Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ВЛИЯНИЕ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ВЛИЯНИЕ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

 Актуальность темы. Влияния и взаимопроникновения экономических систем разных стран, крайне необходимым является институциональное обеспечение системы экономической безопасности страны и наличие или выявление в процесс детенизации компенсационного потенциала, учитывая взаимосвязь причин и последствий институциональных деформаций.

Институциональные деформации – качественные искривления институциональных форм экономической системы, которые оказывают негативное влияние на систему обеспечения экономической безопасности. Без учета различных форм институциональных деформаций экономической безопасности невозможно провести экономический анализ на макро-, мезо- и микроуровнях, принимать эффективные управленческие и законодательные решения. Игнорирование таких противоречивых и полисистемных явлений, которыми являются институциональные деформации, вызывает тактические и стратегические просчеты по обеспечению экономической безопасности государства и его институционального обеспечения.

Постановка задачи. Виявить взаимосвязь причин и последствий институциональных деформаций.

Результати. Основними формами институциональных деформаций экономики Украины в первую очередь являются: теневая экономика, коррупция, рейдерство и непродуктивный отток капитала [3, с. 181]. Именно эти формы институциональных деформаций экономической безопасности, крупнейшие по объемам, социально-экономическими последствиями и реальными угрозами экономической безопасности Украины, рассмотрим в данной статье.

Актуальность научной разработки проблемы теневой экономики для Украины сегодня определяется и тем, что тенизация экономики приводит к усилению процессов криминализации финансово-экономических отношений. Теневая экономика имеет, прежде всего, макроэкономическую природу и является реальной угрозой экономической безопасности государства

Теневая экономика – сложное явление, представленное как совокупность неконтролируемых и нерегулируемых, как противоправных, так и законных, экономических отношений между субъектами экономической деятельности, которые имеют целью незаконное (неофициальное) получение дохода [3, с. 183].

Дальнейшее развитие теневой экономики приводит к резкому снижению эффективности государственной политики, делает невозможным регулирование экономики рыночными методами, с применением инструментов денежно-кредитной и налоговой политики. Это приводит к тому, что органы исполнительной власти должны прибегать к административным инструментам регулирования, что, в свою очередь, образует основу для распространения коррупции, а также тормозит процесс развития в Украине современных рыночных отношений, препятствует продвижению к членству в международных организациях [2, с . 252].

Основными факторами тенизации экономики Украины такие [3, с. 183-188]: 1. Отсутствие полноценной рыночной среды. 2. Незавершенность формирования институциональной базы экономической политики. 3. Неэффективность управления государственной собственностью и защиты прав собственников. 4. Системные недостатки налогообложения. 5. Несбалансированность государственной регуляторной политики. 6. Несовершенство бюджетной политики. 7. Деформация структуры занятости. 8. Недостатки в деятельности судебной власти. 9. Злоупотребление монопольным (доминирующим) положением ценового характера. 10. Коррупция.

Масштабы тенизации экономической жизни, неэффективность государственных усилий по его преодолению приводят к деформации принципов гражданского общества, формируют негативный имидж Украины в мире, сдерживают поступления в страну иностранных инвестиций, мешают налаживанию торгово-экономических отношений украинских предприятий с зарубежными партнерами. Все это объективно обусловливает активные действия по детенизации экономики.

Детенизация экономики – целостная система действий, направленная, прежде всего, на преодоление и искоренение причин и предпосылок теневых явлений и процессов. Вывод на «свет» теневых капиталов будет способствовать весомому увеличению национального инвестиционного потенциала и степени его реализации, будет иметь значительный положительный эффект для бюджетной сферы, будет способствовать укреплению долгосрочной стабильности и ориентированности национальной экономики на стратегическое развитие и рост, укреплению экономической безопасности государства [3, с. 189].

Вследствие непрозрачности системы взаимоотношений между обществом и государством формируются и эффективно действуют коррупционные «рынки» государственных услуг общественных благ, в частности: административно-хозяйственных решений, государственных должностей, земли, государственных закупок, государственных привилегий, государственной защиты прав и свобод граждан, образования и охраны здоровья. Происходит тенизация избирательной системы и тому подобное.

Интеграционные и глобализационные процессы создают условия открытости и прозрачности национальных экономик стран. Именно эти, с одной стороны позитивные процессы, выдвигают проблему коррупции, которая в прошлом была сугубо национальной, и в современных условиях вышла за пределы границ отдельных государств и объективно становится глобальным экономическим вопросом [12].

Коррупция (corruption) – 1) подкуп; 2) продажность должностных лиц, общественных и политических деятелей [3, с. 619].
Современная научная мысль не предлагает унифицированного определения или единого научно-методического подхода к трактовке коррупции. Множество подходов к определению сущности коррупции свидетельствует о комплексности этого явления и требует более глубокого и всестороннего анализа феномена коррупции в условиях институционализации мировой экономики и усиления процесса информационной глобализации.

По последним данным Transparency International по уровню коррупции в мире, Украина занимает 146-е место, находясь рядом с такими странами как Кения, Россия, Сьерра-Леоне, Зимбабве. Кроме того, 88% граждан Украины считают, что коррупция распространена в органах государственной власти. 63% украинцев сталкиваются с проявлениями коррупции в государственных медицинских учреждениях, 60% – в учреждениях среднего образования, 46% – в органах внутренних дел, в частности милиции и подразделениях государственной автомобильной инспекции, 44% – в высших учебных заведениях, 40% – в учреждениях местного самоуправления, то есть не только в органах местного самоуправления. Однако парадокс ситуации заключается в том, что только около 36% граждан Украины готовы активно противодействовать коррупции [9].

Сама система антикоррупционных мероприятий должна согласовывать нормативно-правовые акты по совершенствованию действующего законодательства в Украине. Эта необходимость возникла в результате издания почти 100 неэффективных нормативно-правовых актов в Украине по антикоррупционным мерам, результатом которых стали несогласованность и прямая противоречие этих актов.

Коррупция, воздействуя на внутриэкономические, социальные и политические процессы, а также на внешнеэкономические отношения, создает предпосылки для социального взрыва. Это представляет реальную проблему для обеспечения как экономической, так и национальной безопасности страны.

Предотвращение коррупции охватывает как целенаправленное привлечение лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, и других субъектов в систему социально-позитивных отношений, так и препятствование вступлению их в коррупционные отношения или прекращения их осуществления. Государственная служба является ключевым элементом системы государственного управления по национальной безопасности, от эффективного функционирования которого зависят соблюдения конституционных прав и свобод граждан, стабильность общества.

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмывания денег (ФАТФ) – The Financial Action Task Force (FATF) [8] – в своем отчете, направленном на борьбу с коррупцией, предлагает конкретные инструменты, которые могут использоваться правительствами стран с целью создания действенной системы предотвращения проявлений коррупции и легализации (отмывания) доходов, полученных в результате коррупционных преступлений. К таким инструментам относятся [6]: раскрытие информации о доходах и расходах публичными лицами; раскрытие информации о сделках в рамках государственных закупок; соблюдение международных стандартов по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов; мониторинг индексов коррупции и индекса восприятия коррупции в целях принятия мер по оперативному реагированию на выявленные недостатки системы противодействия коррупции; мониторинг других индексов, характеризующих уровень коррупции.

Рейдерство является одним из видов институциональной деформации экономической безопасности Украины. Через рейдерство, как процесс незаконного присвоения чужого бизнеса, прошла экономика многих развитых стран мира, страдают от нее и развивающиеся страны [3, с. 205]. Рейдерство (англ. Reider — набег) – враждебное поглощение, перехват оперативного управления или собственности предприятия с помощью специально инициированного бизнес-конфликта. Цель рейдерства, как правило, – перераспределение чужой недвижимости, а потому оно обеспечивает значительные прибыли захватчикам [11, с. 37].

Рейдерство в современном понимании – недружественное поглощение компаний и перераспределение собственности и корпоративных прав. Иными словами, рейдерство – недружественное, вне рамок действия гражданского законодательства, направленное против воли собственника, захват чужого имущества в пользу другого лица, установление над имуществом полного контроля нового собственника в юридическом и физическом смысле с использованием коррумпированности чиновников и (или) с применением силы.

Надо заметить, что недружественные поглощения «по-украински» чаще всего сводятся к силовым захватам предприятий под прикрытием законных или псевдозаконных оснований. Наиболее опасным и имеющим существенные негативные стратегические последствия для национальной, прежде всего, экономической безопасности насильственный захват, поскольку оно ставит под сомнение демократичность устройства и наличие основных элементов правового государства [2, с. 298].

Основными факторами рейдерства в Украине являются: слабость правовой системы; несовершенство судебной власти; коррумпированность органов власти; отсутствие государственных институтов, которые бы эффективно защищали права собственника; низкий уровень правовой культуры; правовой нигилизм, как у субъектов хозяйствования, так и представителей органов власти и тому подобное.

