Номер части:
Журнал

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Евразийский Союз Ученых. Экономические науки. ; ():-.





Формирование рыночных отношений, переход к многообразию форм собственности, приватизация предприятий – все это требует развития теории и практики анализа хозяйственной деятельности предприятий, одним из важных направлений которого является анализ эффективности развития предпринимательской деятельности.

Необходимость исследования проблем экономической эффективности развития хозяйствующих субъектов обусловлена следующими факторами:

– ограниченность экономических ресурсов и/или нерациональность их распределения;

– стремление экономических агентов к организационному развитию и получению максимального эффекта при наименьших затратах;

– необходимость предотвращения негативного влияния институциональных систем менеджмента или адаптации хозяйствующих субъектов к новым условиям этих систем. [2]

Подход к определению понятия «эффективность» с давних времен остается в центре внимания ведущих ученых-экономистов. Однако, длительный период времени термин «эффективность» не использовали как самостоятельное понятие. Французский экономист Ф. Кенэ  употреблял термин «эффективность» не как самостоятельное понятие, а лишь в значение «результативности», возможности оценки деятельности правительства. Классик  политэкономии А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причине богатства народов»  связывал понятие эффективности  преимущественно с факторами национального дохода. Английский экономист, последователь и одновременно оппонент А. Смита Давид Рикардо возвращает понятие «эффективность» в экономику, используя его как отношение результата к определенному виду затрат. [3, с. 9]

К. Маркс, Ф. Энгельс   определяли категорию «эффективность», как   конечный результат производства в форме «чистого» полезного  эффекта, возникающего в результате повышения производительности общественного труда. Согласно их теории эффективность — это  экономия времени, необходимого обществу для производства того или иного продукта, а её повышению (эффективности) способствуют такие факторы, как средняя степень искусства рабочего, уровень развития науки и степень её технологического применения, общественная комбинация процесса труда, размер и эффективность средств производства, природные условия. [3, с. 9]

В.И. Ленин рассматривал возможность повышения эффективности во взаимосвязи с производительностью труда, которая является главным условием для «…устойчивого развития экономики». [3, с. 9]

Изучение эффективности как экономической категории началось в 60-е годы.  A.M. Омаров определяет экономическую эффективность, как отношение результата к затратам. Отсюда следует, что для повышения эффективности производства необходимо сократить затраты в расчете на единицу результата или увеличить результат на единицу затрат. [3, с. 9]

М.Н.Тимохин ассоциирует понятие «эффективность» с результативностью, а в качестве «эффекта» выступает результат. То есть эффективность производства  — это соизмерение результата и затрат, выражаемая следующим отношением: эффективность = эффект / затраты. [3, с. 10]

Таким образом, однозначного определение термина   «эффективность» не существует, а также отсутствует единая классификация видов эффективности.  Мы можем предположить, что эффективность (в переводе с латинского «efficientia» обозначает действенный, производительный, дающий результат) —  это результат каких – либо действий   в сопоставлении с затратами на его получение.

Однако, значение эффективности, как результативности или продуктивности не в полной мере характеризует  отношение различных аспектов деятельности  предприятия (цели деятельности или потребности) к полученному  результату.

Понятие эффективности включает в себя комплекс социальных, экологических, экономических, организационных, технологических составляющих.

Технологическая (ресурсная) эффективность отражает  степень интенсивности  использования ресурсов предприятия (соотношение между объемом выпуска продукции и размерами затраченных ресурсов). С помощью технологической эффективности проводят оценку стадий процесса производства, переработки, транспортировки и хранения продукции. Она измеряется натуральными и стоимостными показателями.

Экономическая эффективность – это  совокупность экономических отношений, возникающих между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, формирующих организационно-экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий условия для воспроизводства. К показателям экономической эффективности относят прибыль, удельные затраты на единицу стоимости реализации продукции.

К социальной эффективности относятся элементы территориальной общности населения:

  • производственная и социальная инфраструктура,
  • наличие кадров, состав семьи работника,
  • уровень удовлетворения потребностей населения в материальных и духовных благах.

Основным показателем оценки социальной эффективности является уровень жизни населения (потребление товаров и услуг, в расчете на душу населения).

Экологическая эффективность показывает степень состояние окружающей среды, характеризует уровень использования природных ресурсов. К показателям экологической эффективности относятся коэффициенты соотношения фактического нормативного уровня загрязнения воды, воздуха почвы и других элементов природной среды.

Организационная (управленческая) эффективность – это степень  взаимодействия субъектов и объектов управления, соблюдения нормативно- правовых актов в использовании форм собственности и хозяйствования, особенности функционирования технологической, экономической, социальной и экологической систем. К показателям эффективности системы управления относится  система стоимостных и натуральных показателей, являющихся составной частью экономической, социальной и некоторых других видов эффективности.

