Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ИНСТРУМЕНТАМИ КОНТРОЛЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ИНСТРУМЕНТАМИ КОНТРОЛЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Все более пристальное внимание международных сообществ, государства, политических деятелей и общества привлекает к себе проблема обеспечения безопасности государства.

Ни одна из составляющих национальной безопасности не может быть реализована без стабильного экономического обеспечения. Следовательно,  гарантом политической независимости, суверенитета, стабильного и устойчивого развития, социального прогресса государства является надежная и эффективная система обеспечения экономической безопасности России, которая влияет на повышение качества жизни российских граждан и экономический рост страны.

«Предшествующий шестилетний период характеризовался глобальным финансово-экономическим кризисом 2008 — 2009 годов и последующим восстановлением. Российская экономика вследствие высокой зависимости от энергосырьевого сектора, накопленных дисбалансов и диспропорций в большей степени, чем экономики других стран, оказалась подвержена воздействию кризисных факторов» [2, с.1], что сказалось на снижении роста экономики и качества жизни российских граждан.

В связи с чем, в декабре 2015 года был подписан Указ Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», который рассматривает систему обеспечения национальной безопасности как «совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности органов государственной власти и органов местного самоуправления и находящихся в их распоряжении инструментов» [1,с.3].

Правительство Российской Федерации отмечает, что «к главным стратегическим угрозам национальной безопасности в области экономики относится «сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений..» [1,с.10], в том числе и бюджетном секторе экономики. Эти угрозы наносят значительный ущерб России.

Только за 2015 год  в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палатой Российской Федерации «было выявлено нарушений и недостатков при поступлении и использовании средств бюджетной системы на общую сумму 516,5 миллиардов рублей. «Это практически уровень 2014 года, в котором было 524,5 миллиарда рублей… нарушения разные, хотя с точки зрения наших традиционных подходов они имеют тот же самый характер, что и предыдущие годы. Наибольший удельный вес в объеме выявленных в 2015 году нарушений приходится на нарушения при формировании и исполнении федерального бюджета — 152,8 миллиарда рублей (29,6%), осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юр. лиц — 126,1 миллиарда рублей (24,4%), ведении бухучета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности — 78,2 миллиарда рублей (15,1%). Объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования составил 3,7 миллиарда рублей, а неэффективное использование федеральных и иных ресурсов – 81,2 миллиарда рублей». [4,с.1].

Наличие и разрастание  этих угроз вызывает нарушение стабильности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов (бюджетополучателей) и их способности к саморазвитию и прогрессу, т. е. происходит дестабилизация финансово-экономических отношений между участниками бюджетного процесса. Все перечисленные выше нарушения  связаны  с некачественным исполнением своих обязанностей должностными лицами, которые и создают условия для возникновения нарушений бюджетного законодательства, либо способствует возникновению у экономических субъектов намерений совершить действие, запрещенное законом.

По данным Счетной палаты РФ «за 2015 год к ответственности за нарушения законодательства РФ по представлениям СП привлечены 344 должностных лица, в том числе 65 человек уволены. При этом, в 2015 году СП обеспечила возврат в федеральный бюджет 10,3 миллиарда рублей, в бюджет Союзного государства — 9,3 миллиона рублей». [4,с.2].

Однако, не только привлечение к ответственности должностных лиц влияет на снижение угроз экономической безопасности в виде ущерба, наносимого государству нарушениями бюджетного законодательства. По нашему мнению, необходимо качественное проведение контроля (аудита эффективности) за принимаемыми решениями органами исполнительной власти и бюджетополучателями в части эффективного и целевого использования бюджетных средств, направленных в их распоряжение для выполнения возложенных на них задач и исполнения функций.

