Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРОЙ ВУЗА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРОЙ ВУЗА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Современная система российского высшего образования интенсивно трансформируется и модернизируется в соответствии со стремлением нашей страны привести один из важнейших социальных институтов общества в соответствие с международным требованиями и стандартами.  Система высшего образования в настоящее время переживает колоссальное перенапряжение от длительных и болезненных процессов реформирования и, одновременно с этим, обнажает серьезные проблемы, возникающие как раз в связи с реализацией этих реформ.

Согласно принципам проводимой Министерством образования и науки политики, первичным должна стать подготовка высокопрофессиональных кадров, способных успешно конкурировать в том числе и на международном рынке труда. Создание же на базе вузов высоконаучных исследовательских центров, помимо формирования достаточно сильного и устойчивого имиджа во всем мире, должно стать той благоприятной средой, в которой и будут формироваться будущие специалисты – кадровый потенциал страны.

Несмотря на довольно серьезные функциональные трудности, проявляющиеся в настоящее время в нашей образовательной системе, стоит рассмотреть наиболее значимые проблемы, стоящие перед кафедрами – неотъемлемым звеном в деятельности вуза.

Кафедра – часть системы вуза, своеобразная стратегическая единица бизнеса на рынке образовательных услуг. Более того, кафедра, являясь структурным элементом системы, сама представляет собой системное образование, отличающееся совокупностью специфических элементов, образующих целостность, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

В связи с рассмотренными выше задачами Министерства образования и науки, на кафедру, как обязательный и необходимый структурный элемент вуза, в новых современных условиях развития образовательной системы накладываются дополнительные обязанности.

В настоящее время набор функциональных направлений управленческой деятельности заведующего кафедрой значительно расширился. В связи с чем, управленческую деятельность кафедры можно разделить на несколько направлений:

  • управление учебно-методической деятельностью;
  • управление научно-исследовательской работой;
  • управление процессами взаимодействия с другими структурными подразделениями вуза;
  • управление общественной деятельностью;
  • управление воспитательной деятельностью;
  • управление персоналом кафедры;
  • управление материально-техническим обеспечением кафедры.

Исходя из последних тенденций, наблюдающихся в высшей школе, можно выделить и такие направления, как:

  • управление информацией;
  • управление инновационной деятельностью;
  • управление предпринимательской деятельностью.

Каждое из вышеперечисленных направлений в итоге создает единую стратегию управления, результатом которой является формирование общего рейтинга кафедры.

В настоящее время приходится констатировать тот факт, что приоритетными для высшей школы (в рамках государственной политики) всецело становятся научно-исследовательская, инновационная деятельность и, что самое главное, предпринимательская деятельность. В то время как прямая и ранее приоритетная образовательная деятельность отходит на второй план. Именно на этих направлениях, сейчас концентрируют свое внимание руководящие органы образовательных организаций высшего образования.

Несомненно, активное развитие научно-исследовательской деятельности в вузе, а также привлечение к ней лучших студентов, является одной из важнейших задач высшей школы, результатом которой является формирование будущего кадрового и научного потенциала нашей страны. Однако, в настоящих условиях происходит явное искажение сущности данного неотъемлемого вида деятельности вуза, т.к. кафедры начинают концентрировать свои усилия и внимание на поиске и разработке заказных научных исследований с привлечением к данной работе не более 2-3% всех обучающихся, в то время как остальные 98% студентов вынуждены довольствоваться возможностями, предоставляемыми вузом для самообразования, в связи с тем, что общение с преподавателем, получение ответов на принципиальные вопросы в процессе дискуссии, сводится на нет, просто потому, что на это просто не выделяется или не остается времени.

К примеру, на написание учебных пособий, учебников и прочей учебно-методической литературы в большинстве вузов отводится минимальное количество часов нагрузки преподавателя. А там, где внедрена балльно-рейтинговая система оценки работы кафедр, на данные виды нагрузки либо вообще не отводится ни одного балла, либо, опять же, минимальное количество, не сопоставимое с баллами, выделяемыми за научно-исследовательскую деятельность.