Оценки эффективности малого бизнеса  определяется повышением темпов его развитии с помощью таких показателей как доля малого бизнеса в формировании всех составляющих ВВП (ВРП); минимизация материальных и социальных потерь общества; повышение уровня социальной защищенности работников малых предприятий.

В соответствии со  ст.4 ФЗ РФ от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  к субъектам малого и среднего относятся,  коммерческие организации, индивидуальные  предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие критериям, представленным в таблице 1[1]:

Таблица 1

Критерии отнесения предприятия к малому или среднему.

Критерии субъектов

Занятость на предприятии Оборот предприятия

Критерий независимости происхождения

Микропредприятие До 15 человек До 60 млн. рублей Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ,муниципальных образований, иностранных юр. лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворите- льных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов.
Малое предприятие От 16 до 100 человек До 400 млн. рублей
Средние предприятие От 101 до 250 человек До 1 млрд. рублей

 Предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 4 ФЗ -№209 предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вопросы оценки эффективности развития малого бизнеса рассматриваются в работах А. Бусыгина, А. Крутика, А. Крупанина,  З.Варналия и других зарубежных и отечественных ученых-экономистов.  Так   А. Бусыгин рассматривает методы анализа эффективности создания малого предприятия. А. Крутик предлагает оригинальный подход к определению экономической эффективности бизнес-коммуникаций на основе оценки результатов в баллах, а затраты – в денежных и временных эквивалентах, с помощью интегрального коэффициента А. Крупанин предложил методику оценки эффективности вовлечения безработных в сферу предпринимательства. [4, с. 1]

Для оценки эффективности государственной поддержки малого бизнеса рядом экономистов предлагаются показатели отдачи бюджетных средств, затраченных на осуществление мер по содействию развитию малого бизнеса. Так, российские ученые А. Дадашев, И. Гловацкая, С. Лазуренко и А. Нешитой в качестве таких оценочных показателей рассматривают: [4, с. 1]

  • отношение годового прироста объема реализованной продукции субъектами малого бизнеса к объему бюджетных средств, выделяемых на их поддержку;
  • отношение годового прироста доходов работников малого бизнеса за счет увеличения числа рабочих мест к объему бюджетных средств, выделяемых на поддержку малого бизнеса;
  • соотношение объема платежей в бюджетную систему (бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды) и объема средств государственной финансовой поддержки (показатель бюджетной эффективности).

Несмотря на безусловную ценность предложенных авторами подходов и методов оценки результативности различных направлений развития малого бизнеса, нельзя считать вопросы определения эффективности развития малого бизнеса и мероприятий по его поддержке до конца изученными в силу многогранности объекта исследования.

Оценка экономической эффективности малого бизнеса на микроуровне предусматривает анализ показателей, традиционно используемых при анализе финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования: прироста объемов реализованной продукции, прибыли, рентабельности, фондоотдачи,  фондоемкости, капиталоемкости, продуктивности труда и др.

Для оценки экономической эффективности малого бизнеса на общегосударственном и региональном уровнях предлагается использовать систему показателей, характеризующих эффективность использования различных ресурсов, в том числе трудовых, а также результативность производственной и коммерческой деятельности субъектов малого бизнеса (табл. 2).

При этом предпочтение следует отдать не абсолютным, а относительным показателям, более достоверно отражающим реальное положение дел.

Таблица 2.

Система показателей оценки экономической эффективности

 малого бизнеса

Показатели экономической  эффективности малого предпринимательства

Хозяйственной деятельности

Использования материальных ресурсов

Использования материальных ресурсов

1.Прирост объемов производства продукции

2.Прирост объемов выручки от реализации продукции

3.Объем производства продукции в расчете на душу населения

4.Балансовая прибыль

5.Уровень рентабельности

6.Доля продукции малого предпринимательства в ВВП (ВРП)

7.Доля платежей субъектов малого предпринимательства в доходах бюджета всех уровней.

1.Относительная экономия ресурсов

2.Материалоемкость производства продукции  (товаров, работ, услуг)

3.Капиталоемкость производства продукции  (товаров, работ, услуг)

4.Снижение общего объема материальных затрат на производство продукции

1.Производительность труда

2.Трудоемкость производства продукции

3.Прирост уровня занятости

4.Соотношение выручки от реализации продукции и численности занятых

5.Уровень средней заработной платы в малом предпринимательстве, и ее соотношение со средней зарплатой в народном хозяйстве.

6.Соотношение производительности труда в малом бизнесе и в народном хозяйстве.

Практически все отобранные показатели взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Они дополняют друг друга, комплексно раскрывая сущность исследуемой проблемы. Так, расчет показателей удельного веса малого бизнеса в валовом внутреннем и валовом региональном продуктах, в прибыли, в бюджетных поступлениях дает возможность оценить место малого бизнеса в национальной экономике и экономике региона. Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов имеет значение для оценки ресурсных  возможностей субъектов малого бизнеса и льгот, предоставляемых им в сфере материального обеспечения. Анализ динамики представленных показателей  позволяет придать поддержке малого бизнеса более целенаправленный характер.

В качестве основных социальных эффектов малого бизнеса большинство исследователей называют прирост количества рабочих мест и объема поступлений в бюджет за счет сектора малого бизнеса, позволяющих решать комплекс социальных задач. Соответственно оценку социальной эффективности малого бизнеса (на государственном и региональном уровнях) целесообразно осуществлять по следующим критериям, представленным в таблице 3.

Таблица 3.

Система показателей оценки социальной эффективности малого бизнеса

Показатели социальной эффективности малого предпринимательства

Уровень безработицы Доходы населения Поступления в бюджет
1.Число занятых на малых предприятиях, уровень занятости (по региону, стране, др.)

2.Соотношение количества рабочих мест в малом предпринимательстве для молодежи и общего количества рабочих мест

3.Соотношение числа рабочих мест в секторе малого предпринимательства и к числу безработных

4.Уровень теневой занятости

1.Уровень оплаты труда на малых предприятиях  (в стране, по региону и др.)

2.прирост уровня средней заработной платы в малом бизнесе (по отраслям, по социальным слоям населения)

3.Соотношение темпов роста зарплаты в секторе малого предпринимательства и всему народному хозяйству

4.Уровень теневых доходов

1.Объемы отчислений в бюджеты разных уровней (федеральный, региональный, местный)

2.Темпы прироста обязательных платежей субъектов малого бизнеса.

3.Соотношение темпов прироста платежей субъектов малого предпринимательства и всего сектора предпринимательства.

4.Объем потерь бюджета от теневых оборотов в малом бизнесе.

Таким образом, необходимость комплексного подхода к оценке социально-экономических эффектов развития малого бизнеса подтверждается практикой становления и развития малого бизнеса в различных странах.

Таблица 4.

Примерные показатели комплексной оценки социально – экономической эффективности малого и среднего  бизнеса.

Параметры оценки Показатели Принцип расчета Источник данных
1. Качество развития малого и среднего  предпринимательства (МСП) в регионе Количество МСП, размещенных в регионе на душу населения Число МСП в регионе (тыс.)/ численность населения (млн.) Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики и данным регионального Министерства экономического развития
Доля субъектов МСП, размещенных в общей численности предприятий число МСП в регионе(тыс.)/общее число предприятий (тыс.) Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики и данным регионального Министерства экономического развития
Объем оборота МСП на одного занятого Объем оборота МСП, (100тыс.руб)/

Среднесписочная численность занятых на МСП (млн.)

Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики.
Объем налоговых поступлений в расчете на одно МСП Объем поступлений (тыс.руб) /

Число МСП в регионе (тыс.)

Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы.
2. Эффективность использования ресурсов Расходы бюджета всех уровней  на реализацию государственной поддержки МСП Расходы федерального бюджета(млн.руб) + расходы бюджета субъекта РФ (млн.руб) Оценивается на основании данных объективной статистики (Министерства экономического развития субъекта РФ; Федеральное казначейство – данные о расходах бюджета).
3. Социальная эффективность Среднее число занятых на одном МСП в регионе Среднесписочная численность занятых на МСП (тыс.)/Число МСП (тыс.) Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики.
Доля занятых на МСП в общей численности Среднесписочная численность работников на МСП(тыс)/ Общая среднесписочная численность работников (тыс) Экспертный расчет на основе данных объективной и субъективной статистики.
Социальная привлекательность МСП в регионе Среднемесячная оплата труда работников МСП, (тыс. руб) Среднемесячная зарплата  в экономике региона (тыс.руб) Рассчитывается по данным Федеральной службы государственной статистики и субъективных данных.

Мировой опыт показывает, что высокая социальная значимость малого бизнеса начинает проявляться в условиях, когда экономические результаты деятельности субъектов малого бизнеса достигают определенного уровня и начинают оказывать влияние на основные финансовые показатели национальной экономики. Следовательно, поддержка развития малого бизнеса должна быть сосредоточена, прежде всего, на доведении показателей деятельности малого бизнеса до социально значимых величин, а также на содействии сформировавшемуся сектору  малого бизнеса для укрепления его жизнеспособности.

Список литературы:

1. Федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года

2.Рязанцева Н.В. «Экономическая эффективность предприятий малого и среднего бизнеса»  Вестник КАСУ №4 – 2008,/ Интернет -ресурс режим доступа :https://www.vestnik-kafu.info/journal/16/635/

3.Субаева А.К. Повышение экономической эффективности производства продукции пчеловодства. – Ульяновская ГСХА «им. П.А. Столыпина», 2012.- 180 с.

4. Чубарева Л.И.  Эффективность поддержки малого бизнеса и критерии ее оценки, 2008 год/Интернет — ресурс режим доступа: type=»book» name=»МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» author=»Саломатина Марина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх