Стратегическое планирование – это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения [2, с. 272]. Основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании стратегической цели и ее достижении [4, с. 302]. В литературе представлены следующие методы планирования:
— экспертные (оценочные) или эвристические методы;
— методы прямых инженерно-экономических расчетов;
— балансовый метод;
— экономико-математические методы;
— метод ССП [1, с. 15-19].
Анализ достоинств и недостатков каждого из методов представлен в таблице 1.
Каждый из рассмотренных методов имеет свои достоинства и недостатки и в отдельности не может в полном объеме решать задачу стратегического планирования для нефтяных компаний. В последнее время получил распространение метод ССП, который является наиболее распространенным методом стратегического планирования т.к. позволяет связать стратегические цели компании с бизнес – процессами.
Таблица 1
Достоинства и недостатки методов стратегического планирования
Метод | Достоинства | Недостатки |
Экспертные (оценочные) или эвристические методы | 1. Каждый фактор рассматривается во взаимосвязи, учитывается взаимодействие всех факторов и степень их воздействия на конечный результат;
2. Позволяет применить практически всю информацию, также неформализованную, неполную. |
1. Прогноз бывает качественным, и формализовать его сложно.
|
Методы прямых инженерно-экономических расчетов | 1. Предназначен для определения потребностей рынка в данном виде продукции и возможностей ее производства;
2. Широко используются при решении стандартных и структурированных проблем. |
Не всегда можно применить, т.к. не все экономические процессы можно формализовано представить.
|
Балансовый метод | 1. Простота и ясность;
2. Обеспечивает целостность планирования на всех уровнях управления предприятием;
|
1. Формирует итоговые результаты исходя из заданных параметров, но не фиксирует зависимостей от их исходных данных, не устанавливает критериев выбора оптимального варианта, не дает конкретных рекомендаций – в каких случаях и при каких условиях применение того или иного варианта наиболее эффективно;
2. С помощью только лишь финансовых показателей невозможно всесторонне оценить эффективность инвестиций в нематериальные активы, конструктивно влиять на отношение к компании ее клиентов и повышать компетентность управляющего персонала. |
Экономико-математические методы | 1. Для прогноза изменения ситуации используют количественные показатели. | 1. Прогнозируют только количественные показатели.
|
Метод ССП | 1. Связывает стратегические цели компании с бизнес — процессами;
2. Прогнозирует как количественные, так и качественные показатели; 3. ССП рассматривает стратегию компании по 4 составляющим, соединенными причинно – следственными связями; 4. Простота восприятия исполнителями; 5. Доведение стратегии компании до каждого сотрудника; 6. Улучшение системы мотивации персонала; 7. Существует связь между всеми уровнями иерархии от высшего управленческого звена до низшего. |
1. ССП невозможно адаптировать к разным бизнес — процессам;
2. Разработка ССП трудоемка.
|
В статье был проведен анализ методов стратегического планирования. В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что из всех представленных методов стратегического планирования, метод ССП отвечает основной задаче стратегического планирования.
Метод ССП трансформирует стратегию в задачи и показатели, сгруппированные по четырем различным направлениям, таким как финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, обучение и повышение квалификации. Четыре составляющие ССП позволяют достичь баланса между долго – и краткосрочными целями, желаемыми результатами и факторами их достижения, а также жесткими объективными критериями и более мягкими субъективными показателями [3, с. 18-22].
ССП устанавливает связи между всеми уровнями иерархии от высшего управленческого звена до низшего – путем выстраивания соответствующих целей и показателей. В ССП рассматриваются как количественные, так и качественные ключевые показатели эффективности, которые позволяют оценить степень достижения стратегической цели и стратегии развития по уровням иерархии предприятия вплоть до подразделений, а также бизнес – процессов. ССП согласовывает цели и задачи подразделения и каждого работника со стратегией компании.
Список литературы:
- Бойко А.А. Методы стратегического планирования инновационного воспроизводства основных воспроизводственных фондов/ А.А. Бойко. – Вестник СибГАУ, 2011 — №5.
- Большаков А.С. Современный менеджмент и практика/ А.С. Большаков, В.И. Михайлов. – СПБ: Питер, 2005. – 528с.
- Бондаренко О.Н. Управление производством на основе сбалансированной системы показателей [Электронный ресурс] / О.Н. Бондаренко // Российское предпринимательство. – 2005. – № 11(71). — С. 18-22. — Режим доступа: https://www.creativeconomy.ru/articles/7223/
- Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд – М: Юнита-Дана, 2012. – 577 с.[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ» description=»Статья посвящена анализу методов стратегического планирования для нефтяных компаний. В статье проведен анализ существующих методов планирования. Один из наиболее эффективных методов стратегического планирования является система сбалансированных показателей (ССП). » author=»Дудорова Юлия Ивановна, Халикова Мамдуда Абдулхаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-04″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]