Россия, конфликтуя с Украиной нанесла удар по собственной экономике, поскольку обострение ситуации в случае присоединения Крыма чревато еще большими рисками. Это предостережение было сделано известной российской газетой 7 марта 2014 года, то есть спустя пять дней после наделения президента России правом вести боевые действия на территории Украины. Сразу после этого в США и Европе началось обсуждение введения санкций против России [3].
И надо сказать, введение экономических санкций не заставило себя ждать. Уже 20 марта 2014 года президент США Барак Обама представил расширенный санкционный список, в который помимо ряда чиновников и парламентариев попали несколько бизнесменов (Аркадий и Борис Ротенберги, Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук), глава госкомпании Владимир Якунин и один банк «Россия» как персональный банк высокопоставленных чиновников нашей страны. Этот перечень значительно совпадает со «списком Навального», опубликованном в его колонке в TheNewYorkTimes, и представляет собой ближний круг Путина. Чтобы дополнительно уязвить российского президента, минфин США сделал достоянием общественности еще один «секрет»: Владимир Путин может являться акционером и бенефициаром нефтетрейдера Gunvor.
Кстати, этой компании санкции оказались не страшны: господин Тимченко заблаговременно продал свою долю давнему партнеру Торбьорну Торнквисту. А вот у Юрия Ковальчука и братьев Ротенбергов запасного аэродрома не оказалось, поэтому аффилированные с ними структуры столкнулись с серьезными проблемами уже в пятницу 21 марта 2014 года.
Международные платежные системы Visa и MasterCard прекратили обслуживание платежных операций по пластиковым картам клиентов банка «Россия» (крупнейший совладелец – Юрий Ковальчук), Собинбанка, который входит в банковскую группу «Россия», и СМП Банка, принадлежащего Аркадию и Борису Ротенбергам.
Пластиковыми картами этих банков стало невозможным расплачиваться при совершении покупок, в том числе в интернет магазинах, или оплатить услуги, например, мобильную связь. В очень сложной ситуации оказались держатели карт банка «Россия», Собинбанка и СМП Банка, которые на момент введения санкций оказались за границей [5].
После введения подобного рода санкций против российских банков со стороны международных платежных систем Visa и MasterCard в полный рост встал вопрос о создании собственной платежной системы в России. Создать национальную платежную систему Россия готовится с 2003 года, и за последнее время были сделаны некоторые шаги в этом направлении: появился закон «О национальной платежной системе». Под эгидой Центрального банка Российской Федерации в нашей стране была создана Национальная система платежных карт (НСПК). Это было оформлено путем принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основным в этом законе стало введение в Федеральный закон «О национальной платежной системе» главы 4.1. «Национальная система платежных карт», в которой было отмечено, что оператор НСПК создается в форме открытого акционерного общества. При этом при образовании оператора НСПК сто процентов его акций принадлежит Банку России. Как вытекает из данного закона, в дальнейшем для того, чтобы стать участником оператора НСПК, необходимо приобрести пакет акций, но который не может превышать 10% для одного участника.
Участниками НСПК могут стать: кредитная организация в качестве индивидуального участника НСПК, в том числе кредитная организация, обслуживающая другие кредитные организации; платежная система в качестве системного участника НСПК в порядке, определенном правилами НСПК.
Однако, самое важное, на наш взгляд, изменение в Федеральный закон «О национальной платежной системе» был внесен Федеральным законом от 22 октября 2014 г. №319-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с этим законом кредитные организации при осуществлении переводов денежных с использованием международных платежных карт, а также платежные системы, в рамках которых определяются правила эмиссии международных платежных карт и осуществляются на территории Российской Федерации переводы денежных средств с использованием международных платежных карт, обязаны организовать взаимодействие, получать операционные услуги от операционного центра НСПК и услуги платежного клиринга от платежного клирингового центра от платежного клирингового центра НСПК в порядке, сроки, на условиях и в случаях, установленных нормативными актами Банка России и принимаемыми в соответствии с ними правами НСПК.