По сути, в образовательном процессе такая ситуация является парадоксальной, т.к., к примеру, Министерство образования и науки регламентирует использование в образовательном процессе учебно-методической литературы не старее 5 лет и обязательно соответствующей новейшим требованиям, тенденциям и достижениям. На подготовку подобной литературы требуется огромное количество времени и трудозатрат. Тем более, такая работа должна соответствовать последним поправкам, внесенным в Гражданский Кодекс РФ, касающимся авторских прав [1]. Хорошо подготовленный учебник или учебное пособие требует ничуть не меньших усилий, чем подготовка, к примеру, монографии.

Другими словами, если мы хотим сохранить образовательную деятельность высшей школы в ряду основных и востребованных, то должны оценивать такую работу соответствующе, наряду с научно-исследовательской деятельностью.

Однако сейчас же получается так, что преподаватель пишет учебно-методическую литературу на общественных началах, так сказать «по велению сердца». Возникает вполне резонный вопрос: А зачем? Если то же самое время он может посвятить разработке научной темы, написанию статей и монографий, проведению исследования по заказной тематике и пр., публикуясь только в «правильных» изданиях с высоким импакт-фактором[1], и как итог, зарабатыванию пресловутых баллов, увеличению индекса цитируемости[2], и, как следствие, повышению своей заработной платы.

В то же время, уже сейчас можно встретить проблемные зоны такого смещения фокуса. Например, многие показатели, касающиеся научной деятельности профессорско-преподавательского состава, могут быть сфальсифицированы и не способны дать объективную оценку научной активности ученых. В частности, можно достаточно спокойно сфальсифицировать импакт-фактор, создав разветвленную сеть соавторов и раздробив одну научную тему на небольшие куски [4]. Или же к примеру, создать стройную систему взаимного цитирования знакомых авторов. По мнению Б.Е. Штерна, «индекс цитируемости, будучи возведен в абсолют, может изуродовать науку так же, как телевизионный и другие массовые рейтинги уродуют культуру… наука из метода исследования рискует превратиться в метод накрутки индекса» [5].

Мы подошли к опасной черте, когда образование как важнейшая функция высшей школы, по сути становится ненужной. Перевод мышления ученых на материальный уровень зарабатывания денег вместо творческого идеалистического уровня убивает социально-значимый для государства образовательный процесс. Он вроде бы есть, занятия идут строго по расписанию, ужесточается процедура проведения занятий и сдачи зачетов/экзаменов, разрабатываются рабочие программы дисциплин и фонды оценочных средств, регламентирующие образовательный процесс до малейшего элемента и пр., однако принципиальная значимость образования как подготовки высококвалифицированных кадров уходит. На передний план выходит самообучение. Безусловно, такой подход к освоению знаний в условиях информационного пространства и изменяющейся среды должен стать приоритетным. Однако, современный студент не всегда готов к такой модели обучения. В связи с чем преподаватель должен уделить больше времени к разработке заданий для самостоятельной работы студентов [3]. И опять же, в связи с высокой загруженностью преподавателей научно-исследовательской и «бумажной» работой, все внимание, которое необходимо концентрировать на взаимоотношениях «студент-преподаватель», в настоящее время оттягивается на решение вышеперечисленных задач, а именно, реализацию научного потенциала кафедр, а соответственно, и самого вуза, путем повышения норм и требований к ведению научно-исследовательской деятельности преподавателями. В таких условиях просто не остается времени на работу со студентами, хотя это один из важнейших видов деятельности для вуза.

В погоне за тотальным контролем деятельности кафедры мы столкнулись с еще одной серьезной проблемой: чрезмерное обременение структурных единиц ведением разноплановой документации, что в конечном счете, как это ни парадоксально, наносит серьезный урон самым главным направлениям деятельности кафедры:

  • образовательный (учебный) процесс;
  • научно-исследовательская деятельность.