Подытоживая отметим, по противодействию рейдерству на общегосударственном уровне необходимо совершенствование организационно-экономического механизма противодействия рейдерству, которое заключается в следующем: установление уголовной ответственности государственных и частных регистраторов за незаконное внесение в реестр участников юридического лица и проведение регистрации заведомо подложных правоустанавливающих документов; установление уголовной ответственности за злоупотребление правами собственника акций или долей в уставном капитале предприятия, в частности, в целях рейдерского захвата; отнесение всех преступлений, связанных с рейдерством к подследственности специализированных следственных органов; пополнении процессуального законодательства положениями, предусматривающими право прокурора обратиться в кассационную или надзорную инстанцию ​​арбитражного суда или суда общей юрисдикции с представлением об отмене неправосудного решения, которое препятствует предъявлению обвинения, вынесения обвинительного приговора или ином законном решении уголовного дела по существу; предвидении процедуры наложения ареста на недвижимое имущество, являющееся предметом преступления, даже при условии не установление лица, причастного к совершению преступления [5, с.18-19]; отнесение сведений, содержащихся в реестре акционеров, к охраняемой законом тайны, сделает возможным изъятие носителя данной информации только на основании судебного решения; использовании результатов проведения мониторинга средств массовой информации о совершенных или готовящихся недружественные поглощения в качестве отдельного направления профилактики; создании многофункционального информационного банка данных, содержащего сведения о лицах и организациях, специализирующихся на недружественных поглощениях с криминальным оттенком, объектах, в отношении которых рейдерский захват наиболее вероятное и, с этой целью, следует определить систему оценочных показателей, сигнализирующих о возможности недружественных поглощений; подготовке и направлении в региональные подразделения различных ведомств методических рекомендаций по следственной и судебной практики по уголовным делам данной категории.

Отток капитала из Украины – один из существенных факторов, негативно влияющих на экономическое развитие страны. В научном мире на сегодняшний день не сложилось единого подхода к трактовке сущности понятия «отток капитала». Обобщая научные подходы, отметим, что его в основном понимают как любую форму перевода ресурсов в другие, более благоприятные с точки зрения инвестиционного климата, страны [14], или все виды оттока средств, превышающих нормальное перемещение капитала в соответствии стратегии диверсификации международного портфеля [7]. Эти определения иллюстрируют сущность исследуемого понятия с разных позиций, но, на наш взгляд, не дают единого комплексного представления о нем. Поэтому под понятием «отток капитала» необходимо понимать все формы перемещения капитальных ресурсов из одной страны в другую, что имеет целью рационально, с точки зрения владельца, их использования или необходимо для обеспечения процесса хозяйствования. Заметим, что на сегодня понятие оттока капитала не закреплено ни в одном из действующих нормативно-правовых актов. Это существенно снижает эффективность противостояния этому негативному явлению, поскольку его внутренняя суть четко не определена, что затрудняет понимание должностными лицами органов государственной власти, которые должны обеспечивать борьбу с оттоком капитала, поскольку они не имеют четкого представления, с чем именно должны бороться и не могут очертить четкий круг его причин.

Отток капитала приводит к значительной потере производительного потенциала государства, существенного снижения базы налогообложения и контроля над денежными агрегатами и т.д., создавая серьезную угрозу экономической безопасности государства и негативно влияя на ее дальнейшее развитие.

 Капитал – понятие интернациональное, и «отплывает» он туда, где выгодно. Отток капитала за пределы страны является объективным явлением. В то же время, как отмечает профессор С. С. Варналий, этот процесс необходимо разделять на две составляющие: 1) производительный отток капитала и 2) непродуктивный отток капитала. Продуктивный отток капиталов происходит по операциям, имеющим законный характер и являются целесообразными с точки зрения укрепления международных связей и позиций страны на мировом рынке. Непродуктивный отток капитала – операции, имеют противоправный характер или является неэффективны для страны. К ним относятся операции с целью оптимизации условий инвестирования, уклонения от налогообложения, легализации средств и тому подобное. Основными каналами и схемами непродуктивного вывода капиталов являются: операции в сфере внешнеэкономической деятельности; инвестиционные операции; операции с ценными бумагами; операции фиктивного страхования и перестрахования и т.д. [4, с. 12].

Выводы. Экономическая безопасность определяется не количеством ее угроз, а способностью государства управлять внутренними и внешними угрозами. Поэтому на пути корректировки и управления институциональных деформаций стоит выделить такие направления.