Этим же законом были внесены изменения в статью 6 Федерального закона от 5 мая 2014 г. №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).Этой статьей предусматривалось введение внесения оператору платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, обеспечительного взноса на специальный счет в Банке России в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории Российской Федерации в рамках платежной системы в течение двух календарных дней. Денежные средства с этого счета используются Банком России для уплаты штрафа в случае приостановления (прекращения) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участнику платежной системы и его клиентам.
Так вот, Федеральным законом от 22 октября 2014 г. №319-ФЗ обеспечительный взнос не уплачивается оператором платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, если до 31 марта 2015 года в операционный центр и клиринговый центр НСПК будут представлены распоряжения по осуществляемым в рамках платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, переводам денежных средств на территории Российской Федерации с использованием международных платежных карт.
Мы считаем, что это было блестящее управленческое решение со стороны Центрального банка Российской Федерации по защите отечественного рынка банковских услуг от произвола международных платежных систем. Как мы увидим дальше, Visa и MasterCard для сохранения своих позиций на российском рынке ничего не оставалось делать, как выполнить требования российского законодательства.
Это и стало основной причиной того, что 30 декабря 2014 года НСПК и MasterCard подписали договор «об оказании операционных услуг и услуг платежного клиринга» по внутрироссийским операциям по картам MasterCard процессинговым центром НСПК. Заключение данного договора позволяет приступить к поэтапному переводу внутрироссийских транзакций по картам MasterCard на процессинг в НСПК. Одновременно MasterCard подписала еще одно – трехстороннее соглашение с НСПК и Банком России, который станет расчетным центром в этой схеме. При этом в MasterCard напомнили, что переход на новую схему процессинга необходим по российскому законодательству. Таким образом, MasterCard стала первой из платежных систем, которая перевела сотрудничество с НСПК в юридическую плоскость [9]. Как сообщил Банк России, первые пять банков «СМП Банк»,«МДМ Банк», «Газпромбанк», банки «Россия», «Александровский» начали с 30 января 2015 г. осуществлять обработку части внутрироссийских транзакций по картам MasterCard через процессинговый центр НСПК с осуществлением расчетов по данным операциям через Банк России [10].
Как мы уже отмечали выше, после присоединения Крыма страны Запада ввели экономические санкции против ближайшего окружения российского президента, а затем и секторальных санкций. Несмотря на то, что официальные лица страны сначала особенно не озаботились грозящей опасность этого шага, мы можем утверждать, что санкции как инструмент подрыва экономики той или иной страны могут быть очень эффективными. В Ираке – где ООН ввела санкции в 1990 году после вторжения Саддама Хусейна в Кувейт – они вызвали жесткий дефицит потребительских товаров и 20-кратный рост цен. Практически тоже самое было в Ливии (1992 год), в Югославии (1992 год). Санкции ООН вводились также против Южной Родезии (1966 – 1979 годы) и ЮАР (1977 – 1994 годы) – из-за режима апартеида. Во всех пяти случаях дело закончилось сменой политического режима.
Значительная часть международных золотовалютных резервов Российской Федерации приходится на доллары США – американские казначейские бумаги, банковские депозиты в иностранных банках. Факт накопления больших объемов долларов в международных резервах Российской Федерацией ослабляет российскую экономику и усиливает позиции США. По мнению Валентина Касатонова, идет беспроцентное кредитование американского государства в ущерб России [8].
В середине марта 2014 года со счетов Федерального резерва США были выведены $ 105 млрд. Это рекордная сумма за последние годы. Большинство аналитиков считают, что свои облигации вывела прежде всего Россия: по данным Центрального банка Российской Федерации, в 2013 году наша страна хранила в ФРС облигации на сумму $ 140 млрд [1]. Это говорит о том, что Банк России предпринял определенные превентивные меры на случай введения санкций со стороны стран Запада.
