Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной зашиты, правопорядка и безопасности и т.п.
Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан — муниципальных образованиях. Именно здесь должны быть, прежде всего, созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо ежедневно обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги.
Однако, для того, чтобы решать поставленные задачи необходимо обеспечить правовые и экономические основы для деятельности органов местного самоуправления.
Государство объективно заинтересовано в развитии института местного самоуправления. Оно в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами. Развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности; снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений; формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
Местное самоуправление — это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких населению проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей, а так же решения государственных задач силами местных органов власти путем передачи им отдельных государственных полномочий. [1, c.66]
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.
Осознание местного самоуправления как закономерности общественного развития зависит от места, которое отводится ему в системе публичных институтов. Формы самоуправления, возникнув первоначально как самостоятельные, естественные, постепенно превращаются в формы, допущенные государством с целью повышения эффективности управления системой государство-общество.
Принцип действия саморазвивающейся системы, каковой является местное самоуправление, основан на идее полноправного участия граждан в принятии решений и их надлежащей реализации, опираясь на собственные силы.
Помощь государства в данной ситуации должна заключаться в своевременном и полномерном обеспечении местного самоуправления соответствующими нормативно-правовыми актами, без которых деятельность системы местного самоуправления не может быть функциональной и полезной для государства.
Конституция Республики Казахстан признала наряду с местным государственным управлением (ст.85) и местное самоуправление (ст.89). [2]
Вопрос о сущности местного самоуправления теснейшим образом связан с политико-правовой природой этого явления. В настоящее время практика показала, что природа местного самоуправления не может быть однозначно определена, затруднительно четко выделить собственно местные дела, отличные от общегосударственных; функции местного самоуправления отражают не только частноправовой, но и публичный характер.
Институт местного самоуправления является демократичным, т.к. вовлекает граждан в управление делами общества.
С момента крушения системы социализма и распада ее оплота — Союза ССР важным вопросом в посттоталитарных странах Восточной Европы и СНГ стал поиск альтернативы господствовавшим централизованным командно-административным структурам.
Местное самоуправление, представляя собой форму самоорганизации и самодеятельности населения (муниципалитет) и его выборных органов по управлению делами местного значения, является важнейшим элементом демократического общества. Данную систему характеризуют следующие основные черты:
— определенная автономия нижестоящих административно-территориальных (муниципальных) единиц по отношению и центру;
— выборность органов и местного самоуправления и руководящих ими должностных лиц, их подконтрольность и подотчетность населению;
— широкое непосредственное участие граждан в управлении через различные общественные комитеты, комиссии, референдумы и другие формы прямого волей заявления;
— разграничение функций и полномочий центральных органов государственного управления и органов местного самоуправления;
— сочетание в деятельности органов местного самоуправления местных и государственных интересов;
— ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц за свою деятельность и принимаемые решения, главным образом, перед населением.
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Вместе с тем муниципальное законодательство не только должно обеспечить защиту местного самоуправления от незаконного вмешательства государственных органов в деятельность органов местного самоуправления, но и устанавливать основы их тесного взаимодействия. [3, с. 32]
Наиболее развитой является система местного самоуправление в странах Европы и Америки. В зависимости от разграничения полмомючий между органами государственного управления и местного самоуправления выделяются следующие модели последнего:
1) повсеместно, во всех единицах административного деления страны, действует только система местного самоуправления (Швейцария, Бразилия);
2) соединение местного самоуправления с местным государственным управлением на всех уровнях (Италия);
3) сочетание самоуправления на низовом уровне территориального деления с государственным управлением на высшем уровне (Франция, Польша);
4) жесткая административная опека метрополии над местным самоуправлением на зависимых территориях (владения Великобритании, Нидерландов, США). [4, с. 20]
В последнем случае решения органов самоуправления не могут вступить в силу, пока не получат одобрений назначенного сверху местного администратора (губернатора, префекта и т. д.). В настоящее время такая модель местного самоуправления встречается крайне редко. В основном же действует система административного надзора, при которой государство ограничивается только проверкой законности решений органов самоуправления через местную администрацию, прокуратуру и суды. В ряде стран решения органов самоуправления вообще могут быть отменены только в судебном порядке. При этом эти органы также могут оспорить в суде любые решения государственной власти, принятые в отношении них.
Таким образом, система местного самоуправления представляет собой комплекс тесно взаимосвязанных между собой элементов в правовой, финансовой, административной сферах. Этот комплекс взаимодействует с системой государственного управления, но ни коим образом не должен подчиняться и зависеть от нее. Развитие системы местного самоуправления требует не только инициативы центрального правительства, передающего компетенции на местный уровень, но также и активности самого населения, которое получает реальную возможность осуществлять гражданское право на решение жизненно важных вопросов.
Список литературы:
- Бухвальд Е. Местное самоуправление: этап обновления и укрепления. //Экономист.2004. № 4, с.66-76
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (сизменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017 г.). //https://online.zakon.kz
- Смирнов К.Н. Местное самоуправление: история, теория, практика. — М., 2011. 244 C.
- Кубакаев К.Е. Роль местного самоуправления в социально-экономического развитии региона. – Астана, 2015. 116 С.[schema type=»book» name=»ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН» description=»В данной статье рассматривается роль государственного управления в системе местного самоуправления. Проанализирован зарубежный опыт системы местного самоуправление в странах Европы и Америки. Предложена модель местного самоуправления.» author=»Муцольгов Хусейн Гериханович, Жанбекова Замзегуль Хамзаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.05.2017_05(38)» ebook=»yes» ]