Номер части:
Журнал

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ С ВЕСОВЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ С ВЕСОВЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





Процесс принятия решений для социально-экономических систем не удается построить на основе точных формализованных правил, поскольку многие параметры (индикаторы) таких систем являются расплывчатыми и неточными. Технология принятия решений таких систем основывается на методах нечеткой логики, позволяющей воспринимать и эффективно обрабатывать расплывчатые, неточные входные переменные, и делать выводы базируясь на прототипических знаниях, сформулированных экспертно на знаниях предметной области [1-3].

Задача принятия решений формально выглядит как задача  аппроксимации зависимости  с помощью нечеткой базы знаний и операций над нечеткими множествами. Ранее, в работах [4-6] предложена экспертно-аналитическая процедура формирования базы знаний для принятия маркетинговых решений для рынка нефтесервисных услуг. Основой принятия решений с использованием нечеткой логики является список правил базы знаний вида «Если  –  то», определяющих взаимосвязь между входами и выходами исследуемого объекта. В работах [7-9] описана методика нечетко-логического прогнозирования ряда рыночных факторов нефтегазового бизнеса, позволяющая учитывать динамический характер нечетких переменных и своевременно приспосабливаться к изменениям.

В настоящей работе применяется методика уточнения базы знаний принятия решений с использованием расстановки весов продукционных правил (степеней истинности нечетких высказываний), осуществляемая для каждого нечеткого терма выходной переменной в виде обобщенного формата нечетких правил с использованием алгоритма Мамдани:

для схемы нечеткого логического вывода, представленной на рисунке ниже:

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ С ВЕСОВЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА

Рисунок 1. Схема нечеткого логического вывода

где  – нечеткий терм, которым оценивается лингвистическая входная переменная Xi  в строке с номером jp (p = 1,, kj); kj – количество строк-конъюнкций, в которых выход  – лингвистическая выходная переменная Y оценивается термом dj; т – количество термов, используемых для выходной лингвистической переменной Y.

Нечеткие правила устанавливает взаимосвязь между заданными в виде нечетких множеств входами X = (X1, X2,…, Xn) и выходом Y. Для каждого терма   выходной переменной Y сформировано kj правил вывода вида:

 ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ С ВЕСОВЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА

Практика показывает, что веса правил не равнозначны. Поэтому реалистичная ситуация требует назначения приоритетов. Предлагается использовать двоякий подход выбора весов систему убывающих предпочтений и систему безразличия. Системе убывающего предпочтения альтернатив наилучшим образом отвечает система снижающихся по правилу арифметической прогрессии весов, определяемая по правилу Фишберна [10]:

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ С ВЕСОВЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА

Оценка по Фишберну отвечает максимуму энтропии имеющейся информационной неопределенности об объекте исследования.

Система безразличия строится по правилу равных весов:

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ С ВЕСОВЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА

Экспертами проводится ранжирование системы правил, определяющих i-ый нечеткий терм выходной переменной, в порядке убывания их значимости. Часть высказываний в системы находится в отношении безразличия (≈). Таким образом, получается цепочка вида:

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ С ВЕСОВЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА

Таблица 1

Фрагмент системы весов Фишберна для 4 правил F

ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ С ВЕСОВЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА

Реализация методологии Нечеткая база знаний с весовыми коэффициентами построена для расчетов показателя конкурентоспособности четырех действующих предприятий нефтесервисного оборудования. С использованием экспертной системы была выполнена трансформация исходных факторов в натуральной шкале в балльную шкалу. В табл. 2 представлен фрагмент входных переменных.

Таблица 2

 Исходные данные (в баллах) для оценки конкурентоспособности по факторам для «НЗНО»

 

Факторы Цены Качество технологий Кадровое обеспечение Уровень легитимности уровень информативност Реклама (марк. Мероприятия) Экономика уровень рекламаций бонусы и скидки географ. Положение
   

X1

X2 X3 X4 X5 X6

X7

X8 X9 X10
Эксперты № 1 0,80 0,86 0,80 1,00 0,25 0,90 0,80 0,80 0,81 0,90
2 0,79 0,86 0,84 1,00 0,25 0,88 0,75 0,80 0,83 0,80
3 0,78 0,87 0,85 1,00 0,25 0,89 0,64 0,80 0,84 0,93
                   
9 0,81 0,87 0,94 1,00 0,25 0,90 0,87 0,80 0,90 0,80
10 0,81 0,92 0,93 1,00 0,25 0,89 0,92 0,80 0,90 0,80
6,32 6,21 6,27 6,57 6,49 6,41 6,66 6,46 6,53 6,61

 

Нечеткая модель конкурентоспособности реализована четырьмя системами нечеткого вывода: — нечеткая система моделирования качества сервисных услуг y1; нечеткая система моделирования имиджа предприятия y2; нечеткая система моделирования сервиса, ассоциированного с данным предприятием y3; нечеткая система прогнозирования конкурентоспособности предприятия y4.

