В условиях развития сотрудничества стран – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) важное значение имеет формирование надёжной системы банковского обеспечения экономических связей. Эффективная стратегия банковской деятельности во многом зависит от правильной оценки общих проблем и особенностей экономического развития стран, поиска совместных решений с целью повышения уровня жизни населения. Как показала практика, эффективное взаимодействие участников экономических связей зависит от государственной поддержки субъектов хозяйствования на национальном и региональном уровнях. В условиях развивающегося рынка субъекты хозяйствования испытывают давление клиентов, нуждающихся в качественных продуктах и услугах, и конкурентов, способных предложить потребителям продукцию лучшей цены и качества. Мировая практика показала, что разумное регулирование рыночных отношений способствует экономическому развитию и сотрудничеству стран. В свою очередь, формирование современной унифицированной нормативной базы, обеспечивающей банковское обслуживание субъектов хозяйствования стран — членов ЕАЭС на базе использования мирового опыта создаст прочную основу регионального сотрудничества.
Комплексный анализ современных социальных проблем показал, что в настоящее время имеет место снижение уровня жизни населения, что требует незамедлительных корректив: всесторонней банковской поддержки субъектов хозяйствования, содействия реализации экономических интересов стран и развитию торговли, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия сотрудничества.
Кроме того, в странах ЕАЭС имеют место общие процессы: сокращение кредитной активности банков, слияния и поглощения, выход государства из участия в корпоративных структурах и пр. Восстановление исторически сложившихся инфраструктур экономических связей стран ЕАЭС может способствовать их экономическому росту. В этих условиях также важную роль призваны играть национальные банки, которые формируют систему распределения финансовых ресурсов, разработку банковских регламентаций, поддержку конкуренции, стремятся к обеспечению эффективной деятельности участников рынка.
Мировой опыт показал, что государственная и банковская поддержка наименее защищённых участников рынка — малых предприятий, индивидуальных предпринимателей создаёт благоприятные условия для креативной деятельности субъектов хозяйствования, способных обеспечить занятость населения стран ЕАЭС.
С целью формирования условий для надёжной банковской поддержки участников экономических связей в странах ЕАЭС идёт процесс унификации нормативной базы, укрепление пруденциального надзора, адаптация деятельности банков и финансовых институтов к лучшей мировой практике. Кроме того, эффективное региональное сотрудничество стран связано с необходимостью разработки совместной стратегии банковской поддержки субъектов хозяйствования, участвующих в системе экономических связей. В свою очередь, реализация такой программы возможна только на базе комплексного анализа экономических потребностей субъектов хозяйствования и их перспектив. В условиях развития финансового рынка ЕАЭС и обеспечения интересов участников экономического сотрудничества роль банков — посредников повышается. Особую роль кредитные институты играют в сфере управления рисками операций, обеспечения клиентов ликвидными средствами и управления финансовыми ресурсами. Эффективное экономическое развитие стран ЕАЭС зависит от степени участия надёжных кредитных институтов в международных экономических и финансовых отношениях. Оценка банкиров потребностей клиентов стран СНГ, показала, что для реализации программы формирования единого экономического пространства необходимо долгосрочное кредитование, торговое, проектное финансирование, в том числе на синдицированной основе, а также симметричный информационный обмен во всех отраслях экономики.
Эффективные отношения субъектов хозяйствования строятся на базе общих экономических интересов и разумной государственной поддержке. Опыт стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), например, показал, что участие государств в формировании двухуровневой банковской системы, стремление к минимизации перемен и поступательность действий способствуют эффективному преодолению негативных явлений в национальной экономике и восстановлению хозяйственных связей её субъектов. В процессе формирования единого экономического пространства важно учесть опыт стран ЦВЕ, преодолевших последствия рыночных преобразований в экономике, который показал, что для страны важна не перспектива банковских реформ, а то, как они воплощаются в жизнь. В этой связи важна адекватность поступательных совместных действий государств и банков имеющимся финансовым ресурсам.
Эксперты стран ЦВЕ отмечают, что основная проблема сближения стран не экономическая, а политическая: неспособность руководителей гибко и адекватно управлять процессами экономических трансформаций. В этой связи важно укрепить экономические связи при поддержке национальных банков стран ЕАЭС. Государственная поддержка предпринимателей, работающих в сфере международной торговли, совместимость регламентаций создадут благоприятные условия развития ЕАЭС.
Развитие экономических связей стран на базе общих принципов и планов развития предполагает долгосрочное стратегическое партнёрство частных кредитных институтов с учётом гибкого отношения к клиентам, деятельность которых направлено на развитие международных торговых связей. Рациональное управление финансами, модернизация банковской технологии будут также способствовать развитию финансового рынка ЕАЭС.
В современных условиях в поддержке государственных институтов (налоговые «каникулы», субсидии, льготное кредитование, экспортное финансирование и гарантирование) нуждаются частные предприниматели и предприятия микрофинансирования, которые только при тарифном стимулировании способны расширить деятельность и внести значительный вклад в международное сотрудничество. Практика банковской поддержки субъектов хозяйствования в условиях преодоления кризисных явлений в странах ЦВЕ, например, показала, что «институт предпринимательства» обладает значительным потенциалом, который даже в условиях системного кризиса поддерживает национальную экономику: выпускает продукцию, оказывает услуги, обеспечивает занятость населения. Дальнейшее государственное стимулирование и расширение реализации банками практических действий в направлении поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, предусматривающей льготное кредитование и гарантирование экспортных и импортных операций, имеет существенное значение для развития предпринимательства и торговли стран ЕАЭС. Кроме того, поддержка баланса интересов государства и частных структур, наращивание объёма совместного инвестиционного кредитования, укрепление законодательной базы и совершенствование правового обеспечения процедуры банкротств также способствует развитию экономического сотрудничества субъектов хозяйствования.
Целесообразно учесть необходимость обеспечения прозрачной и доступной для клиентов деятельности банков, независимо от места их аккредитации, если их хозяйственная деятельность реализуется в ЕАЭС.
В свою очередь, Международный Банк Экономического Сотрудничества (МБЭС), Международный инвестиционный банк (МИБ), Межгосударственный банк, Евразийский банк развития и другие межгосударственные кредитные институты, членами которых являются страны ЕАЭС, способны предоставить существенную банковскую поддержку субъектам хозяйствования и внести вклад в развитие экономического сотрудничества стран.
Таким направлением работы межгосударственных банков в настоящее время является программа поддержки торговых связей («Trade — Finance Promotion»), которая предусматривает содействие контрагентам в подборе клиентов по внешнеторговому сотрудничеству. Особое внимание банков необходимо уделить разработке программ совместной поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, деятельность которых вносит ощутимый вклад в сбалансированность внешнеторговых платежей. В настоящее время мелкие и средние предприятия, не пользующиеся доверием зарубежных партнёров, вынуждены применять невыгодные схемы сотрудничества, включая авансовую оплату импорта. В других случаях заключению внешнеторговых контрактов препятствуют завышенные ценовые условия, связанные с гарантированием и страхованием платежей. В этой связи, используя межгосударственный статус, банки способны максимально содействовать достижению благоприятных договоренностей с банками экспортеров об улучшении условий сотрудничества субъектов хозяйствования.
Одной из наиболее актуальных направлений работы банков является предоставление экспортерам платежных гарантий, обеспечение предъэкспортного финансирования, развитие сотрудничества со страховыми компаниями и экономическими субъектами БРИКС.
В современных условиях развития экономических отношений ЕАЭС межгосударственные банки способны использовать все известные мировой банковской практике продукты и услуги, а также благоприятный тариф комиссионного вознаграждения для всесторонней поддержки клиентов и контрагентов.
Для межгосударственных банков ЕАЭС представляется важным идти по пути развития специальных операций, связанных, прежде всего, с экспорто – импортной деятельностью хозяйствующих субъектов и предоставлять клиентам и контрагентам разнообразные банковские услуги, а именно: обеспечение документарных операций, организация банковского синдиката для кредитования экспортеров/импортеров, услуги на финансовом рынке, консультирование заинтересованных сторон при заключении сделок, содействие клиентам при расчёте лимитов на операции экспортёров и импортёров, подтверждение аккредитивов и гарантий, выпуск гарантий и контргарантий, использование межгосударственных возможностей банков при учете документарных инструментов, векселей, тратт и т.д.
С целью максимального обеспечения потребностей стран-членов ЕАЭС межгосударственные банки способны оказывать поддержку внешнеторговым операциям и осуществлять: учет документарных инструментов (векселей и тратт), акцепт тратт, выписанных экспортером/импортером, кредитование экспортеров против документарного аккредитива, выпущенного первоклассными банками, предоставление согласованного овердрафта по счету, расчет кредитных линий на экспортера/импортера, кредитование против выставленной экспортером тратты или кредит на условиях – документ против акцепта, кредитование против инкассовых документов с правом регресса на заемщика, товарный кредит против контрактной документации, авалированной банком импортера, кредитование поставок товаров на начальной стадии реализации контракта на срок до 180 дней, кредитование импортеров/экспортеров, кредит на выполнение контрактных обязательств, кредит против акцепта документов, предъэкспортное финансирование.
