Государственная налоговая политика формируется исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования. К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу. К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная. Планирование выездных налоговых проверок — это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов. Приказом ФНС РФ от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@, в ред. Приказа ФНС РФ от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@ введены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок [4]. Первый критерий оценки риска налоговая нагрузка. Чтобы определить, не попадает ли налогоплательщик в зону риска по критерию низкой налоговой нагрузки, необходимо рассчитать налоговую нагрузку. Налоговой нагрузка определяется как соотношение суммы уплаченных налогов, представляемой в налоговые органы, и оборота (выручки).
При расчете налоговой нагрузки в сумму уплаченных в течение года налогов не включаются страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ [4].
Например, организация в течение 2012 года уплатила налоги в общей сумме 7 750 140 руб. Сумма выручки организации за вычетом НДС составила 67 560 300 руб. Таким образом, налоговая нагрузка организации в 2012 года равна 11,47% (7 750 140 руб. / 67 560 300 руб. x 100%).
Налоговую нагрузку организации необходимо соотнести с налоговой нагрузкой, соответствующему виду деятельности. Вид деятельности следует определять в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст. Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, то следует ориентироваться на среднестатистические показатели по основному виду деятельности согласно данным ЕГРЮЛ (ЕГРИП). В Таблице 1 отражены результаты сравнения налоговой нагрузки налогоплательщика и средней налоговой нагрузки по виду экономической деятельности.
Таблица 1.
Результаты сравнения налоговой нагрузки налогоплательщика
и средней налоговой нагрузки по виду экономической деятельности
Если… |
То… |
НН < СрНН | высока вероятность включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок |
НН >= Ср.НН | показатель налогоплательщика по данному критерию не заинтересует налоговый орган |
где: — НН — налоговая нагрузка налогоплательщика;
— Ср.НН — средняя налоговая нагрузка по виду экономической деятельности
Налоговым органам мониторинг и предпроверочный анализ рекомендуется осуществлять в пределах определенной группы организаций, имеющих схожие признаки экономической деятельности, что позволяет наиболее корректно оценить налоговый риск организации в ходе проведения сопоставительного анализа. Расчет налоговой нагрузки за 2012 и 2013 годы, по основным видам экономической деятельности по Оренбургской области и по России представлен в Таблице 2 [1].
В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:
— показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
— признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
— наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.
Таким образом, наблюдается увеличение положительных показателей налоговой нагрузки, в 2013 году налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших, увеличилось по сравнению с 2011 годом на 13 организаций, а налогоплательщиков с отрицательной налоговой нагрузкой уменьшилось на 9. Если сравнивать 2013 год с 2012 годом, то число налогоплательщиков увеличилось на 8, в то же время с отрицательной налоговой нагрузкой уменьшилось на 1.
По всем отраслям производства, кроме отраслей производство и распределение электроэнергии, газа и воды в 2012 году и 2013 году; производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) среднеотраслевая налоговая нагрузка по Оренбургской области в 2012 и 2013 годах ниже среднеотраслевой нагрузки по России. Можно отметить положительный темп роста по некоторым отраслям производства среднеотраслевой нагрузки по Оренбургской области в 2013 году по отношению к 2012 году.
Таблица 2.
Налоговая нагрузка по основным видам экономической деятельности
по Оренбургской области и России
В процентах
Вид экономической деятельности |
Налоговая нагрузка по Оренбургской области |
Средняя налоговая нагрузка по РФ |
||||
2012 г. | 2013 г. | 2012 г.
|
2013г.