  Далее приведены окончательные показатели конкурентоспособности по различным методикам.

Таблица 3

Значения показателей конкурентоспособности по различным методикам

Предприятие

Сравнение с

эталоном

Интегрированный показатель Дифференцирован-

ный показатель

Нечеткая логика (гауссовая. функция)

балл

Ранг балл Ранг балл Ранг балл

Ранг

«ОЗНПО» 6,38 3 0,64 4 36,77 4 36,80 4
«СЦ» 6,42 4 0,76 3 40,00 3 40,00 3
«НЗНО» 6,34 2 0,80 2 42,50 2 42,50 2
«ИЖНМ» 5,74 1 0,86 1 45,17 1 45,20 1

 

Каждый из рассмотренных методов обладает определенными недостатками и преимуществами. Методы сравнения с эталоном, дифференцированного показателя, интегрированной оценки показывают небольшой диапазон изменения значений для каждого исследуемого предприятия. Методы нечеткой логики дают сопоставимые результаты с другими рассмотренными методиками оценки конкурентоспособности. Это важно в случае недостатка исходной информации или неопределенности. Как правило, для фирм-конкурентов доступна лишь частичная информации. Здесь метод нечеткой логики позволяет оценить результаты не только качественно (например, в виде рангов), но и получить количественную оценку, характеризующую степень различия – на сколько результат будет больше, или меньше.

Основными факторами, влияющими на низкие значения (баллы) конкурентоспособности оказались: высокая ценовая политика (х1); недостаток высококвалифицированных кадров (х3);  низкий уровень  информативности об услугах и деятельности предприятия (х5); уровень рекламаций в СМИ и обществе (х8). Повышение этих показателей приведет к совершенствованию деятельности предприятия, приросту прибыл и эффективности производства.

Список литературы:

  1. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. – М.: Радио и связь, 1982. – 432 с.
  2. Мухаметзянов И.З. Методы оптимизации. Нелинейное программирование: учеб. пособие /И.З. Мухаметзянов – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. – 95 с.
  3. Мухаметзянов И.З. Методы оптимальных решений: учеб. пособие /И.З. Мухаметзянов – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2015. – 271 с.
  4. Мухаметзянов И.З., Зайнашева Э.Б. Оценка маркетинговых решений в условиях нечеткой рыночной информации // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2013. – № 2. – С. 38-41.
  5. Мухаметзянов И.З., Мешалкин В.П. Имитационная многоагентная нечетко-логическая модель принятия маркетинговых решений промышленного предприятия в условиях неопределенности // Прикладная информатика. – 2014. – №3 (51). – С. 100-109.
  6. Мухаметзянов И.З., Зайнашева Э.Б. Информационная система принятия маркетинговых решений для многоагентного рынка с использованием нечетких выводов // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – №56. URL: https://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=2293:opaoa-cca-
  1. Мухаметзянов И.З., Тукаева З.М. Прогнозирование показателей тер­риториально-производственных комплексов на основе нечетких временных рядов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. – 2013. – №3 – С. 239-243.
  2. Мухаметзянов И.З., Мешалкин В.П. Нечетко-логическая процедура прогнозирования развития нефтеперерабатывающих предприятий в условиях неопределенности // Нефтегазовое дело. – 2014. – №4. – С. 126-133.
  3. Мухаметзянов И.З., Тукаева З.М. Модель прогнозирования нечетких данных для решения бизнес задач предприятий ТЭК // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – №56. URL: .
  4. Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. – М.: Наука, 1978. – 352 с.[schema type=»book» name=»ПРОЦЕДУРА ФОРМИРОВАНИЯ НЕЧЕТКОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ С ВЕСОВЫМИ КОЭФФИЦИЕНТАМИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ РЫНКА СЕРВИСНЫХ УСЛУГ НЕФТЕГАЗОВОГО БИЗНЕСА» description=»Для уточнения продукционных правил принятия решений для рынка сервисных услуг нефтегазового бизнеса используется методика расстановки весов с использованием системы убывающих предпочтений и системы безразличия. Такая формализация актуальна для иерархической системы определяющих факторов. Рекомендации, полученные с использованием методов нечеткой логики имеют не только качественный характер, но и количественную оценку, характеризующую степень достижения результата. » author=»Фархутдинова Карина Рустемовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6776

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх