Достигнутый уровень развития национальной экономики и глобализация мировых финансовых рынков выдвинули на первый план новую функцию государства – обеспечение банковской безопасности.
Представляя собой стабильное, финансово устойчивое состояние национальной банковской системы, позволяющее обеспечить непрерывное осуществление (а также оперативное восстановление после негативного воздействия непредвиденных обстоятельств) ее участниками банковских операций и сделок вне зависимости от существующих или потенциальных угроз (рисков), банковская безопасность является важнейшей составляющей экономического суверенитета России. Ее ослабление автоматически означает критический уровень угроз национальной безопасности и может привезти не только к «развалу» отечественной экономики, но и к политическому краху. [1]
Развитие интеграционных процессов повышает зависимость экономики страны и особенно состояния национальной денежно-кредитной системы от конъюнктуры мирового рынка и экспортно-сырьевой направленности российской экономики. В этих условиях трудно переоценить значимость формирования и реализации единой государственной денежно-кредитной политики в преодолении нарастающей внешней зависимости экономики страны и угроз национальным интересам в денежно-кредитной сфере. Согласно Конституции РФ (ст. 114) формирование и проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики возложено на Правительство РФ. Ежегодная подготовка и реализация «Основных направлений единой государственной Денежно-кредитной политики» составляет объект деятельности ЦБ РФ. Соответственно цели и инструменты денежно-кредитной политики с начала 1990-х гг. до настоящего времени формируются в пределах компетенции ЦБ РФ. Они носят преимущественно монетарный характер- обеспечение «устойчивого снижения инфляции и поддержания ее на низком уровне» с использованием в основном инструментария денежной политики, часто в ущерб повышению кредитного потенциала российской экономики.[2, с.164]
Вопросы обеспечения экономической безопасности государства по всем сферам его функционирования актуализируются по мере возрастания степени открытости экономики государства. Особое место в системе обеспечения экономической безопасность занимают способы денежно-кредитного регулирования.
Исследованием экономической безопасности государства занимаются такие ученые, как А. Барановский, А. Власюк, В.Гейц, Н. Ермошенко, В. Мунтиян, Г.Пастернак-Таранущенко, В. Сенчагов, А. Сухоруков и др. Вопросам денежно-кредитного регулирования посвящены работы В. Мищенко, С. Моисеева, В. Стельмаха, С. Науменковой и др. Вместе с тем исследование возможностей противодействия угрозам экономической безопасности государства способами денежно-кредитного регулирования требует более глубокого подхода, особенно с учетом особенностей функционирования открытой экономики, которая оказывает сильнейшее влияние на денежно-кредитную безопасность многих государств.
Глобальные финансовые кризисы последних лет являются следствием теснейшей взаимосвязи финансовых рынков разных стран. Для стран с переходной экономикой характерной особенностью является долларизация экономики, которая в последние годы модифицировалась за счет усиления влияния евровалюты. Это не может не отражаться на монетарных составляющих, а значит должно учитываться при денежно-кредитном регулировании. Одной из основных проблем для России явилось удорожание кредитных ресурсов на международном рынке.
Основными причинами масштабов воздействия финансового кризиса на экономику России являются два основных фактора: интенсивность интеграции в мировую финансовую систему; отсутствие государственного контроля за присутствием иностранного капитала в стратегических отраслях экономики, к которым относится финансовый сектор. В результате стремительный вывоз иностранными инвесторами капитала из России привел к громадным потерям в финансовом секторе, который отреагировал падением ликвидности банковской системы, нестабильностью национальной валюты.
Для воздействия на денежную базу в рыночной экономике традиционно применяются косвенные способы денежно-кредитного регулирования (рис. 1). Благодаря современному финансовому кризису проявились новые способы денежно-кредитного регулирования, которые ранее в теории к таковым не относились. Многие из этих способов тесно связаны с бюджетным регулированием. В результате считаем возможным выделить ряд прямых способов денежно-кредитного регулирования бюджетного характера.
Кроме того, следует также обратить внимание на специфический способ денежно-кредитного регулирования, осуществляемый посредством экспорта/импорта инфляции. В случае экспорта инфляции главной целью является обеспечение стабильности собственной валюты через поддержание ее значимости для экономики других стран, что обусловлено потребностью обеспечения экономической безопасности государства через денежно-кредитное воздействие на экономику других государств. Авторская позиция в по идентификации способов денежно-кредитного регулирования представлена на рис. 1.
