Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРОЙ ВУЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРОЙ ВУЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Современная система российского высшего образования интенсивно трансформируется и модернизируется в соответствии со стремлением нашей страны привести один из важнейших социальных институтов общества в соответствие с международным требованиями и стандартами.  Система высшего образования в настоящее время переживает колоссальное перенапряжение от длительных и болезненных процессов реформирования и, одновременно с этим, обнажает серьезные проблемы, возникающие как раз в связи с реализацией этих реформ.

Согласно принципам проводимой Министерством образования и науки политики, первичным должна стать подготовка высокопрофессиональных кадров, способных успешно конкурировать в том числе и на международном рынке труда. Создание же на базе вузов высоконаучных исследовательских центров, помимо формирования достаточно сильного и устойчивого имиджа во всем мире, должно стать той благоприятной средой, в которой и будут формироваться будущие специалисты – кадровый потенциал страны.

Несмотря на довольно серьезные функциональные трудности, проявляющиеся в настоящее время в нашей образовательной системе, стоит рассмотреть наиболее значимые проблемы, стоящие перед кафедрами – неотъемлемым звеном в деятельности вуза.

Кафедра – часть системы вуза, своеобразная стратегическая единица бизнеса на рынке образовательных услуг. Более того, кафедра, являясь структурным элементом системы, сама представляет собой системное образование, отличающееся совокупностью специфических элементов, образующих целостность, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

В связи с рассмотренными выше задачами Министерства образования и науки, на кафедру, как обязательный и необходимый структурный элемент вуза, в новых современных условиях развития образовательной системы накладываются дополнительные обязанности.

В настоящее время набор функциональных направлений управленческой деятельности заведующего кафедрой значительно расширился. В связи с чем, управленческую деятельность кафедры можно разделить на несколько направлений:

  • управление учебно-методической деятельностью;
  • управление научно-исследовательской работой;
  • управление процессами взаимодействия с другими структурными подразделениями вуза;
  • управление общественной деятельностью;
  • управление воспитательной деятельностью;
  • управление персоналом кафедры;
  • управление материально-техническим обеспечением кафедры.

Исходя из последних тенденций, наблюдающихся в высшей школе, можно выделить и такие направления, как:

  • управление информацией;
  • управление инновационной деятельностью;
  • управление предпринимательской деятельностью.

Каждое из вышеперечисленных направлений в итоге создает единую стратегию управления, результатом которой является формирование общего рейтинга кафедры.

В настоящее время приходится констатировать тот факт, что приоритетными для высшей школы (в рамках государственной политики) всецело становятся научно-исследовательская, инновационная деятельность и, что самое главное, предпринимательская деятельность. В то время как прямая и ранее приоритетная образовательная деятельность отходит на второй план. Именно на этих направлениях, сейчас концентрируют свое внимание руководящие органы образовательных организаций высшего образования.

Несомненно, активное развитие научно-исследовательской деятельности в вузе, а также привлечение к ней лучших студентов, является одной из важнейших задач высшей школы, результатом которой является формирование будущего кадрового и научного потенциала нашей страны. Однако, в настоящих условиях происходит явное искажение сущности данного неотъемлемого вида деятельности вуза, т.к. кафедры начинают концентрировать свои усилия и внимание на поиске и разработке заказных научных исследований с привлечением к данной работе не более 2-3% всех обучающихся, в то время как остальные 98% студентов вынуждены довольствоваться возможностями, предоставляемыми вузом для самообразования, в связи с тем, что общение с преподавателем, получение ответов на принципиальные вопросы в процессе дискуссии, сводится на нет, просто потому, что на это просто не выделяется или не остается времени.

К примеру, на написание учебных пособий, учебников и прочей учебно-методической литературы в большинстве вузов отводится минимальное количество часов нагрузки преподавателя. А там, где внедрена балльно-рейтинговая система оценки работы кафедр, на данные виды нагрузки либо вообще не отводится ни одного балла, либо, опять же, минимальное количество, не сопоставимое с баллами, выделяемыми за научно-исследовательскую деятельность.