Введение первых санкций против ближайшего окружения президента не вызвало какого-то серьезного отношения к ним. Казалось, что санкции касаются конкретных людей, которым запрещается въезд в страны Запада и замораживаются их зарубежные активы. Однако, после того как санкции были распространены на бизнес этих людей, стало ясно, что это серьезно отразится на состоянии экономики России. Многим стало ясно, что за годы президентства Владимира Путина в руках его окружения было сосредоточено по самым скромным оценкам более 50 процентов активов российской экономики. В связи с этим почти сразу же началась работа по облегчению положения лиц, попавших под экономические санкции со стороны стран Запада. Она была организована по двум направлениям.
Во-первых, были предприняты меры по защите от санкций конкретных лиц. Уже во второй половине апреля в 2014 году в базе данных документов ВТО было зарегистрировано обращение России к США о «некоторых мерах, ограничивающих торговлю». Документ носил конфиденциальный характер и представители ВТО отказались его комментировать. Однако, по информации агентства Reuters, в обращении указывается, что санкции США, введенные мартовскими указами президента Барака Обамы, противоречат обязательствам США по одному из базовых соглашений ВТО – Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС). Указав, что российское руководство, присоединив Крым, «само сделало свой выбор». Барак Обама в конце марта объявил о введении санкций. Они коснулись 20 граждан России, в том числе бизнесменов, считающихся близкими к Владимиру Путину, и банка «Россия», который Минфин США назвал персональным банком высокопоставленных российских чиновников.
Именно санкции против банка «Россия» и пытался оспорить Минэкономразвития. Банк не может вести деятельность в США, а также столкнулся с ограничениями со стороны платежных систем, указывала Россия в своем обращении, это нарушает положения ГАТС [2].
Такая заинтересованность российского правительства в судьбе частного банка продиктована либо в спасении бизнеса пострадавшего от санкций Юрия Ковальчука, либо в освобождении из-под ареста финансовых средств «высокопоставленных российских чиновников». В любом случае это подтверждает тесную связь попавших под санкции бизнесменов с российскими властными структурами.
Во-вторых, несмотря на отрицание потерь от ареста зарубежных активов фигурантами санкционных процессов, можно отметить, что российское правительство предпринимает все меры по компенсации этих потерь за счет средств федерального бюджета и других государственных финансовых ресурсов.
К таким мерам, на наш взгляд, необходимо отнести предложение российского президента Владимира Путина распространить экономическую амнистию не только на офшорные капиталы, но и на российские, На большой пресс-конференции 18 декабря 2014 года он заявил о том. Что нужно легализовать и то имущество, которое записано, переписано, скрыто на какие-то подставные фирмы, на родственников внутри России. Никаких фильтров при проведении амнистии капиталов быть не должно, заверил В. Путин. А это значит, что легализовать можно и краденый и криминальный капитал. По мнению газеты «Ведомости», такая амнистия капитала будет проводиться в интересах правящего класса российской бюрократии [6].
Делая такое заявление глава нашего государства не мог даже предположить, какие последствия для нашей страны будет иметь столь кардинальное решение. Оказывается, Россия может попасть в черный список FATF (FinancialActionTaskForce), в котором уже находятся такие страны как Иран, Скверная Корея, Алжир, Эквадор, Индонезия и Мьянма. А все потому, что российский президент пообещал амнистию по офшорным деньгам, готовым вернуться в Россию: «Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе правоохранительным, трясти, не спросят об источниках и способах получения капитала» [4].
Однако, по правилам FATF, которая создана международным сообществом для противодействия отмыванию «грязных денег», проверять происхождение капитала необходимо обязательно. Те, кто не соблюдают этот принцип, автоматически попадают в категорию маргиналов и едва ли не потенциальных преступников. И отношение со стороны финансовых институтов других стран к ним соответствующее. Таким образом, у руководства нашего государства остаются две альтернативы: либо амнистию подгонять под требования FATF, либо оказаться за финансовым железным занавесом.
Применение экономических санкций по отношению к нашей стране, по мнению многих отечественных и даже зарубежных аналитиков, едва ли способно нанести существенный ущерб нашей экономике в краткосрочной перспективе. Более того, некоторые считают, что санкции станут хорошей встряской для нашего бизнеса и создадут необходимые условия для импортозамещения, что, в конечном счете, приведет к подъему наши предприятий. Между тем, мы считаем, что при рассмотрении механизма санкций необходимо особое внимание обратить на их последствия. Заместитель председателя Внешэкономбанка, экс-заместитель министра финансов Российской Федерации Андрей Клепач выделяет несколько каналов воздействия экономических санкций:
Первый – это существенное ухудшение доступа к внешним рынкам капитала. В результате происходит серьезный отток инвестиций, сужение финансовых возможностей для корпораций и, что даже более опасно, для банков. По нашему мнению, именно этот фактор является одной из главных причин девальвации рубля, поскольку сильно подстегнул спрос на иностранную валюту, которую до введения санкций можно было легко занимать в банках западных стран.
Второй канал – это ограничение российского экспорта. Это пока только обсуждаемая волна потенциальных мер, которая может коснуться целого спектра отечественной продукции: химической промышленности, газового сектора, металлургии и даже таких экзотических позиций, как икра или водка. Такая угроза действительно существует, ведь политика Евросоюза направлена на сдерживание поставок российских углеводородов и снижение доли России на европейском рынке.
В-третьих, речь идет об ограничениях на финансовые расчеты, которые касаются ряда предприятий оборонного комплекса и лиц, которые его контролируют. Вряд ли тут есть существенная угроза, но транзакционные издержки повышаются, так как большинство операций так или иначе проходит через американские банки. И это касается не только операций по переводу денег за рубеж, а всех валютных сделок. Дело даже не в увеличении срока проведения операций, а в полном отказе от некоторых из них. От системы SWIFT, по мнению Андрея Клепача, российские банки не отключат. Это может полностью выбросить нашу банковскую систему из международной системы расчетов. Тогда уже придется возвращаться к наиболее архаичным формам транзакций.
В-четвертых, это технологические и секторальные санкции. Они ведут к ограничению инвестиций, заморозке некоторых проектов в нефтегазовой отрасли. Заметим, что даже текущие нефтяные разработки требуют горизонтального бурения, а это значительная часть месторождений Западной Сибири, где и так снижается добыча. Степень технологической зависимости у нас просто огромная: на сто с лишним миллиардов долларов США страна закупила в 2014 году только машинного оборудования. Кроме того все компании, за исключением «Сургутнефтегаза», так или иначе обслуживаются американскими фирмами. Это несет серьезные риски для активных проектов, и компании вынуждены принимать меры для обеспечения самостоятельности.
Список литературы
- Епифанова М. Страна уходит в себя // Новая газета. — №41. – 2014.
- Лютова М. Защита от санкций // Ведомости. – 25 апреля 2014.
- Лютова М., Стеркин Ф. Игра против своей экономики // Ведомости. – 2014.
- Полухин А. Деньги на мусор // Новая газета. — №4. -2015. – с. 9.
- Полухин А., Бурская З. Сдать карты // Новая газета. — №31. – 2014.
- Титов С. Владимир Путин – гарант капиталов // Ведомости. – 19 декабря 2014.
- Хачатуров А. Санкции нас не убивают? // Новая газета. — №133. – 2014. – с. 14.
- Черных Е. Может ли Россия обойтись без доллара? // Комсомольская правда. – 3 декабря 2014.
- Шестопал О. MasterCard вышла на связь // Коммерсантъ. – 13 января 2014.
- Названы первые 5 банков- участников НСПК [Электронный ресурс]// Вести Экономика URL: https://investfuture.ru/news/id/52981/ (дата обращения: 05.02.2015)[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ СО СТОРОНЫ ЗАПАДА НА ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» author=»Шаламов Георгий Александрович, Радионова Екатерина Алексеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]