В настоящее время разработан проект Федерального  закона  «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» [5,с.1]  и План совершенствования надзорной деятельности на 2016-2017 гг. [6,с.1]. Согласно распоряжения Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы»,  эта деятельность будет включать в себя такие направления как:

совершенствование процессуальных форм и процедур контрольно-надзорной деятельности (мероприятий по контролю);

внедрение риск-ориентированного подхода при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий;

разработку и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов;

систематизацию и актуализацию обязательных требований, соблюдение которых оценивается в процессе контроля, включая исключение устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований;

подготовку предложений по оптимизации контрольно-надзорных функций». [3,с.2].

Кроме этого, на рассмотрение Госдумы внесен  Проект постановления Правительства Российской Федерации «О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля)», в котором разработаны Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности. [6,с.3]. Согласно этого документа вводятся 6 категорий риска и классов опасности — от чрезвычайно высокого риска (1 класс) до низкого (6 класс). По каждой категории опасности деятельности экономических субъектов устанавливаются соответствующие мероприятия по контролю с учетом их периодичности проведения (табл. 1). Т.е. периодичность проведения контроля будет зависеть от риска причинения вреда жизни, здоровью, окружающей среде, имуществу, безопасности государству в целом в результате деятельности этих субъектов

Таблица 1

Категории риска, классы (категории) опасности деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов

Категории риска Классы (категории) опасности Особенности осуществления мероприятий по контролю 1,2,3,4,5
чрезвычайно высокий риск 1 класс Плановая проверка проводится один раз в период, установленный в положении о виде государственного контроля (надзора)

 

высокий риск 2 класс
значительный риск 3 класс
средний риск 4 класс Плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, установленный в положении о виде государственного контроля (надзора)
умеренный риск 5 класс
низкий риск 6 класс Плановые проверки не проводятся

Следовательно, более тщательной проверке будут подвергаться  те экономические субъекты, чья деятельность действительно наиболее опасна или в силу высокой вероятности нанесения ущерба, или в силу масштабов деятельности. А для тех подконтрольных субъектов, у которых степень риска имеет низкий или средний уровень, режим контроля будет существенно упрощен. Это позволит существенно сократить масштабы контрольно-надзорной деятельности,  т.е. отказаться от всеобъемлющего контроля экономических субъектов.

При этом, деятельность контрольно-надзорных органов  будет рассматриваться с точки зрения  размера предотвращенного ущерба как в результате  контрольно-надзорных мероприятий, так и в ходе профилактики нарушений. В связи с чем «будет больше возможностей контрольно-надзорным органам проводить разъяснительную работу по содержанию обязательных требований подлежащих соблюдению экономическими субъектами в части расходования материальных и финансовых ресурсов» [3,с.2].

Таким образом, устранение устаревших, избыточных и дублирующих обязательных требований, применяемых органами контроля, и внедрение в их деятельность риск-ориентированного подхода позволит повысить качество проведения контрольных мероприятий, предотвратить  и снизить ущерб, наносимый государству в виде нарушений бюджетного законодательства, тем самым обеспечив безопасность и экономический рост страны.

Литература

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683
    «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Интернет-портал «Российской газеты» 31 декабря 2015 г.
  2. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015) // Документ опубликован не был
  3. Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 — 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 06.04.2016.
  4. Н. Селиверстова. Отчет о работе Счетной палаты (СП) РФ в 2015 году. Москва, 16 мая  // РИА Новости. Интенет-ресурс. Обращение 8.06.2016г.
  5. Проект Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации»//Отрасли-права РФ. Интенет-реурс. Обращение 8.06.2016г.
  6. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О применении системы управления рисками при организации и осуществлении государственного надзора (контроля)»  (подготовлен Минэкономразвития России 04.04.2016) // Информационно-правовой портал «Гарант.РУ», нтернет-ресурс, обращение 8.06.2016г.[schema type=»book» name=»ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В БЮДЖЕТНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ ИНСТРУМЕНТАМИ КОНТРОЛЯ» description=»Совершенствование инструментов контроля для обеспечения национальной безопасности государства в бюджетном секторе экономики за счет внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорную деятельность.» author=»Смирнова Лариса Николаевна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
anaknaga.id slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo slot online slot slot deposit pulsa slot
404: Not Found