В современных условиях главной задачей российской экономики является ее динамичное развитие и модернизация.
Современный кризис поразил средний и малый бизнес. Его последствия уже почувствовали все граждане: резкое повышение цен, уменьшение финансирования бюджетной сферы, увеличение безработицы и снижение жизненного уровня населения.
Правительством разработана антикризисная программа, выделены средства на ее реализацию (до 3 трлн. руб., из них 80%- это помощь банкам), даже намечены сроки выхода из кризиса. На наш взгляд, это явно неадекватные меры для преодоления столь широкомасштабной кризисной ситуации. Антикризисная программа повторяет программу 2008г., но действенность той программы трудно оценить, поскольку тогда стране значительно помогли резко выросшие цены на нефть. Но сейчас все сложнее, запутаннее и более непредсказуемо, и прежде всего потому, что на самом деле, кризисные явления в экономике не были преодолены. В экономике работает простая схема — получаем сырьевую ренту и тратим ее, без постановки стратегических целей и не решая конкретных задач.
Для повышения экономической безопасности страны необходимо пересмотреть настоящую модель экономического развития России. При среднем приросте мировой экономики примерно на 3% в год нам необходимы ежегодные темпы прироста ВВП не меньше 5-7% в год. Но с учетом геополитического положения России и довольно низкого уровня жизни населения в сравнении с развитыми странами темпы прироста должны быть даже выше 7%. Для решения этой задачи необходимо сформировать правительство реформ. В его составе должны быть специалисты-профессионалы, а не политики. Либеральная модель развития экономики реализуется у нас уже более 20 лет, в итоге по экономическому потенциалу мы фактически остались на уровне 90-х годов. Более того, по многим параметрам, если их считать в физическом выражении, не достигнуты объемы даже 90-х. отставание по объемным показателям сопровождается нежелательными изменениями отраслевой структуры валового продукта – преобладает гипертрофированный торговый сектор (27% ВВП).
В среднесрочной перспективе необходимо воссоздать свой промышленный потенциал, обеспечивающий экономическую безопасность страны. Его доля в ВВП страны должна быть доведена до 40%, как в свое время было в СССР и сейчас в Китае. Задача очень сложная, но вполне выполнимая и необходимая с точки зрения геополитического положения России.
Необходима новая программа действий, в которой должно быть отражено ряд мер.
- Выработка плана развития на ближайшие годы: что необходимо делать, в каких объемах, приоритетность выполнения, источники инвестиций, расположение предприятий, установление логических схем и многое, многое другое.
- Определение действенных стимулов интенсивного развития экономики. Это в первую очередь налоговые, которые необходимо снизить на треть, это позволит выровнять уровень нашего налогообложения с быстроразвивающимися экономиками и тем самым создаст стимулы притока мирового капитала. Кроме этого их надо территориально перераспределить. Доля централизованных налогов с учетом внебюджетных доходов и таможенных платежей чрезмерна (до 60%). Для нормального развития регионов, решения их социальных проблем целесообразно придерживаться мировой практики и большую долю налогов отдавать регионам. Отдельно хотелось бы остановиться на налогообложении. Для ускорения малого и среднего бизнеса необходимо изменить налогообложение малых индивидуальных или семейных фирм (с занятостью не более двух человек), оставив для них только подоходный налог, использовать при их регистрации только уведомительный принцип, после регистрации на 5-7 лет наложить мораторий на разного рода административные проверки. Принятие таких мер резко увеличит стимулы к индивидуальному бизнесу, а страна получит массовую занятость.
- Определение отраслей приоритетного развития. В первую очередь аграрного сектора и сектора переработки сельхоз- и морепродуктов. Целесообразным является ускорение развития строительного комплекса как системообразующей отрасли несущей мультипликативный эффект. Кроме этого, весь комплекс машиностроения, и особенно транспортного (авиастроение, автомобилестроение, трубопроводы, железнодорожное машиностроение, судостроение), ускоренное и всестороннее совершенствование оборонного комплекса страны, электроэнергетики, сырьевых отраслей.
- Источники финансирования экономики:
а) Резервные фонды, созданные в период высоких цен на нефть.
б) Кредитование реального сектора экономики, прямое финансирование стратегически важных объектов.
в) Ввести в активный оборот «длинные» деньги различных фондов (пенсионного, дорожного и т.д.), а также сформировать механизм стимулирования этих фондов к зарабатыванию дополнительных средств.
г) Выпустить государственные ценные бумаги под хороший процент и с гарантией возврата. Привлекая тем самым неалые суммы населения.
д) Предоставить определенные преференции инвесторам стран – соседей. Зарубежным инвесторам на правах собственности предложить инфраструктурные проекты в России (дороги, электросети, порты и т.д.).
- Совершенствование банковской системы. Необходимо сделать банки центральным звеном инвестиционной политики в России. Сделать банки совладельцами и соучастниками производственной деятельности.
Очень важно, чтобы ЦБ РФ снизил ставку рефинансирования до 2-3% с тем, чтобы банки могли выдавать кредиты инвесторами на приемлемых условиях. При этом нужно продолжать осуществлять жесткий контроль за деятельностью банков. На некоторое время можно ограничить количество банков, имеющих право работать с валютой, а также ограничить вывод валюты из России.
- Выравнивание экономического развития регионов. Рассредоточить сложившуюся ситуацию в системе управления и организации налоговых потоков. Перевести налогообложение предприятий по месту производства, а не расположения центрального офиса, это будет значительным дополнительным источником финансовых средств регионам непосредственно участвующих в добыче, переработке и производстве продукции.
- Рассредоточенные всех ведомств и министерств. Это даст толчок к повышению уровня управления, приблизит их к основному производству, а также позволит значительно обновить кадры и привлечь к его управлению талантливых людей со всей страны.
- Точки роста социальной сферы в соответствии с требованиями высокого качества жизни и потребностями высокоразвитой экономики. Во всех этих сферах должны быть проведены глубокие реформы разработанные на основе широкого общественного обсуждения.
В заключении хочется отметить, что только экономически сильное государство столько же стоит и в политике. [schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ» author=»Айрапетян Венера Грачиковна, Корягина Евгения Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]