Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА В СВЕТЕ СОГЛАШЕНИЯ С ЕВРОСОЮЗОМ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА В СВЕТЕ СОГЛАШЕНИЯ С ЕВРОСОЮЗОМ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Евросоюзом (2015 г.) создает фундаментальную базу для развития двусторонних отношений в различных сферах взаимных интересов. При этом Казахстану отводится важная роль в реализации Стратегии нового партнерства между ЕС и Центральной Азией [1]. В свою очередь, «Казахстан, по словам Президента Казахстана, — готов стать «воротами» для ЕС в Центральную Азию» [2]. Перспективы партнерства «Казахстан-ЕС» предполагают уточнение долгосрочной финансовой политики, стратегических и программных документов развития республики, а также национального законодательства.

Стороны пришли к соглашению о необходимости сокращения различий, существующих между ними в различных сферах, в том числе в финансовом секторе. Это, в свою очередь, диктует необходимость активизации работы по сближению финансовой системы Казахстана с международными стандартами и директивами Евросоюза.

Решение современных проблем развития экономики и финансового сектора Казахстана непременно связано с использованием зарубежного опыта, особенно стран Евросоюза. Необходимость принятия Государственной программы «Путь в Европу» вызвана важностью решения задач внутреннего развития республики, разработки национальных приоритетов на европейском направлении, укрепления исторически сложившихся связей, приобщения к опыту европейской интеграции и институционально-правовых реформ, углубления технологического, энергетического, транспортного, торгового, гуманитарного и инвестиционного сотрудничества.

Роль Казахстана на международной арене постоянно возрастает. Это девятая по величине страна в мире с территорией, равной территории Западной Европы. Запасы нефти (по подтвержденным данным) являются девятыми по рейтингу в мире. С производством углеводородов связано почти четвертая часть ВВП и более двух третей экспорта страны. Все это составляет прочные предпосылки для развития экономики и создания условий для нормальной и качественной жизни населения, организации производства и укрепления внешнеэкономических связей.

В то же время многие трудности на пути партнерства и сотрудничества Казахстана с ЕС связаны с неразвитостью их «финансовой составляющей». В современных условиях усиление взаимодействия в сфере валютных отношений приобретает все большее значение как фактор развития национальной экономики Казахстана и снижения степени ее уязвимости от внешних финансовых потрясений. В этом аспекте сближение финансовой системы Казахстана с европейскими стандартами является одним из приоритетных направлений сотрудничества республики с ЕС.

Можно констатировать, что в Казахстане имеются благоприятные предпосылки для установления долгосрочного партнерства и сотрудничества с ЕС. Последовательный курс реализации Государственной программы «Путь в Европу» связан с выходом Казахстана на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях. Создаются благоприятные условия для ежегодного увеличения товарооборота с европейскими странами; принятия технических регламентов и гармонизированных стандартов, соответствующих требованиям стран ЕС; совершенствования национального законодательства с учетом европейских норм; продвижения интересов Казахстана на европейском континенте.

Модернизации финансовой системы Казахстан непременно основывается на новой Концепции развития финансового сектора республики до 2030 года [3]. В Концепции отражено видение развития финансовой сектора республики, обоснование финансовой политики, формулируется совокупность ключевых положений, выражающих систему воззрений, принципов и механизма претворения в жизнь этой политики.

Приоритетом государственной политики Казахстана в финансовом секторе признается совершенствование системообразующих факторов, оказывающих долгосрочное позитивное влияние на функционирование финансовых институтов. В содержательном аспекте сюда входят: качество государственного регулирования финансовых отношений; качество корпоративного законодательства; наличие достоверной и качественной информации (в том числе финансовой отчетности) как финансовых организаций, так и предприятий реального сектора экономики; ценные бумаги, которые находятся в обращении на рынках ценных бумаг, а также свободный доступ к ним; уровень развития инфраструктуры финансового сектора, степень доверия и осведомленности населения об услугах финансового сектора; подготовка профессиональных кадров для финансового рынка; совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения участников финансового рынка.

В соответствии с финансовой политикой Казахстана главную цель управления государственными финансовым можно сформулировать следующим образом: формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами физическим и юридическим лицам в условиях свободной конкуренции в соответствии со Стратегией «Казахстан-2050». В этом случае главная цель ориентирует развитие финансовой системы в полном соответствии со стратегией развития республики на указанную перспективу.

Достижение указанной цели предполагает решение различных по характеру, содержанию и социальному назначению задач. В концептуальном аспекте такими задачами являются: 1) снижение издержек общества и государства на поддержание устойчивости финансовой системы в случае возникновения потенциальных шоков; 2) повышение эффективности финансового сектора в условиях экономической интеграции и глобализации; 3) совершенствование инфраструктуры и создание оптимальных условий для качественного развития финансовой системы; 4) расширение ресурсов роста финансового сектора, в том числе за счет финансовых продуктов, отвечающих потребностям экономики; 5) поддержание сбалансированных экономических условий и снижение кредитных рисков в экономике. При помощи финансовых инструментов представляется возможным эффективно решать практические задачи по повышению конкурентоспособности казахстанской экономики, модернизации внутриэкономических отношений и внешних финансовых связей.

В соответствии с концепцией целевого управления, получившей подтверждение в Стратегии «Казахстан-2050», функционирование любой системы во всех ее промежуточных этапах и видах деятельности должно быть ориентировано на достижение конечных целей и результатов. В этом аспекте осуществляется модернизация финансового сектора республики, внедрение системы формирования и исполнения бюджета, основанного на индикаторах эффективности и результативности. Все это дополняется комплексной системой мониторинга и оценки деятельности государственных органов, позволяющей определить степень достижения стратегических целей, качество предоставляемых бизнесу и населению государственных услуг, эффективность использования бюджетных средств. Стратегическое планирование, финансовое программирование и проектный менеджмент признаются сутью обновлений в государственном управлении республики ближайшего будущего.

Объективным фактором, диктующим необходимость сближения финансовой системы Казахстана с международными стандартами и требованиями Евросоюза, является установление определенного единства внешнеэкономической деятельности республики в части спецификации товаров, работ и услуг. В этом аспекте особое внимание следует акцентировать на виды работ и услуг, которые особенно нуждаются в таком сближении. В практической плоскости требуется установление соответствия международным нормам и европейским стандартам нормативной базы о предприятиях и предпринимательской деятельности; банковской деятельности; бухгалтерском учете и налогообложении компаний; охране труда; финансовых услугах; правилах конкуренции; охране здоровья и жизни людей, животных и растений; защите окружающей среды; защите прав потребителей; таможенных правилах; технических нормах и стандартах, а также об устранении различий в области метрологии, стандартизации, сертификации и т.д.

Непременным условием сближения финансовой системы Казахстана с международными стандартами и требованиями ЕС является устранение противоречий между национальной нормативной базой финансового сектора и европейской. Наряду с этим важным является установление ясных гарантий против неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц в отношении хозяйствующих субъектов (как резидентов, так и нерезидентов), ведущих предпринимательскую деятельность на территории республики. Данное условие имеет принципиальное значение для установления партнерских отношений со странами ЕС и западными компаниями. Дело в том, что в международно-предпринимательской практике в настоящее время признается принцип «юридической определенности». Суть его состоит в максимальной «прозрачности» национального законодательства о финансовой и предпринимательской деятельности юридических лиц, о возможности свободного доступа к этому законодательству, ознакомления с действующими правовыми запретами в отношении деятельности юридических лиц и санкций за их несоблюдение.

Из сказанного становится ясной проблема определения в нормативном порядке условий, затрагивающих порядок создания и деятельности казахстанских компаний в странах Евросоюза, и, соответственно, европейских компаний в Казахстане. В реальной жизни несогласованность казахстанской нормативно-правовой базы по финансово-экономическим вопросам и, например, европейских стандартов создает потенциальную возможность для возникновения различных споров. Это может коснуться, в частности, казахстанских компаний, вышедших на европейский рынок, где они могут быть привлечены к ответственности за нарушение различных правил и норм Евросоюза (экологических, налоговых, о конкуренции и т.д.). Эта ответственность там рассматривается как уголовная, хотя в Евросоюзе Уголовный кодекс отсутствует, а действуют лишь различные директивы, за нарушение которых предусматриваются публичные санкции (штрафы, приостановление деятельности и т.д.).

Это касается также обеспечения сторонами свободного от дискриминации по сравнению с собственными физическими и юридическими лицами доступа аналогичных лиц другой стороны в компетентные суды и государственные органы сторон для защиты их индивидуальных прав в финансово-экономической сфере, в том числе прав собственности.

