Особенности современного этапа развития промышленности России, обусловленные как внутренними вызовами, так и рядом геополитических факторов, формируют новые детерминанты стратегических ориентиров роста реального сектора отечественной экономики, в том числе, базирующиеся на активном использовании институтов и инструментов информационно-коммуникационной среды. По мнению многочисленных исследователей [1, 2, 3, 4] инструменты информационной экономики способны в значительной мере ослабить существующие ограничения роста инновационной активности промышленных предприятий, а также активизировать процессы модернизации экономики регионов в условиях значительной асимметрии их социально-экономического потенциала и отставания в технологическом развитии от ведущих зарубежных стран.
Рассматриваемая в данной статье проблема имеет высокую актуальность, поскольку на протяжении последних лет в России наблюдается тенденция к снижению показателей промышленного развития. Так, по оценкам специалистов, производства, соответствующие новому технологическому укладу, занимают в структуре отечественной промышленности не более 6-8%, а уровень инновационной активности предприятий промышленной сферы в целом не превышает 10%. Отчасти такая ситуация определяется недостаточным соответствием существующей системы механизмов и институтов развития промышленных структур новым условиям и особенностям информационной экономики.
В этой связи закономерно возникает серия исследовательских вопросов теоретико-методологического и практического характера, связанных с выявлением ключевых детерминант развития реального сектора российской промышленности, в числе которых следующие:
- в какой степени признаки информационной экономики проявляются в России,
- как сказываются данные признаки на деятельность промышленных предприятий и, в частности, ее реального сектора,
- какие инструменты и институты информационной экономики способны оказать наибольшее положительное воздействие на развитие модернизационных преобразований в реальном секторе отечественной промышленности,
- возможно ли сочетание уже существующих и новых инструментов и механизмов в условиях российской действительности.
Отвечая на данные вопросы, отметим следующее.
Проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности и хозяйственной деятельности радикально трансформировало факторы и условия промышленного развития, в том числе в российской экономике. Как отмечает Т. Стоуньер, именно информация, а не земля, труд или капитал становится сегодня лимитирующим фактором экономического роста [6]. Информация является способом создания общественного богатства, причем проблема эффективности ее использования в большей степени связана с новыми формами организации деятельности в новых технологических условиях, а не с инструментами, ее обеспечивающими.
Анализируя уровень проявления информационной экономики в России, прежде всего, отметим, что еще рано говорить о глобальных изменениях в деятельности промышленных предприятий, обусловленных внедрением современных информационных технологий и систем. Так, в соответствии с данными Росстата за 2014 год, несмотря на то, что 94% организаций используют в своей деятельности информационные технологий, веб-сайт имеют только 41,3%, оснащенность компьютерами рабочих мест составляет 26%, система электронного документооборота применяется в 61% организаций [5].
В то же время, в макроэкономических масштабах можно выделить следующие основные тенденции развития российских промышленных предприятий, обусловленные императивами информационной экономики:
- развитие на основе современных телекоммуникационных технологий взаимодействий интегрированных компаний,
- развитие электронного бизнеса,
- формирование новых моделей взаимодействий между экономическими агентами: виртуальные проектные группы, виртуальные консорциумы, стратегические альянсы,
- развитие новых инструментов и технологий управления промышленными предприятиями.
В целом, можно сказать, что влияние информационных технологий на развитие российской экономики осуществляется в следующих направлениях:
- реорганизация бизнес-процессов и формирование новых бизнес-структур на современной информационно-коммуникационной платформе,
- развитие взаимодействий B2B (бизнес-бизнес), B2G (бизнес-государство), и В2С (бизнес-население),
- значительные изменения в структуре спроса на промышленную продукцию (особенно ИТ-продукцию), формирование новой модели потребительского поведения,
- повышение рисков информационной безопасности промышленных предприятий, связанных с появлением новых видов угроз, несанкционированным доступом к информации и активам компании.
При этом следует отметить, что наибольшее распространение информационные технологии нашли в финансово-кредитной сфере, а также в деятельности органов государственного управления.