Учитывая необходимость расширения использования национальных валют в обеспечении международных экономических связей, межгосударственные банки способны оказать хозяйствующим субъектам ЕАЭС специализированные услуги, а именно платежные услуги по клиринговым расчетам, открытию многовалютных счетов с возможностью подкрепления ликвидности счета, управлению краткосрочной ликвидностью клиентов, предоставлению отчетности по счетам в режиме реального времени, управлению счетами через Интернет и прочие телекоммуникационные системы, ведению счетов типа «эскроу».
С нашей точки зрения, формирование единой платёжной системы ЕАЭС будет способствовать эффективной технологической платформе сотрудничества.
Значительного внимания межгосударственных институтов требуют корпоративные клиенты. Преимущественными направлениями работы банков в этой сфере являются: консультации по вопросам валютно-финансовых и платежных условий экспортно-импортных контрактов, валютное регулирование и валютный контроль в странах-членах ЕАЭС; организация кратко и среднесрочного кредитования коммерческих сделок, включая синдицированные кредиты, в национальных валютах; хеджирование валютных рисков; валютный арбитраж; трастовые операции в национальных валютах по поручению клиента.
В настоящее время межгосударственные банки ЕАЭС идут по пути совершенствования деятельности с целью обеспечения качественной банковской поддержки экономических интересов стран-участниц на базе диверсификации банковских продуктов и услуг.
Важным компонентом развития ЕАЭС являются также специальные межгосударственные программы страхования сделок при поддержке государственных агентств экспортного страхования и гарантирования международных операций. Специализированные агентства стран ЕАЭС также готовы к заинтересованному участию в поддержке многостороннего сотрудничества партнёров.
Оценка интересов субъектов хозяйствования стран показала, что в настоящее время развитие инфраструктуры и торговля сельскохозяйственной продукцией являются приоритетными направлениями экономического сотрудничества. Межгосударственные программы развития инфраструктуры на краткосрочную и среднесрочную перспективу, сырьевая программа поддержки производителей сельскохозяйственной продукции могли бы способствовать развитию многостороннего сотрудничества. В рамках указанных программы частные банки, оказывая поддержку предприятиям агро-промышленного комплекса, например, способны предоставить льготное кредитование оборотных средств, предъэкспортное и пост – экспортное финансирование предпринимателей, синдицированное кредитование, проектное финансирование с ограниченным регрессом или без регресса на заёмщика и пр.
Одной их форм участия государства в обеспечении благоприятной банковской поддержке субъектов хозяйствования может быть, например, государственное финансирование, включая кредитование через уполномоченные банки экспортной или импортной сельскохозяйственной продукции и передача её на реализацию частным структурам.
Наиболее востребованным в условиях дефицита финансовых ресурсов предприятий является среднесрочное банковское кредитование клиентов под залог приобретаемых товаров и оборудования, форфейтинг, факторинг, краткосрочное коммерческое кредитование. Государственное финансирование комплектующих для производства продукции частными структурами в рамках специальных программ развития экономики также будет способствовать развитию экономического сотрудничества стран ЕАЭС.
Содействие межгосударственных банков формированию совместных лизинговых компаний при участии или поддержке стран_ членов ЕАЭС будет также способствовать развитию технологического обеспечения экономического сотрудничества. и расширению экономических связей. Географическое положение банков, их статус создают благоприятные условия для активной деятельности субъектов хозяйствования в интересах стран – членов ЕАЭС.
Список литературы
- Концепция создания международного финансового центра в РФ (одобрена Правительством РФ 5 февраля 2009 г.). URL:
- Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 №2043-р). Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Ведев А.Л. и др. Структурная модернизация финансовой системы России: резюме аналитического доклада. М.: Банк Москвы, ИНСОР. – 32 с. URL: .
- Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М. «Консалтбанкир».2000
- Гринберг Р.С., Глазьев С.Ю., Миркин Я.М. и др. Стратегические ориентиры экономического развития России: Науч. доклад. СПб.: Алетейя, 2010. 664 с.
- Ярыгина И.З. Региональные финансовые институты: перспективы развития. «Бизнес и Банки».2004
- Ярыгина И.З. Банковские системы и банки в условиях глобализации, Финуниверситет, 2011.349 с.
- economygov.ru портал Министерства экономического развития РФ
- minregion.ru портал Министерства регионального развития РФ
- mobilepaymentsrussia.ru. портал Инфокоммуникационного союза[schema type=»book» name=»БАНКИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА » author=»Ярыгина Ирина Зотовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]