Стратегия «Казахстан-2050» предусматривает очередной этап модернизации национальной финансовой системы с тем, чтобы она не только могла обеспечивать развитие экономики республики, но и синхронизироваться с динамично развивающейся международной финансовой средой. Имеется в виду повышение конкурентоспособности финансовой системы республики во всех ее базовых сегментах. В частности, совершенствования требуют правила налогообложения. Дело в том, что ясные налоговые правила и нормы являются одним из важнейших условий, способствующих формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению отечественных и иностранных инвесторов. Таможенное дело в республике должно развиваться в направлении упрощения таможенных процедур в целях устранения расхождений в таможенных правилах и процедурах, которые могут препятствовать развитию международной торговли и обмена, а также стимулировать международное сотрудничество. В этих целях требуется снижение административных барьеров; применение современных методов таможенного администрирования; максимальное использование информационных технологий; внедрение международных таможенных стандартов с тем, чтобы обеспечить предсказуемость, последовательность и открытость при применении таможенных правил и процедур. Нуждаются в дальнейшем совершенствовании также требования к финансовому сектору, сфере естественных монополий, рынку ценных бумаг и т.д.

Сближение финансового сектора Казахстана с международными стандартами и директивами ЕС предполагает разработку механизма их «трансформации» в национальную нормативно-правовую базу, перенесение общепризнанных стандартов и норм в систему финансового законодательства республики. На этом пути предстоит непростая работа. Имеется в виду проведение систематизации всех действующих норм и правил о финансовой деятельности в республике, восполнении пробелов в регулировании финансовых отношений; упрощении регистрационных и разрешительно-лицензионных процедур в отношении предпринимательской деятельности физических и юридических лиц; установлении ограничений для незаконного вмешательства государственных органов в деятельность коммерческих и некоммерческих финансовых учреждений. Особого внимания требует проблема прогнозно-аналитического обеспечения финансовой деятельности, которая должна основываться на постоянном мониторинге тенденций развития финансового сектора и отдельных его сегментов республики и мировой финансовой системы, анализе практики функционирования финансовых институтов. Это позволит, с одной стороны, выявить фактическое положение дел во всем массиве норм о финансовом секторе республики, а с другой, — обнаружить пробелы в финансовом законодательстве и системе наказаний хозяйствующих субъектов за различные нарушения финансовых нормативов и правил.

Положительное решение поставленных проблем имеет принципиальное значение для привлечения иностранных инвесторов на казахстанский рынок. После вступления Казахстана в ВТО и перехода на международные стандарты регулирования финансовой деятельности финансовые организации республики вынуждены будут функционировать в условиях свободной конкуренции, противостоять вызовам, неизбежно обусловленным ростом проникновения финансовых услуг, оказываемых международными и европейскими конкурентными финансовыми организациями на казахстанском рынке без коммерческого присутствия (через их филиалы).

Список литературы:

  1. ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства. Принята на Саммите Евросоюза. Июнь 2007 год // (дата обращения 29.06.2015 г.).
  2. Послание Президента РеспубликиКазахстан — Лидера Нации Н.А. Назарбаева Народу Казахстана «Стратегия«Казахстан-2050» — Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года // https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400002014 (по состоянию на 17.01.2014 г.).
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 августа 2014 года № 954 Об утверждении Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 года // (по состоянию на 27.08.2014 г.).
  4. Указ Президента Республики Казахстан от 29 августа 2008 года № 653 О Государственной программе «Путь в Европу» на 2009-2011 годы // (по состоянию на 04.02.2011 г.).
  5. Указ Президента Республики Казахстан от 19 января 2015 года № 991 О парафировании проекта Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом // (по состоянию на 19.01.2015 г.).[schema type=»book» name=»МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА В СВЕТЕ СОГЛАШЕНИЯ С ЕВРОСОЮЗОМ О ПАРТНЕРСТВЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ» description=»В докладе рассматриваются актуальные вопросы модернизации финансовой системы Казахстана в свете нового, расширенного Соглашения с Европейским союзом о партнерстве и сотрудничестве (19 января 2015 г.) [5] и Государственной программы Казахстана «Путь в Европу» [4]. Анализируются следующие вопросы: финансовая политика и цели управления финансовым сектором республики; обосновывается необходимость систематизации действующего законодательства о финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечения его «прозрачности» и доступности для зарубежных инвесторов; устранения противоречий между национальной правовой базой регулирования финансовых отношений и международными стандартами, а также европейскими директивами и рекомендациями; установления гарантий безопасности финансовой деятельности европейских компаний в республике. » author=»Уварова Наталья Витальевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.15_08(17)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found