Пришедшая на смену индустриальной постиндустриальная фаза развития экономики – экономика знаний в качестве основного ресурса выдвигает знания, обладание которыми определяет конкурентоспособность субъектов экономической системы. В отличие от индустриальной экономики, основанной на материальных активах и финансовом капитале, основу экономики знаний составляют нематериальные активы и интеллектуальный потенциал.
Еще в середине 19-го века К. Маркс в работе «Экономические рукописи» писал, что будущим двигателем экономики должны стать знания – интеллектуальная составляющая экономики [4, с.126]. Многочисленные современные исследования, в частности, проводимые Организацией экономического сотрудничества и развития и Всемирным банком [7, с.23], доказывают, что предсказания классика сбылись. К основным факторам, указывающим на возросшую роль знаний в экономическом развитии, относят рост доли высокотехнологичной продукции в общем объеме производства, рост расходов на научные исследования и повышение уровня образованности населения [7, с.28]. Совокупность знаний предприятия, способных приносить ему выгоду, получила название интеллектуального потенциала. Как правило, специалисты включают в понятие «интеллектуальный потенциал» три составляющие: человеческий, организационный и отношенческий. Все эти составляющие обладают общим свойством, влиять на финансовые результаты предприятия.
В настоящее время в структуре практически любой западной, японской или южно-корейской компании работают менеджеры по интеллектуальному потенциалу, развитие которого для них является основой будущего процветания компании. Образование и развитие мощного интеллектуального потенциала и последующая его эффективная и полноценная реализация являются актуальной проблемой, так как от этого зависит не только будущее одной организации или фирмы, но и то, насколько быстро страна войдет в число передовых постиндустриальных стран мира.
Потенциал компании во многом определяется интеллектуальным потенциалом ее сотрудников. Причем не только компании, но и страны в целом. К примеру, Германия или Япония после войны очутились в развалинах, с полностью парализованной, разрушенной экономикой. В кратчайший срок они достигли огромных успехов, произошедших в первую очередь за счет значительных людских и интеллектуальных ресурсов. Как известно, в деятельности коммерческих организаций благоприятные периоды сменяются депрессией, стагнацией, и надо все время находиться в поступательном движении, что возможно обеспечить за счет того же интеллектуального потенциала организации.
Интеллектуальный потенциал организации как экономическая категория характеризуется совокупностью имеющихся ресурсов и потенциальных возможностей, которые находятся в распоряжении компании и используются в его экономической деятельности с целью роста прибыли или получения другой экономической выгоды.
Своевременное и правильное использование интеллектуального потенциала организации является одной из форм адаптации компании к постоянно меняющимся условиям рынка. Успех стратегии развития организации во многом определяется наличием серьезной базы, которой в сегодняшних условиях динамично развивающегося рынка может выступать интеллектуальный потенциал организации.
Интеллектуальный потенциал организации – особый актив современной организации. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов дает возможность получать дополнительные конкурентные преимущества организациям и становится приоритетным ресурсом, обеспечивая устойчивые позиции на завоеванном сегменте рынка. Создание системы управления развитием интеллектуального потенциала как стратегического конкурентного преимущества организации является на сегодняшний день одной из важнейших задач современного бизнеса.
Управление интеллектуальным потенциалом – один из видов управления, функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей прогрессивного развития организации, сближения его интересов с интересами работников для создания сплоченного высокопроизводительного коллектива и адекватного реагирования производственно-хозяйственной системы на происходящие изменения внутренней и внешней среды.
Процесс накопления и совершенствования организацией интеллектуального потенциала сотрудников требует постоянного стимулирования со стороны системы управления компанией. Любая система стимулирования основывается на органическом сочетании материальных и нематериальных стимулов мотивации сотрудников.
В систему нематериального стимулирования целесообразно включать льготы, связанные с графиком работы; материальные нефинансовые вознаграждения; внутрифирменные мероприятия, не связанные непосредственно с работой; вознаграждения, связанные с изменениями рабочего места или статуса сотрудников.
Материальное стимулирование формируется во взаимосвязи с нематериальными факторами вознаграждения и должны включать: дифференцированную основную заработную плату; дополнительные выплаты в соответствии с мотивационными категориями; распределение бонусов по итогам деятельности компании; по категориям персонала; долгосрочные поощрения для различных мотивационных категорий.
Ключевыми блоками управления развитием интеллектуального потенциала сотрудников коммерческой организации, включают: развитие индивидуального интеллектуального потенциала; развитие организационного потенциала; развитие инновационного потенциала, направленного на создание и удержание конкурентных преимуществ коммерческой организации; развитие информационного потенциала; развитие партнерского потенциала
Условия развития коммерческих организаций на современном этапе определяется способностью нахождения ими стратегических конкурентных преимуществ. Ключевую роль в этом направлении играет эффективность развития интеллектуального потенциала сотрудников коммерческой организации.
Управление развитием интеллектуального потенциала коммерческой организации призвано создавать необходимые условия и возможности приобретения организацией стратегических конкурентных преимуществ в будущем. Целью управления данным процессом является формирование эффективной системы о соединяющей знания, умения, опыт сотрудников коммерческой организации с их способностью к выявлению причинно-следственных связей и умением взаимодействовать в процессе анализа и синтеза при выработке решений, обеспечивающих организации достижение стратегических конкурентных преимуществ.
Список литературы:
- Андрейчиков, А. В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике /А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. – М.: Финансы и статистика, 2000.– 368с.
- Бендиков, М. А. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения / М. А. Бендиков, Е. В. Джамай. – [2007]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/press/ management/2001-4/01.shtml.
- Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг. – СПб. : Питер, 2001. – 287 с.
- Маркс, К. Экономические рукописи 1857–1861 гг. (первоначальный вариант «Капитала») [Текст]. В 2 ч. / К. Маркс. – М.: Издательство политической литературы, 1980. – Ч. 1. – 564 c.
- Руус, Й. Интеллектуальный капитал:практика управления [Текст]: [пер. с англ. Под ред. В.К. Дерманова] / Й. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрём. – СПб.: Высшая школа менеджмента, 2007. – 418 c.
- Cамосудов, М.В. Основы корпоративной динамики [Текст] / М.В. Самосудов. – Химки: Институт международных экономических отношений, 2007. – 248 с.
- Cурмин, Ю.П. Теория систем и системный анализ [Текст]: учеб. пособие / Ю.П. Сурмин. – Киев: МАУП, 2003. – 364 с.
- Шеннон, К.Э. Работы по теории информации и кибернетике [Текст]/ К.Э. Шеннон. – М.:Изд-во иностранной литературы, 1963. – 830 с.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ» description=»На современном этапе социально-экономического развития общества интеллектуальный потенциал сотрудников коммерческой организации является важнейшим ресурсом фирмы, способным создать ей новые стратегические конкурентные преимущества и обеспечить их устойчивость.» author=»Родя Лариса Владимировна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]