По сути, в образовательном процессе такая ситуация является парадоксальной, т.к., к примеру, Министерство образования и науки регламентирует использование в образовательном процессе учебно-методической литературы не старее 5 лет и обязательно соответствующей новейшим требованиям, тенденциям и достижениям. На подготовку подобной литературы требуется огромное количество времени и трудозатрат. Тем более, такая работа должна соответствовать последним поправкам, внесенным в Гражданский Кодекс РФ, касающимся авторских прав [1]. Хорошо подготовленный учебник или учебное пособие требует ничуть не меньших усилий, чем подготовка, к примеру, монографии.

Другими словами, если мы хотим сохранить образовательную деятельность высшей школы в ряду основных и востребованных, то должны оценивать такую работу соответствующе, наряду с научно-исследовательской деятельностью.

Однако сейчас же получается так, что преподаватель пишет учебно-методическую литературу на общественных началах, так сказать «по велению сердца». Возникает вполне резонный вопрос: А зачем? Если то же самое время он может посвятить разработке научной темы, написанию статей и монографий, проведению исследования по заказной тематике и пр., публикуясь только в «правильных» изданиях с высоким импакт-фактором[1], и как итог, зарабатыванию пресловутых баллов, увеличению индекса цитируемости[2], и, как следствие, повышению своей заработной платы.

В то же время, уже сейчас можно встретить проблемные зоны такого смещения фокуса. Например, многие показатели, касающиеся научной деятельности профессорско-преподавательского состава, могут быть сфальсифицированы и не способны дать объективную оценку научной активности ученых. В частности, можно достаточно спокойно сфальсифицировать импакт-фактор, создав разветвленную сеть соавторов и раздробив одну научную тему на небольшие куски [4]. Или же к примеру, создать стройную систему взаимного цитирования знакомых авторов. По мнению Б.Е. Штерна, «индекс цитируемости, будучи возведен в абсолют, может изуродовать науку так же, как телевизионный и другие массовые рейтинги уродуют культуру… наука из метода исследования рискует превратиться в метод накрутки индекса» [5].

Мы подошли к опасной черте, когда образование как важнейшая функция высшей школы, по сути становится ненужной. Перевод мышления ученых на материальный уровень зарабатывания денег вместо творческого идеалистического уровня убивает социально-значимый для государства образовательный процесс. Он вроде бы есть, занятия идут строго по расписанию, ужесточается процедура проведения занятий и сдачи зачетов/экзаменов, разрабатываются рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств, регламентирующие образовательный процесс до малейшего элемента и пр., однако принципиальная значимость образования как подготовки высококвалифицированных кадров уходит. На передний план выходит самообучение. Безусловно, такой подход к освоению знаний в условиях информационного пространства и изменяющейся среды должен стать приоритетным. Однако, современный студент не всегда готов к такой модели обучения. В связи с чем преподаватель должен уделить больше времени к разработке заданий для самостоятельной работы студентов [3]. И опять же, в связи с высокой загруженностью преподавателей научно-исследовательской и «бумажной» работой, все внимание, которое необходимо концентрировать на взаимоотношениях «студент-преподаватель», в настоящее время оттягивается на решение вышеперечисленных задач, а именно, реализацию научного потенциала кафедр, а соответственно, и самого вуза, путем повышения норм и требований к ведению научно-исследовательской деятельности преподавателями. В таких условиях просто не остается времени на работу со студентами, хотя это один из важнейших видов деятельности для вуза.

В погоне за тотальным контролем деятельности кафедры мы столкнулись с еще одной серьезной проблемой: чрезмерное обременение структурных единиц ведением разноплановой документации, что в конечном счете, как это ни парадоксально, наносит серьезный урон самым главным направлениям деятельности кафедры:

  • образовательный (учебный) процесс;
  • научно-исследовательская деятельность.

