Электрическая энергия уже давно стала непременным спутником человечества, а электроэнергетика – одной из базовых отраслей экономики. Несмотря на относительную молодость, отрасль в советские времена прошла этап становления. Благодаря исполнителям плана ГОЭЛРО, стала гордостью страны. Сейчас эта гордость осталась, видимо, только у работников отрасли, т.к. в переходные 90-е годы отрасль выживала и одновременно акционировалась. В нулевые стала восстанавливаться со всеми вместе. А теперь многие говорят о том, как сильно подорожала электроэнергия за годы реформ. По-прежнему, звучат претензии о проблемах с присоединением, нехваткой мощности. Из относительно новых тем — это «перекрестка», из таких же новых — это повсеместно понастроенные незагруженные трансформаторные мощности. Попробуем дать оценку источникам цены на электроэнергию.
Энергетика, несмотря на свои уникальные особенности (исторические, технологические и др.), благодаря реформам стала ассоциироваться с крупным и сложным бизнесом. Это признают все, кто погружается в отрасль со сторонним опытом. Сложность бизнеса в разделении: на конкурентные и регулируемые сектора. Правительство в последние годы сделало огромный шаг в повышении прозрачности энергетической отрасли. Что стоит за этой прозрачностью? Мы теперь знаем, что цена на электроэнергию состоит из нескольких составляющих: Производство(генерация), Передача(сети), Сбыт и Инфраструктура.
Говорят, что генерация, будучи в конкурентном секторе, работает на снижение цены. Уже договорились до того, что цены на оптовом конкурентном рынке якобы упали ниже разумно минимального уровня, когда электростанции не имеют денег на ремонт и обслуживание. Даже, если это правда, почему тогда цена всё же постоянно растет, а генерирующие компании исправно показывают прибыль? Ответ на это вопрос лежит на поверхности. В оптовой конкурентной цене заложено еще и то, что делает фактическую цену значительно выше той, которую станции согласны получать. Это чудо обозначается тремя буквами ДПМ (Договор о предоставления мощности). За этими договорами стоят инвесторы, строящие новые станции для восполнения или недопущения дефицита энергии. Уж и не знаю, где они этот дефицит видят. Но одно ясно: они не вкладывают своих денег, не берут кредиты в банках, а все свои проекты включают через стоимость ДПМ в цену энергии. Перекос здесь в том, что жители благополучных с точки зрения обеспеченности энергией областей переплачивают в цене энергии за ту мощность, которая им не нужна.
Одно из открытий в цене — это увеличение доли сбыта. Не имеющие на балансе реальных активов, сбытовые компании, находясь по закону в договорных отношениях непосредственно с потребителем, оперируют огромным финансовым потоком и оставляют себе всё больше. При выяснении куда деваются средства, озвучиваются чаще две причины. Первое, это капитальные вложения ради улучшения условий для потребителя. Это интересно, хотя и не совсем понятно. Открыть участки в каждом микрорайоне? Об этом мечтают потребители? Не уверен. Второе – это дебиторская задолженность, то есть неплатежи. Конечно, не сами неплатежи, а резервы и проценты, начисляемые на задолженность. Дебиторская задолженность должна компенсироваться теми же кто ее создает? Да, безусловно. Но почему честный плательщик должен оплачивать проценты с долгов тех, кто не платит. Почему поощряется бездействие ответственных лиц по работе с неплательщиками?
Провозглашаемая ответственность за неуплату – хорошая, нужная тема. Но это погоня за вчерашним днем.
Не будем забывать, конечный плательщик у нас один – потребитель. Не надо заставлять его воровать. Для потребителя надо создавать условия для платежеспособного спроса. Доходы потребителя создают спрос. Известно, что спрос в России выше платежеспособности. Что толку поднимать тариф? Потребитель не заплатит больше, чем у него есть. Наращивание платежеспособного роста – Это не только основная макрозадача, но и тема для другого разговора. Для энергетического бизнеса надо узаконить норму прибыли. Вопросы приватизации отрасли быстрее бы решались. Пусть те, кто работает в этом бизнесе, получили понятный способ приработка. Хороший способ переняли у англичан. RAB-регулирование. Но что мы видим? Опять оставили себе ручное управление – так называемое сглаживание. При этом сети оказались в кредитах, вынуждены были сформировать грандиозные инвестпрограммы в погоне за пресловутой и трудно осязаемой инвестиционной привлекательностью. Оказалось, что получили подстанции и линии в чистом поле, недозагруженные трансформаторы. Правильно ли направлен платежеспособный спрос на электроэнергию?
Ответ на этот вопрос, к счастью, очевиден. В такой консервативной отрасли, каковой является электроэнергетика, нельзя делать резких движений, поворотов, разворотов. Моментальный эффект можно получить только щелкнув выключателем. В том же случае, когда принимается решение о строительстве объекта, нужен чрезвычайно взвешенный поход и гарантии. Особенно в условиях отсутствия критичного дефицита. Теперь это реализуется через схему развития региона. Однако ответственности за неиспользование заявленной мощности как не было, так и нет.