  1. Закрепить на законодательном уровне понятие «отток капитала», разработав и утвердив в установленном порядке государственную программу борьбы с этим негативным явлением; усовершенствовать налоговую систему Украины, упростив условия ведения бизнеса и переориентировав ее с фискальной в сервисную функцию; обеспечить улучшение делового и инвестиционного климата путем перехода на принципы корпоративного управления; реформировать украинскую систему бухгалтерского учета в направлении ее перехода к ведению стратегического, инвестиционно ориентированного, учета в соответствии с по международным стандартам. Воплощение в жизнь этих предложений будет стимулировать украинских предпринимателей к вложению капитала на территории Украины и снизит уровень его непродуктивного оттока.
  2. Противодействие рейдерству в контексте укрепления экономической безопасности будет значительно лучшие иметь результаты, если действовать по принципу превентивности, а не устранение последствий.
  3. На сегодня основными антикоррупционным задачами для Украины по использованию инструментария FATF можно предложить: использование риск-ориентированного подхода для построения системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, в том числе полученных в результате коррупции; установление адекватных наказаний за нарушение законодательства по легализации (отмыванию) преступных доходов; создание системы предотвращения деятельности фиктивных компаний; актуализация перечня лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции [8].

Комплексного решения требует вопрос системы мер, которая имеет целью не только наказание коррупции, но и создание условий для неэффективного ее существования.

  1. Стратегической целью детенизации экономики должно стать существенное снижение уровня тенизации путем устранения основных факторов тенизации, создание благоприятных условий для привлечения теневых капиталов в легальной экономики и увеличения национального богатства, применение антикоррупционных мер.

 

 

Литература:

  1. Буркальцева Д. Д. Институциональное обеспечение экономической безопасности Украины: монографія / Д. Д. Буркальцева. – Киев: Знание Украины, 2012. – 347 с.
  2. Буркальцева Д. Д. Институционализация системы обеспечения экономической безопасности Украины. Диссертация на соискание научной степени доктора экономических наук : 08.00.03 / Д. Д. Буркальцева – Киев: НИЭИ, 2014. – 491 с.
  3. Варналий З. С. Экономическая безопасность Украины: проблемы и приоритеты укрепления : [монография] / З. С. Варналий, Д. Д. Буркальцева, О. С. Саенко. – Киев: Знание Украины, 2011. – 299 с.
  4. Варналий З. С. Основные формы и пути противодействия институциональным деформаціям финансовой безопасности Украины. / З. С. Варналий // Финансовая безопасность в системе обеспечения национальных интересов: проблемы и перспективы : материалы междун. Науч.-практ. конференции. – Полтава : ПолтНТУ, 2012. – С. 12-13.
  5. Васильченко А. А. Совершенствование организационно-экономического механизма противодействия рейдерству// Автореф. на соискание … к.э.н. по специальности 08.00.01 – экономическая теория. – 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономическая безопасность / А. А. Васильченко. – Ставрополь, 2011. – 22 с.
  6. Использование инструментов FATF с целью противодействия коррупции в Украине: Аналитическая записка. / А.М. Павлова. – Киев: Серия «Экономика». – № 40, 2014. – [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.niss.gov.ua/articles/1672/
  7. Отток капитала. Его причины и последствия. [Электронный ресурс]. – Режим доступу: .
  8. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. [Электронный ресурс]: – Режим доступа:
  9. Каплюк Г. Борьба с коррупциею откладывается? / Г. Каплюк, А. Блохтур [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htth//glavcom.ua.
  10. О принципах предотвращения и противодействия коррупции: Закон Украины от 07.04.2011 № 3206-VI, Документ 3206-17, действующий, текущая редакция – Редакция от 26.04.2015. // Официальный веб-портал Верховного Совета Украины. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/3206-17
  11. Сметанкина Ю. Что такое рейдерство? / Ю. Сметанкина // Власть. – 2007. – № 1. – С. 36-39.
  12. Теневая экономика: сущность, особенности и пути легализации / [ З. С. Варналий и др.] ; под ред. З. С. Варналия. – Киев : НИСД, 2006. – 576 с.
  13. Экономическая безопасность: учебное пособие / под. ред. З.С. Варналия. – К.: Знание, 2009. – 647 с.]
  14. Ярова О. В. Валютний контроль в системе противодействия «» протидії «бегства капитала» в странах с переходной экономикой: автореф. дис. … канд. экон. наук : спец. 08.05.01 / О. В. Ярова. – Киев, 2002. – 23 с.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЫ)» description=»В статье рассмотрены качественные искривления институциональных форм экономической системы, а именно: теневая экономика, коррупция, рейдерство и непродуктивный отток капитала. Определены суть понятий институциональных деформаций, взаимосвязь их причин, последствий, способы государства в их управлении в целях обеспечения экономической безопасности.» author=»Буркальцева Диана Дмитриевна, Буркальцев Сергей Федорович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found