По сути, преподавателям банально не хватает времени, чтобы полноценно отдаваться этим двум видам деятельности. Бюрократизация уничтожает все творческие устремления молодых, и не только, ученых.

Да, мы живем в сложное и тяжелое время глобальных реформ в образовании. Но, к сожалению, те люди, от которых зависит успех всей системы – ученые, также, как и кафедры, становятся самыми уязвимыми и бесправными слоями в системе образования.

Стремительно изменяющиеся требования (даже самые незначительные) к образованию и науке бесспорно призваны оптимизировать и усовершенствовать образовательный и научный процесс. Однако, каждое такое изменение отражается, в первую очередь, на работоспособности и производительности основных структурных единиц вузов – кафедр, т.к. приходится заново перерабатывать всю документацию, которая включает в себя огромное количество дублирующих документов. В связи с чем, кафедре приходится смещать фокус внимания с таких важных видов деятельности, как образовательная и научно-исследовательская, на разработку и переработку требуемой документации, т.е. учебно-методическую.

К сожалению, высшая школа в настоящее время столкнулась с той же самой проблемой, что и система здравоохранения, и средняя школа – оформление и подготовка большого количества документов. Этот поистине краеугольный камень сводит на «нет» все попытки усовершенствовать на практике (а не на бумаге) важнейшие сферы деятельности высшей школы.

На наш взгляд, и образовательная, и научно-исследовательская деятельность являются важнейшими и равнозначными в функционировании вуза, а соответственно, любой кафедры и каждого преподавателя в отдельности. И принижать какую-то из них в угоду гипертрофированного развития другой недальновидно и нерационально. Они должны развиваться только вместе: одна поддерживает и подталкивает к развитию другую. И, соответственно, оцениваться они должны также равнозначно.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать основной важный вывод: успешная и эффективная управленческая деятельность кафедры зависит, в первую очередь, от:

  • самой системы и ее требований;
  • государственного курса развития высшего образования в стране;
  • специфики действующей системы управления и функционирования в вузе.

В связи со сделанными выше умозаключениями можно сформулировать следующие рекомендации по повышению эффективности управленческой деятельности кафедры как структурной единицы образовательной организации высшего профессионального образования:

  1. Повышение статуса кафедры (в особенности, выпускающей) в структуре вуза.
  2. Повышение значимости образовательной деятельности и адекватная оценка трудозатрат на разработку учебно-методической литературы и работы со студентами.
  3. Оптимизация документооборота внутри образовательной организации.
  4. Сведение к минимуму обязательных отчетных документов кафедры.

Кафедра – это часть системы, и ее эффективность, в первую очередь, зависит от устройства самой системы, а эффективность управленческой деятельности кафедры теснейшим образом связана с качеством управления самой образовательной организацией.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4, гл. 70 – 71 «Авторское право» и «Права, смежные с авторскими».
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Зинцова М.В. Взаимодействие преподавателя и студента в условиях реализации модели обучения «бакалавриат – магистратура». Материалы Международной научно-практической конференции «Современные технологии в системе дополнительного и профессионального образования». –Прага:Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 г.
  4. Орлов А.И. Методологические ошибки ведут к неправильным управленческим решениям // Управление большими системами: Сборник трудов. – 2009. — № 27.
  5. Штерн Б.Е. Индекс цитируемости российских ученых // Аналитика культурологии. – 2009. — № 14.

[1] Импакт-фактор – это численный показатель важности издания.

[2] Индекс цитируемости – число ссылок на работы ученого в мировой / национальной научной литературе, которое отражает востребованность его результатов [4].[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРОЙ ВУЗА» description=»В статье рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкивается практически каждая кафедра образовательной организации высшего образования в современных условиях длительного реформирования системы отечественного образования. В результате проделанного анализа авторы дают рекомендации по повышению эффективности управленческой деятельности кафедр.» author=»Шальнова Ольга Александровна, Зинцова Марина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru slot terbaik slot deposit pulsa
404: Not Found