Номер части:
Журнал

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
DOI:
Данные для цитирования: . НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





Организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, создающиеся для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, называются некоммерческими.

Некоммерческие организации играют значительную роль в становлении и развитии гражданского общества, способствуют повышению качества жизни, провозглашают и продвигают гражданские, а также религиозные ценности. Российский некоммерческий сектор (или третий сектор) составляют почти 400 тыс. организаций, работающих как на местном и региональном, так и федеральном уровнях.

Однако по важнейшим показателям российский некоммерческий сектор отстает от данного сектора в развитых странах (главным образом в  Западной Европе и Северной Америке). Таким образом, в России доля доходов некоммерческих организаций в ВВП составляет 0,6%, тогда как в государствах Западной Европы и Северной Америки — 6,5% [1]. В российских организациях третьего сектора занято около 1% общей численности работоспособного населения, а в развитых странах — 7,1%. Доля социально-ориентированных некоммерческих организаций в России —13,5%, в развитых странах— 60–70%.

Общество нуждается в НКО, в основном, по причине неспособности государства, а также благотворителей заключать договор с принуждением к его исполнению. Научно доказано, что контракт с некоммерческой организацией может быть наиболее эффективным, нежели контракт с организацией коммерческой.  Таким образом, в исключительных экономических условиях НКО являются наилучшим механизмом обеспечения благ и услуг.

Сравнив налоговое законодательство, регулирующее деятельность некоммерческих организаций за рубежом, можно сделать вывод, что эффективность его зависит не только от уровня юридической техники, но определяется также исключительными особенностями исторического и экономического развития страны, мерами государственной поддержки третьего сектора экономики.

В Соединенных Штатах Америки насчитывается около 1,5 млн некоммерческих организаций, на услуги которых в настоящее время выделяется около 1 трлн. долл. США. По данным налогового управления США, НКО уплатили в 2011 г. в бюджет страны 412 млрд долл. США, а в 2012 г. — 496 млрд долл. США налогов.

Некоммерческие организации,  которые выполняют общественные функции в сфере образования и религии, развития науки и литературы, борьбы с бедностью и  иных общественных целей, получают статус благотворительной организации в соответствии с Налоговым кодексом США. Данные организации подразделяются на публичные и частные фонды, деятельность которых наиболее активно регулируется государством.

Подобная практика льготного налогообложения НКО существует в Канаде. Благотворительным некоммерческим организациям воспрещено принимать участие в политической деятельности, в том числе прямо или косвенно поддерживать политические партии. Нарушение данного запрета может привести к упразднению статуса благотворительной некоммерческой организации и потере налоговых льгот.

В США и Канаде пожертвования в благотворительные организации вычитаются из налогооблагаемой прибыли юридических лиц. Размер данных налоговых вычетов составляют до 75% налогооблагаемой прибыли юридического лица за год в Канаде, 10% — в США. Благотворительные пожертвования юридических лиц свыше установленных ограничений могут быть перенесены на последующие налоговые периоды в течение пяти лет.

В результате анализа представляется возможным выделить две концепции налоговой политики в сфере налогообложения некоммерческих за рубежом. Первая делает упор на субъекты благотворительности, определяет их права и  ответственность посредством особого юридического статуса организаций-благополучателей (например, США, Канада, Англия и другие государства англо-саксонской правовой семьи), а вторая концепция акцентирует внимание взаимодействии между ними, в частности на целевом характере пожертвований и расходования средств.

Доходы, полученные от основных источников доходов некоммерческих организаций, т.е. целевых источников финансирования в международной практике налогообложения вышеуказанных экономических субъектов налогом не облагаются (США, Канада, страны ЕС, за исключением Австрии, где взимается налог по пониженной ставке с пожертвований). Классификация основных источников финансирования НКО сводится к двум основным: доходам от основных видов деятельности (пожертвования, дары и другие взносы) и доходы, не связанные с ней (доходы от оказанных услуг).

Налоговые льготы некоммерческим организациям предоставляются посредством освобождения данных организации от уплаты налогов, а также исключения некоторых видов доходов из налоговой базы по налогу на прибыль организации.

Некоммерческие организации могут быть освобождены от следующих видов налогов: на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, на дарение, на наследство и т. п.

Необходимо отметить, что достаточно существенное значение при исследовании налогообложения некоммерческих организаций имеет изучение реакции данных экономических субъектов в ответ на установление тех или иных налоговых льгот. Анализ международного опыта модификации поведения некоммерческих организаций под воздействием налогообложения позволяет дать объективную оценку потере общественного благосостояния в условиях различных налоговых характеристик.

Таким образом, в виду существенной роли НКО в обществе возможно сделать вывод, что налоговое регулирование деятельности некоммерческих организаций необходимо свести к снижению налоговой нагрузки на НКО. Это способствует расширению спектра услуг, предоставляемых некоммерческими организациями, повышению их качества, увеличению списка жертвователей, добровольцев и доноров, а также увеличению финансовых ресурсов некоммерческих организаций.

Необходимо создать дополнительные налоговые стимулы для благотворителей (как юридических, так и физических лиц), снизить налоговые издержки, которые связаны с благотворительной деятельностью, поскольку механизм поддержки НКО коммерческим сектором в Российской Федерации практически не работает.

Список литературы:

  1. Грищенко А.В. Опыт налогообложения благотворительных некоммерческих организаций за рубежом и его применение в России. Экономика. Налоги. Право. №2, 2014
  2. Синельников-Мурылев С., Трунин И. и др. Проблемы налогообложения некоммерческих организаций в России. М.: ИЭПП, 2007.
  3. Грищенко А. В. Налогообложение некоммерческих организаций: проблемы и перспективы: монография. М.: Дело и Сервис, 2013.[schema type=»book» name=»НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ» author=»Хохлова Елена Валериевна, Кармазина Юлия Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6775

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх