьшить до 30 %. Применительно к транспортным расходам экономия от масштаба также крайне незначительна. Удвоение объема перевозок при распределении мелких партий груза из сборных или полных контейнерных отправок сокращает транспортные расходы примерно на 5 %. Если интегрированные компании доставляют товар одним и тем же клиентам, то появляется возможность перевозить более крупные партии в расчете на клиента. В складских операциях экономии от масштаба нет. Исключением является рост объемов производства при абсолютно постоянных ассортименте продукции и численности клиентов. В этом случае удвоение объема производства может снизить расходы на 15 %.
Интеграция может оказаться целесообразной, если две или несколько компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их интеграция может оказаться эффективной. Эти компании после объединения будут стоить дороже, чем до слияния, так как каждая приобретет то, что ей не хватало, причем получит эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы их пришлось создавать самостоятельно.
Порой при интеграции, прежде всего горизонтального типа, решающую роль играет (гласно или негласно) стремление компании достичь монопольного положения или усилить его. Интеграция в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию.
Интеграция компаний может ставить своей целью достижение дифференцированной эффективности (если, например, управление активами одной из компаний было неэффективным, после интеграции активы корпорации станут более эффективно управляемыми).
Методика узлового развития транспорта предполагает, что взаимодействие и интеграция различных видов транспорта, в том числе транспортных средств и перегрузочной техники происходят, как правило, в транспортных узлах. С позиции модели узлового развития транспорта необходимость интеграции компаний транспортной отрасли обосновывается ее особенностями с точки зрения оптимизации и минимизации затрат транспортных компаний при перевозке на основе географических и иных особенностей региона, а также повышения качества обслуживания, сокращения стоимости перевозки и сокращения времени груза в пути для потребителей транспортных услуг. Данная методика базируется на двух основных вопросах: взаимодействие транспорта и формы развития городов, а также практического значения сити-портов и аэропортов, как узлов взаимодействия нескольких видов транспорта.
Транспортный узел как важнейший элемент интеграции транспортной системы — это пункт консолидации двух или более видов транспорта, технологическое взаимодействие которых обеспечивается соответствующим комплексом устройств и средств.
Список литературы:
- Глушков А.С. Проблемы управления и диверсификации структуры национальной экономики на основе интеграционных процессов: Монография. — Москва : Московский гос. вечерний металлургический ин-т, 2010. — 195 с.
- Грушенко В.И.Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации: монография. – М.: Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г. – 250 с.
- Ильин М.С. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России / Ильин М., Тихонов А. — М. : Альпина паблишер, 2002. — 286 с.
- Иноземцев В. Цели и структура корпорации как основа ее конкурентоспособности // Пробл. теории и практики управления, 2001; №3.- С. 63 – 68.
- КостроминаЕ.В. Экономика авиакомпании в условиях рынка: Учебное пособие -М.: НОУ ВКШ «Авиа-бизнес», 2005. — 344с.[schema type=»book» name=» ИНТЕГРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИИ» description=»В авиакомпании диверсификация, как один из основных мотивов интеграции, позволяет повысить коэффициент использования коммерческой загрузки и увеличить получаемую прибыль, помогает стабилизировать поток доходов, что выгодно работникам данной компании, поставщикам и потребителям (через расширение ассортимента товаров и услуг). Кооперация производителей продукции с транспортными предприятиями в одну логистическую сеть позволяет снизить монопольную власть транспортных и логистических компаний. С позиции модели узлового развития транспорта необходимость интеграции компаний транспортной отрасли обосновывается ее особенностями с точки зрения оптимизации и минимизации затрат транспортных компаний при перевозке на основе географических и иных особенностей региона, а также повышения качества обслуживания, сокращения стоимости перевозки и сокращения времени груза в пути для потребителей транспортных услуг.» author=»Гязова Марина Мухарбиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]