|
|||
максималь
ная |
средняя | максимальная | средняя | |||
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 36.9 | 1.6 | 34.7 | 1.2 | 3.6 | 2.9 |
Добыча полезных ископаемых | 79.9 | 29.3 | 62.4 | 20.4 | 33.2 | 35.2 |
Обрабатывающие производства | 28.9 | 2.1 | 41.3 | 2.5 | 7.1 | 7.5 |
Производство пищевых продуктов, включая напитки | 37.8 | 1.6 | 41.3 | 0.8 | 14.9 | 16.6 |
Производство кокса и нефтепродуктов | 6.9 | 2.5 | 2.2 | 1 | 6 | 6 |
Химическое производство | 6.7 | 2 | 10.7 | 3 | 4.3 | 4.3 |
Прочие производства | 6.2 | 0.2 | 17 | 3.9 | 4 | 4 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 27.5 | 7.1 | 20.8 | 7.4 | 4.8 | 4.2 |
Строительство | 36.1 | 0.7 | 34.4 | 3.1 | 12.2 | 13 |
Деятельность ж/д транспорта | 1.6 | 1.6 | 19.3 | 6.1 | 11.4 | 11.4 |
Деятельность воздушного транспорта | — | — | 8.2 | 8.2 | 2.3 | 2 |
Связь | 27.5 | 5.5 | 26.9 | 8 | 14 | 14.2 |
Операции с недвижимым имуществом | 71.6 | 1.4 | 82.1 | 1.7 | 22.2 | 18.6 |
Таким образом, налоговая нагрузка является индикатором фактического уровня (меры, степени) уплаты налогов и может сопоставляться между налогоплательщиками, а также со средним уровнем по отрасли (группе). Кроме того, можно провести детализацию показателя налоговой нагрузки, что позволяет выявить конкретные направления налоговых рисков и отбросить безрисковые направления. В этом случае возможно выявление наиболее характерных финансово-хозяйственных операций, способствующих возникновению угрозы занижения налоговых обязательств. Например, занижение налоговой нагрузки по налогу на прибыль организаций. Налоговый риск связан с искажением (сокрытием) доходов организации и завышением, необоснованным учетом расходов. Для оценки рисков необоснованного занижения доходов и завышения расходов целесообразно рассчитывать аналитические показатели на основании декларации по налогу на прибыль организации [2].
Показатель налоговой нагрузки по НДС характеризует влияние специфики деятельности налогоплательщика на коэффициент налоговой нагрузки (масштабы деятельности на внутреннем рынке); по налогу на имущество налоговый риск связан с занижением стоимости налогооблагаемого имущества и необоснованным применением налоговых льгот; по налогу на доходы физических лиц не участвует в расчете интегральной налоговой нагрузки, поскольку этот налог организация уплачивает в качестве налогового агента. Однако в связи с тем, что налоговой базой для НДФЛ является заработная плата, которую начисляет предприятие, возможны налоговые риски. Эти риски связаны с занижением реальных сумм оплаты труда наемных работников; фактической заменой части сумм оплаты труда на другие виды выплат, которые по факту являются той же оплатой труда, но не формируют налоговую базу; выводом части финансового результата с целью дальнейшего обналичивания и выплате части заработной платы в конвертах.
Вторым важным критерием для оценки рисков налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок это значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг — соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) от продаж отрицательный — имеет место убыточность[2].
Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций. В случае если сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) отрицательный — имеет место убыточность.
ФНС России на своем сайте www.nalog.ru в разделе «Налоговый контроль» опубликовывает средние показатели рентабельности и налоговой нагрузки по видам экономической деятельности,ориентируясь на эти цифры, налогоплательщики самостоятельно могут оценить риск назначения выездной налоговой проверки.
Также, к основным критериям для оценки рисков налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, относят:
- отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет;
- отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев;
- опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
- выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
- неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
- построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Обстоятельства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, указанные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 [3].
- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
- неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
- ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Таким образом, основной и наиболее эффективной формой государственного контроля налоговых правонарушений являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых: выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; предупреждение налоговых правонарушений. При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков. В целях эффективного решения всех этих задач рассмотрен новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.
Список литературы:
- Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов / Форма 2-НК // 2011-2013 гг. Режим доступа: https://www.nalog.ru/
- Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».
- Постановление Пленума ВАС РФ от 07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»
- Приказ ФНС России от 14 октября 2008 г. N ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в Приказ ФНС России от05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»[schema type=»book» name=»ВЫЯВЛЕНИЕ НАЛОГПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ» author=»Хмеленко Светлана Ивановна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]