По сути, преподавателям банально не хватает времени, чтобы полноценно отдаваться этим двум видам деятельности. Бюрократизация уничтожает все творческие устремления молодых, и не только, ученых.

Да, мы живем в сложное и тяжелое время глобальных реформ в образовании. Но, к сожалению, те люди, от которых зависит успех всей системы – ученые, также, как и кафедры, становятся самыми уязвимыми и бесправными слоями в системе образования.

Стремительно изменяющиеся требования (даже самые незначительные) к образованию и науке бесспорно призваны оптимизировать и усовершенствовать образовательный и научный процесс. Однако, каждое такое изменение отражается, в первую очередь, на работоспособности и производительности основных структурных единиц вузов – кафедр, т.к. приходится заново перерабатывать всю документацию, которая включает в себя огромное количество дублирующих документов. В связи с чем, кафедре приходится смещать фокус внимания с таких важных видов деятельности, как образовательная и научно-исследовательская, на разработку и переработку требуемой документации, т.е. учебно-методическую.

К сожалению, высшая школа в настоящее время столкнулась с той же самой проблемой, что и система здравоохранения, и средняя школа – оформление и подготовка большого количества документов. Этот поистине краеугольный камень сводит на «нет» все попытки усовершенствовать на практике (а не на бумаге) важнейшие сферы деятельности высшей школы.

На наш взгляд, и образовательная, и научно-исследовательская деятельность являются важнейшими и равнозначными в функционировании вуза, а соответственно, любой кафедры и каждого преподавателя в отдельности. И принижать какую-то из них в угоду гипертрофированного развития другой недальновидно и нерационально. Они должны развиваться только вместе: одна поддерживает и подталкивает к развитию другую. И, соответственно, оцениваться они должны также равнозначно.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать основной важный вывод: успешная и эффективная управленческая деятельность кафедры зависит, в первую очередь, от:

  • самой системы и ее требований;
  • государственного курса развития высшего образования в стране;
  • специфики действующей системы управления и функционирования в вузе.

В связи со сделанными выше умозаключениями можно сформулировать следующие рекомендации по повышению эффективности управленческой деятельности кафедры как структурной единицы образовательной организации высшего профессионального образования:

  1. Повышение статуса кафедры (в особенности, выпускающей) в структуре вуза.
  2. Повышение значимости образовательной деятельности и адекватная оценка трудозатрат на разработку учебно-методической литературы и работы со студентами.
  3. Оптимизация документооборота внутри образовательной организации.
  4. Сведение к минимуму обязательных отчетных документов кафедры.

Кафедра – это часть системы, и ее эффективность, в первую очередь, зависит от устройства самой системы, а эффективность управленческой деятельности кафедры теснейшим образом связана с качеством управления самой образовательной организацией.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 4, гл. 70 – 71 «Авторское право» и «Права, смежные с авторскими».
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Зинцова М.В. Взаимодействие преподавателя и студента в условиях реализации модели обучения «бакалавриат – магистратура». Материалы Международной научно-практической конференции «Современные технологии в системе дополнительного и профессионального образования». –Прага:Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013 г.
  4. Орлов А.И. Методологические ошибки ведут к неправильным управленческим решениям // Управление большими системами: Сборник трудов. – 2009. — № 27.
  5. Штерн Б.Е. Индекс цитируемости российских ученых // Аналитика культурологии. – 2009. — № 14.

[1] Импакт-фактор – это численный показатель важности издания.

[2] Индекс цитируемости – число ссылок на работы ученого в мировой / национальной научной литературе, которое отражает востребованность его результатов [4].[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРОЙ ВУЗА» description=»В статье рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкивается практически каждая кафедра образовательной организации высшего образования в современных условиях длительного реформирования системы отечественного образования. В результате проделанного анализа авторы дают рекомендации по повышению эффективности управленческой деятельности кафедр.» author=»Шальнова Ольга Александровна, Зинцова Марина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/https://staialakbarsurabaya.ac.id/slot-online/https://iat.alfithrah.ac.id/slot-gacor/https://krti.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://scuto.co.id/slot-online/