Следует также подчеркнуть, что в условиях информационной экономики изменяется (причем в отдельных случаях значительно) структура издержек предприятия. С одной стороны, появляются дополнительные возможности реструктуризации затрат на основе использования современных ИКТ, с другой, — возникают новые виды транзакционных издержек, связанных с управлением информационными потоками.
Рассматривая механизмы и инструменты информационной экономики, которые могут быть использованы для повышения эффективности деятельности промышленных предприятий, особо выделим следующие:
- информационные технологии, нацеленные на поддержание сетевых взаимодействий и формирование единого информационного пространства корпоративных структур,
- интернет-технологии, позволяющие осуществлять активные коммуникации с бизнес-средой и с потребителями, проводить маркетинговые исследования,
- инструменты и механизмы электронной коммерции, включая электронные торговые площадки, электронные платежные системы и прочее.
Наконец, говоря о возможности и условиях применения современных информационных технологий в практике деятельности отечественных промышленных предприятий, можно сказать о наличии тенденции быстрого роста использования ИКТ по самым различным направлениям производственно-хозяйственной деятельности. Это связано с развитием высокоскоростных технологий связи и доступа к Интернету. В частности, электронная коммерция растет на 25-30% в год.
Дальнейшее развитие использования современных информационных технологий сдерживается неразвитостью институциональной платформы взаимодействия. Однако благодаря созданию Министерства связи и массовых коммуникаций и соответствующих структур на региональном уровне в субъектах РФ, принятие доктрины информационной безопасности РФ, разработку государственных целевых программ «Электронная Россия» и «Информационное общество», принятию ряда законов, стратегий и программ на федеральном и региональном уровнях, включая Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», инструменты и механизмы информационной экономики, обеспечивается снижение фрагментарности во внедрении и использовании информационных технологий и систем на различных уровнях управления развитием отечественной промышленности.
Для активизации процессов внедрения инструментов и механизмов информационной экономики в развитие реального сектора промышленности России необходимо усиление информационной компоненты в бизнес-инкубаторах, создание виртуальных инкубаторов для поддержки малых инновационных предприятий, расширение системы электронных коммуникаций субъектов инновационной инфраструктуры с промышленными предприятиями – потенциальными инноваторами, создание электронных баз данных предприятий для формирования партнерств, кластеров и сетей в инновационном сегменте промышленности, создание и использование систем поддержки принятия решений для повышения эффективности управления промышленными структурами [7]. Кроме того, нельзя не отметить роль «Электронного правительства» в решении вопросов промышленной интеграции промышленных предприятий и других участников процессов инноватизации и модернизации российской промышленности.
Таким образом, модернизационного развитие реального сектора российской промышленности обусловливает необходимость активного использования современных информационно-коммуникационных технологий. Решение данной задачи связано с соответствующими возможностями информационной экономики, а также с развитием институционального базиса информационных взаимодействий.
Список литературы:
- Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
- Мелюхин И.С. Информационное общество и баланс интересов государства и личности // Информационное общество. 1997. № 4–6. – С.3–26.
- Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Теория и прикладной инструментарий несырьевого развития России. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014.
- Никитенкова М. А. Инновационная экономика в России: условия и возможности перехода // Россия и Америка в XXI веке. 2011. № 2. – С. 43-45.
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014. Стат. сб. / Росстат. М. 2014. – 924 с.
- Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе; под. ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1986. – С. 392–409.
- Чернова О.А. Содержание инновационных процессов в контексте регионального развития // Вестник Томского государственного университета. 2008. №316. – С. 155-160.[schema type=»book» name=»ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ» description=»Цель работы состоит в раскрытии детерминант развития реального сектора экономики России в условиях современных тенденций трансформации хозяйственного деятельности в информационно-коммуникационной среде. Предложены направления формирования и использования механизмов и инструментов информационной экономики в промышленной сфере, ориентированные на активизацию модернизационных процессов в ее реальном секторе. Сделан вывод о необходимости использования инструментов и институтов информационной экономики в целях стимулирования экономического роста российской промышленности в соответствии с ключевыми тенденциями и стратегическими задачами современного этапа.» author=»Чернова Ольга Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-22″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]