А пока каждый сектор тянет «одеяло на себя» и при этом зачастую кормит банки. Между прочим, возвращаясь к вышесказанному, кредиты надо позволять брать тем, кто вкладывает в будущее, а не в прошлое, латая дыры в бюджете. Это аксиома.
Разделение бизнеса в начале реформ само по себе спровоцировало рост тарифов. Вместо одного предприятия возникает три организации со всеми вытекающими последствиями. За простым ростом тарифов возникло явление «конфликт интересов», вызвавшее очередной виток роста. Началось соревнование: у одних мощностей не хватает — давайте строить станции, у других сети трещат и валятся, у третьих неразумные потребители не могут найти дорогу в участок и поэтому не платят за свет. Такая вот рыночная экономика. Одни ищут способ, чтобы не платить. Другие, чтобы собрать побольше. А между тем, миллиарды рублей перекочевывают в тень. Это та область, которую красиво и немного снисходительно-покровительственно называют малый и средний бизнес.
Малый и средний бизнес в российских сетях, например (не путать с ОАО «Россети) — это нечаянно узаконенный способ присвоения средств. Ничего не стоит предприимчивому бизнесмену взять в аренду кусок новенькой сети, подогнать под условные критерии и получить тариф — «кусок пирога». Не жалко и поделиться с кем надо. Больше-то ничего делать не надо. Да что с этими сетями и тарифом будет? Если надо, то большой брат — котлодержатель за всё ответит. Он большой – его пусть и спрашивают. Контрольная функция наших государственных органов ввиду специфической особенности нормативных актов, по-прежнему, зациклена на субъектах так называемых естественных монополий. Хотя вся отрасль по большому счету естественно монопольна.
Последние веяния. Возобновляемые источники энергии. Как много в этом звуке… Отрадно осознавать, какое большое значение придается этому направлению. Возобновляемость источников обещает бесконечную обеспеченность дешевой электроэнергией. Так ли это на самом деле? Это покажет время. А сейчас здесь, несомненно нужна поддержка. Особенно в начальной фазе – фазе больших капиталовложений. Но при этом недалеко дойти и до крайностей. Сейчас складывается впечатление, что под вывеской «Ветровая электростанция» легче запустить надежный дизель-генератор да помощнее, и иметь гарантированный доход. Ведь все затраты автоматом попадают в тарифы.
Правительство наше уже несколько лет показывает невероятную активность в поиске оптимальных решений, как в отрасли, так и во всем народном хозяйстве. Много реального делается. Очень обнадеживает, что сейчас в Правительстве России собралась команда, пожалуй, одна из самых компетентных в мире. Жаль, что этой команде мешают претворять в жизнь разумное и вечное, такие наболевшие темы, как коррупция и изощренное вредительство со стороны США.
Самая действенная мера сейчас — это сделать один шаг назад. Отменить запрет на совмещение видов деятельности в отрасли. На самом деле эта мера усилит конкурентные рычаги. Те кто сможет совмещать деятельность по производству и сбыту с деятельностью по транспорту будут обладать реальным резервом для оптимизации затрат. И поможет в недалеком будущем действительно поспособствовать снижению условно-постоянных операционных издержек и затем стабилизировать ситуацию на рынке электрической и тепловой энергии. Вторая мера – это вывод с рынка неквалифицированных мелких игроков (сбытовых и сетевых компаний). Она кому-то может показаться вторым шагом назад. Но на самом деле это не так. Электроэнергетика — это отрасль крупных, я бы сказал, тяжелых капиталовложений, отрасль консервативная, устремленная в своих программах на многие десятилетия вперед. Отрасль как уже было сказано направленная на развитие экономики в целом, а не отдельных ее групп. Мелкие игроки здесь не делают погоды. Между тем они усложняют и без того сложную инфраструктуру отрасли и, прямо скажем, искажают действительность, вносят сумятицу в систему энергоснабжения на всех ее этапах. Во всех проблемах главное — это разобраться в причинах. Поэтому априори все проблемы преодолимы. Более того, уверен, у России есть огромный потенциал стать мировым лидером, в том числе экспорте электрической энергии и соответствующих технологий.
Список литературы:
- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» Документ в действующей редакции опубликован не был. Доступ через справочно-правовую систему КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Документ в действующей редакции опубликован не был. Доступ через справочно-правовую систему КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» Документ в действующей редакции опубликован не был. Доступ через справочно-правовую систему КонсультантПлюс
- Новак А.В. Время быстрого вздорожания электроэнергии закончилось //Тарифное регулирование и экспертиза. – 2014 — №1 – с.40
- Обухова Е., Огородников Е. Слияние сетей: итоги и перспективы //Тарифное регулирование и экспертиза. – 2015 — №1 – с.36
- Материалы Всероссийского совещания по итогам работы органов государственного регулирования в 2014 году и определению основных задач на 2015 и 2016 годы [Сайт Федеральной службы по тарифам]. – URL: https://www.fstrf.ru/press/meeting/55(дата обращения: 13.04.2015)[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНОЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ» description=»Рост цен на электроэнергию не устраивает многих. В статье приводится обзор факторов, негативно влияющих на формирование цены, сформулированы пути развития экономики отрасли во благо экономики самой отрасли и страны в целом. » author=»Карманов Ильгиз Альфритович » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-05″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]