Рисунок 1 Классификация способов денежно-кредитного регулирования
С позиции обеспечения экономической безопасности государства нетрадиционный подход к классификации способов денежно-кредитного регулирования связан с усилением значимости взаимосвязи денежно-кредитного регулирования с бюджетным регулированием, а также с другими способами экономического регулирования. Самодостаточность способов денежно-кредитного регулирования со стороны только центрального банка уже себя исчерпала. Необходимо синтезированное воздействие разных видов экономической власти для формирования эффективной системы обеспечения экономической безопасности государства.
Для выработки стратегии и тактики обеспечения экономической безопасности способами денежно-кредитного регулирования необходимо выявить возможность противодействия угрозам финансового характера, акцентируя внимание на угрозах денежно-кредитного характера (рис.2).
Рисунок 2. Механизм потенциального действия денежно-кредитных регуляторов уровня экономической безопасности государства
Установление денежно-кредитных регуляторов должно осуществляться, прежде всего, по отношению к угрозам денежно-кредитного характера. Но следует учитывать возможность их использования для устранения угроз в других сферах. В результате использования денежно-кредитных регуляторов возможно развитие по двум сценариям: желательному и нежелательному. Реализация желательного сценария предполагает устранение или снижение степени значимости угрозы, в результате чего обеспечивается необходимый уровень экономической безопасности. Нежелательный сценарий предполагает возникновение новой угрозы или повышение степени их значимости. Наиболее опасной для экономики государства с открытой экономикой является финансовая блокада, осуществляемая со стороны другого государства с целью экономического давления.
При выборе приоритетного воздействия на уровень экономической безопасности через способы денежно-кредитного регулирования необходимо учитывать их сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относится возможность эффективной борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом, достижения более мягкого и быстрого результата (по сравнению с бюджетными методами), меньшего социально-политического резонанса (в случае «непопулярных мер») и определенной изолированности от политического лоббизма. К слабым сторонам относится невозможность прямого воздействия на обеспечение занятости, экономический рост и на социальную сферу.
Формирование системы монетарного воздействия прямо зависит от степени открытости экономики. Закрытый характер экономики упрощает использование денежно-кредитного регулирования в силу отсутствия некоторых видов угроз наднационального характера. Заметим, что замкнутость экономической системы Л. Вальрас рассматривал как одно из условий рыночного равновесия . Открытый характер экономики предполагает необходимость более глубокого постоянного контроля внешних угроз. Отсутствие экспортно-импортных операций значительно сужает круг угроз денежно-кредитного характера. Большинство современных государств реализуют модель открытой экономики, подпадая тем самым под влияние роста интеграции и глобализации.[4]
В области кредитно-денежных отношений основными мерами по обеспечению кредитно-финансовой безопасности являются:
- обеспечение устойчивости рубля;
- организация надежной системы расчетов и кассового обслуживания;
- принятие своевременных и эффективных мер по защите интересов вкладчиков банков, усиление роли Банка России в надзоре за деятельностью коммерческих банков для недопущения их массовых банкротств;
- совершенствование механизмов контроля за валютными текущими и капитальными операциями субъектов российского рынка органами государственного надзора;
- недопущение уменьшения размеров официальных золотовалютных резервов Российской Федерации.[3]
Вышеперечисленные мероприятия являются необходимыми минимальными мерами экономической безопасности в кредитно-денежной системе.
Таким образом, применение способов денежно-кредитного регулирования для обеспечения экономической безопасности государства требует учета множества факторов и специфики развития экономики страны. Неизбежность воздействия глобального экономического роста на монетарную политику большинства государств обусловливает необходимость разработки концепции обеспечения денежно-кредитной безопасности государства в условиях открытой экономики.
Список литературы:
- Банковская безопасность по законодательству России и Беларуси // Евразийский юридический журнал. № 6 (37) 2011
- Моисеев С. Р.. Денежно-кредитная политика: теория и практика : учеб. пособие / С. Р. Моисеев. — М.: Московская финансово-промышленная академия,2011. — 784 с., 2011
- Основные направления обеспечения экономической безопасности России в кризисной ситуации URL: https://1mashstroi.ru/antikrizisnoe_upravlenie/obespechenie_ekonomicheskoi_bezopasnosti_rossii/
- Хорошева А.С. Особенности противодействия угрозам экономической безопасности государства способами денежно-кредитного регулирования в условиях открытой экономики URL: https://www.be5.biz/ekonomika1/r2010/01322.htm[schema type=»book» name=»АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОНОМИКИ» author=»Просвирина Елена Михайловна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]